2-909/2019
10RS0№ ...-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2019 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриева А. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что является получателем пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ года. В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил срочную военную службу в войсковой части, дислоцирующейся в ......... После службы в армии в течение трех месяцев был трудоустроен в <...>. При обращении в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ему было отказано. Полагая данный отказ необоснованным, просит включить в стаж указанный период прохождения военной службы в районе Крайнего Севера и обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
В судебном заседании истец поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Корнилов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы, изложенные в отказе ответчика, пояснил, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, осуществляется с применением Правил, которыми не предусмотрено включение периодов службы в районах Крайнего Севера в льготный стаж. Федеральным законом № 400-ФЗ также не предусмотрена возможность применения ранее действовавшего законодательства при исчислении страхового стажа и стажа работы в «северных» районах в целях установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Кроме того, в архивной справке указано, что истец проходил действительную срочную военную службу в войсковых частях № ... и № ..., в то время как в военном билете и учетно-послужной карточке указано о прохождении службы в войсковой части № ....
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения ст. 19 и 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Частями 4, 5, 12 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - ФЗ № 400-ФЗ) предоставлено право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. Право на ее установление указанным лицам предоставляется независимо от их места жительства. При этом лицам, имеющим 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или смешанный стаж (как в районах Крайнего севера, так и в местностях, приравненных к ним) устанавливается более высокая фиксированная выплата к страховой части пенсии, чем лицам, проработавшим 20 календарных лет только в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд РФ, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненный к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Частью 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ Ануфриев А.Н. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии; ХХ.ХХ.ХХ ему отказано в перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.2 ст.18 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истцом заявлено требование о зачете периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Суд считает, что при разрешении спора о включении периода прохождения действительной срочной службы в специальный трудовой стаж необходимо применять законодательство, действующее в соответствующий период.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 года, время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.
В период службы истца в армии по призыву действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что период действия срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в РКС и МКС; поступление на работу в РКС и МКС не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки и военного билета истца следует, что он в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил службу в рядах Советской Армии. Согласно оригиналу представленной справки войсковой части № ... от ХХ.ХХ.ХХ, истец с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ непрерывно проходил военную службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Из архивной справки ФГКУ «<...>» (<...>) следует, что истец с ХХ.ХХ.ХХ (приказ командира войсковой части № ... № ... от ХХ.ХХ.ХХ) по ХХ.ХХ.ХХ (приказ командира войсковой части № ... № ... от ХХ.ХХ.ХХ) проходил службу в должности <...> в войсковых частях № ... и № ..., которые в указанный период дислоцировались в ........; уволен с военной службы ХХ.ХХ.ХХ. После службы в армии ХХ.ХХ.ХХ истец был принят на работу в <...>, то есть с условиями работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в течение трех месяцев после увольнения с военной службы.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), ........ относится к районам Крайнего Севера, ........ Республики Карелия - к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами и их буквальным толкованием, период прохождения службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ может быть засчитан в стаж работы в районах Крайнего Севера, что дает ему право на перерасчет фиксированной части страховой пенсии.
Доводы ответчика о том, что положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат установленным обстоятельствам по делу, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, в силу которых иск не подлежал бы удовлетворению.
Указание представителя ответчика на то, что согласно архивной справки истец проходил действительную срочную военную службу в войсковых частях № ... и № ..., в то время как в военном билете и учетно-послужной карточке Ануфриева А.Н. указано о прохождении службы в войсковой части № ..., что, в том числе, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не принимает во внимание, поскольку указанные дата и номер приказа (№ ... от ХХ.ХХ.ХХ), как в военном билете, так и в архивной справке свидетельствуют о том, что истец проходил срочную военную службу в войсковой части № ....
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, истцом представлен оригинал справки войсковой части № ... с указанием полных данных (ФИО) и периода прохождения службы.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами и их буквальным толкованием, период прохождения службы в армии истца с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ может быть зачтен в специальный стаж.
Истец является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, суд считает, что требование истца об обязании ответчика включить в стаж работы, в районе Крайнего Севера обозначенный период подлежит удовлетворению.
Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии ХХ.ХХ.ХХ, решением ответчика ему было отказано во включении в стаж спорного периода.
Поскольку других оснований для отказа в перерасчете пенсии истцу не имеется, а с учетом спорного периода у него возникает право на перерасчет, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии подлежит удовлетворению с ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, в связи с чем, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет Кондопожского муниципального района РК государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить Ануфриеву А. Н., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, период прохождения военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Кондопожского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.