Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе:председательствующего судьи Сидоровой О.А.,
при секретаре Утешевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 27 февраля 2012 года гражданское дело по иску ТСЖ «КОСМОС-КВАРТАЛ» к ООО «КАЛУГА ХХ1 век» о признании незаконным строительства, о возложении обязанности по демонтажу объекта незавершенного строительства, восстановлении покрытия придомовой территории,
УСТАНОВИЛ:
29 декабря 2011 года истец обратился в суд с иском к ООО «КАЛУГА ХХ1 век» о признании незаконным строительства, указав, что ответчиком на основании выданного ему разрешения ведется строительство контрольно-пропускного пункта на земельном участке с кадастровым номером №. Ссылается на нарушение прав жителей многоквартирного жилого дома <адрес> ввиду того, что строительство данного объекта ведется, в том числе, на придомовой территории, являющейся общим имуществом собственников многоквартирного дома. Также ссылается, что фактически ведется строительство объекта капитального строительства непосредственно примыкающего к стене жилого дома, что является реконструкцией дома. Указывает на нарушение требований пожарной безопасности при возведении спорного объекта. В связи с чем просит признать незаконным строительство капитального объекта – контрольно-пропускного пункта, обязать демонтировать объект незавершенного строительства и восстановить покрытие придомовой территории.
Представители истца по доверенностям Фомина М.Н., Кузнецов Д.В., Смольянинова Е.Г. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности Фокина Е.А. возражала против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц Городской Управы города Калуги, Управления строительства и земельных отношений города Калуги, Управления Роскомнадзора по Калужской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего собственникам помещений на праве общей долевой собственности, входит в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно статье 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка, в том числе, указываются границы земельного участка, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Судом установлено, что Распоряжением Городской Управы города Калуги от 21 мая 2010 года за № 6400-р утверждена схема расположения земельного участка под многоквартирным домом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, на кадастровом плане кадастрового квартала № с ориентировочной площадью 6043 кв.м (л.д.20 т.1).
Данный земельный участок 07 июля 2010 года был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д. 81 т.2, л.д.22 т.1).
Также судом установлено, что на основании Распоряжения городского Головы городского округа «город Калуга» № 10391-р от 11 декабря 2006 года ООО «КАЛУГА ХХ1 век» утвержден акт о выборе и проект границ земельного участка площадью 240,0 кв.м с предварительным согласованием места размещения контрольно-пропускного пункта по адресу: <адрес> (л.д. 58).
27 июня 2008 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 40:26:000308:490 (л.д. 109 т. 2, л.д. 64 т. 1).
Распоряжением городского Головы городского округа «город Калуга» № 10395-р от 11 сентября 2008 года указанный земельный участок площадью 240,0 кв.м с кадастровым номером № предоставлен в аренду ООО «КАЛУГА ХХ1 век» для строительства контрольно-пропускного пункта с последующим заключением договора арены от 22 сентября 2008 года (л.д. 59, 60, 61 т. 1).
Распоряжением Городской Управы города Калуги № 7790-р от 16 июня 2010 года с учетом изменений, внесенных в него Распоряжением от 06 октября 2010 года за № 12665-р утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 76-79 т. 1).
На основании Постановления Городской Управы города Калуги от 05 августа 2011 года за № 3092-пи (с учетом изменений, внесенных Постановлением от 19 сентября 2011 года), Постановления городской Управы города Калуги от 29 ноября 2011 года за № 8401-пи ответчику выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – контрольно-пропускного пункта сроком до 15 марта 2012 года (л.д. 73, 74, 75 т. 1).
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, на котором ведется строительство спорного объекта капитального строительства был поставлен на государственный кадастровый учет до формирования земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и определения его границ.
По мнению суда, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих, что строительство спорного объекта ведется на придомовой территории многоквартирного дома, которая, как указывает истец, включает участок по периметру дома шириной 1,2 метра.
При постановке на государственный кадастровый учет наложений земельных участков с кадастровыми номерами № и № не имелось, что подтверждается материалами межевых дел, пояснениями представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области, актом согласования местоположения границы земельного участка под многоквартирным домом (л.д.96 т.2). Граница земельного участка №, смежная с участком с кадастровым номером № проходит вдоль фасада жилого дома <адрес>, что подтверждается также данными цифровой пространственной ортофотосъемки, данными о границе отвода земельного участка, содержащимися в генеральном плане рабочей документации (л.д. 123-133, 193 т. 1).
От назначения и проведения по делу судебной землеустроительной экспертизы, в целях выноса границ спорных смежных земельных участков и определения их фактического местоположения на местности истец отказался, иных доказательств, бесспорно свидетельствующих о незаконном строительстве спорного объекта на придомовой территории многоквартирного дома не представил.
Таким образом, истцом не доказано, что имеется нарушение, либо реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения земельным участком со стороны ответчика.
Также суд не соглашается с доводами истца о том, что возводимый ответчиком объект вплотную примыкает к торцу жилого дома, в связи с чем имеет место проведение работ по реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской федерации реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Судом установлено, что вышеуказанными Постановлениями Городской Управы города Калуги за № 3092-пи и № 8401-пи дано разрешение именно на строительство объекта капитального строительства – контрольно-пропускного пункта.
Указанное также подтверждается Рабочей документацией (архитектурное решение, конструкции ж/б, проект организации строительства) (л.д. 104, 134, 143 т. 1), проектной документацией здания КПП на отдельно стоящем фундаменте (л.д. 181 т. 2), Пояснительной запиской рабочего проекта (л.д.1, 12 т. 3), градостроительным планом земельного участка (л.д. 78 т.1), заключением ОАО «Калугагражданпроект» (л.д. 146 т. 2) из которых следует, что ответчиком ведется строительство отдельно стоящего объекта.
В связи с чем являются несостоятельными доводы истца о нарушении ответчиком норм жилищного законодательства, определяющих порядок принятия решения общим собранием собственников помещений о реконструкции многоквартирного дома.
С учетом уточнения оснований заявленных требований, истец также ссылается, на нарушение ответчиком норм и правил пожарной безопасности при строительстве контрольно-пропускного пункта. В обоснование заявленного требования указывает на необходимость проведения пожарно-технической экспертизы в целях установления соответствия проекта строительства спорного объекта требованиям пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства, их частей.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка.
В состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел с перечнем мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со статье 1 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции.
В статье 52 указанного Закона определены способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара.
В соответствии со статьей 78 Закона проектная документация на здания, сооружения, строения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Судом установлено, что проектная документация на строительство контрольно-пропускного пункта, утвержденная 07 июля 2010 года ООО «ГОРПОЖЗАЩИТА», содержит мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (л.д. 181 т. 2).
Согласно указанной проектной документации, технические решения, принятые в проекте здания КПП на отдельно стоящем фундаменте пристроенного к жилому дому по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям противопожарных норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности разработаны в соответствии с требованиями указанного Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального Закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании». Планировочное решение генерального плана принято также в соответствии с СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Проект содержит обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объекта и иные способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара (л.д.188 т. 2).
Ответчиком ведутся работы по строительству контрольно-пропускного пункта на основании данной проектной документации, градостроительного плана земельного участка и действующего разрешения на строительство.
В связи с чем, по мнению суда, не нашли своего подтверждения доводы истца о несоответствии проектной документации возводимого объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности. Доводы представителей ТСЖ «КОСМОС КВАРТАЛ» о возможных нарушениях требований пожарной безопасности в дальнейшем, при эксплуатации спорного объекта, по мнению суда, также не могут явиться основанием для удовлетворения иска, поскольку не свидетельствует о наличии нарушенного права истца при рассмотрении настоящего дела.
С учетом обстоятельств установленных по делу, а также того, что строительство спорного объекта ответчиком осуществляется на предоставленном ему земельном участке, на основании действующего разрешения на строительство, которое истцом не оспаривается, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ТСЖ «КОСМОС-КВАРТАЛ» к ООО «КАЛУГА ХХ1 век» отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Сидорова
Мотивированное решение составлено 07 марта 2012 года.