Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-616/2012 ~ М-602/2012 от 13.09.2012

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

07 ноября 2012 года         г. Сольцы                                                                                         

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Зуйковой В.М.,

с участием старшего помощника прокурора Солецкого района Петуховой Ю.А.,

представителя ответчика Солецкого районного потребительского общества «Солецкое РайПО» Евграшовой Л.В.,

при секретаре Новиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области к Солецкому районному потребительскому обществу «Солецкое РайПО» об обязании оформить охранный документ на объект культурного наследия - «Дом жилой, вторая половина ХIХ века» и произвести информационное обозначение памятника на здании,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с указанным заявлением к Солецкому районному потребительскому обществу «Солецкое РайПО», указав в обоснование, что на территории г. Сольцы по адресу: <адрес> расположен объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой, вторая половина ХIХ века». В настоящее время в указанном здании расположен магазин «<данные изъяты>» Солецкого районного потребительского общества «Солецкое РайПО». В соответствии со свидетельством о регистрации права собственности здание находится в собственности Солецкого районного потребительского общества «Солецкое РайПО». Согласно ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно Преамбуле к Федеральному закону объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Просит обязать ответчика Солецкое районное потребительское общество «Солецкое РайПО» оформить охранный документ, в том числе охранное обязательство на объект культурного наследия «Дом жилой, вторая половина ХIХ века», находящийся по адресу: <адрес>, а также произвести в отношении указанного объекта культурного наследия информационное обозначение памятника на здании в срок до 01 декабря 2012 года.

В судебном заседании прокурор Петухова Ю.А. заявление поддержала частично, отказавшись от требований об обязании оформить охранный документ, в том числе охранное обязательство на объект культурного наследия -«Дом жилой, вторая половина Х!Х века», поскольку охранное обязательство оформлено ДД.ММ.ГГГГ, остальные требования поддержала по основаниям, в нём изложенным, в части информационного обозначения памятника на здании, просила установить срок для устранения нарушений - до 01 февраля 2013 года.

Представитель третьего лица Управления государственной охраны культурного наследия Комитета культуры <адрес> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, причина неявки неизвестна.

Представитель ответчика Солецкого районного потребительского общества «Солецкое РайПО» Евграшова Л.В. требования прокурора не признала, и суду пояснила, что охранное обязательство было оформлено в 1998 году, но отвечая на запрос прокурора, в тот период времени, охранное обязательство ими было не найдено, в настоящее время в бухгалтерии была обнаружена папка с охранными обязательствами. Также полагает, что оснований для информационного обозначения памятника не имеется, так как РайПО является собственником данного здания без обременений, и в настоящее время указанный памятник не включен в реестр, как объект культурного наследия.

Представитель ответчика Дмитриев Н.В. надлежаще извещенный о рассмотрении дела в судебное заседание, из показаний данных им в судебном заседании 17 октября 2012 года требования не признал и суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ Солецким РайПО в лице председателя правления Евграшовой Л.В. в соответствии с Законом СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года №865, выдано охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры, расположенному по адресу: <адрес> Управлению государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры Новгородской области для использования под магазины. Срок действия настоящего охранного обязательства установлен на время нахождения указанного памятника у пользователя. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ магазин «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности Солецкого РайПО, без обременений. Что касается требования прокурора Солецкого района Новгородской области об обязании произвести в отношении указанного объекта культурного наследия информационное обозначение памятника на здании, то оснований для удовлетворения данного требования не имеется, поскольку указанное охранное обязательство не зарегистрировано, а само здание не внесено в реестр, а потому полагает в данной части требований прокурору отказать.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению в части обязании произвести в отношении указанного объекта культурного наследия информационное обозначение памятника на здании по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с паспортом Дома жилого, расположенного по адресу: <адрес>, указанное строение является памятником архитектуры и датируется второй половиной ХIХ века, границы охранной зоны не разработаны.

Постановлением Администрации Новгородской области №21 от 23 января 1997 года «О памятниках истории и культуры» отнесены к памятникам истории и культуры местного значения памятники архитектуры и истории, согласно прилагаемому Государственному списку памятников архитектуры и истории области, подлежащих охране как памятники истории и культуры местного значения, под номером 646 под охрану государства принят памятник истории и культуры, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно предоставленному Комитетом культуры Новгородской области Перечню объектов культурного наследия, расположенных на территории Солецкого района Новгородской области, Дом жилой, вторая половина ХIХ века, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения и значится в указанном перечне под номером 66.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ магазин, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес> потребительского общества (без обременений) дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Охранному обязательству по недвижимому памятнику истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ Солецким РайПО в лице председателя правления Евграшовой Л.В. в соответствии с Законом СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года №865, выдано охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры, расположенному по адресу: <адрес>, Управлению государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры Новгородской области для использования под магазины. Согласно п.3 указанного документа срок действия настоящего охранного обязательства установлен на время нахождения указанного памятника у пользователя.

В силу ст.ст. 48, 50 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия.

Согласно ст. 27 Федерального закона на объектах культурного наследия, включённых в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, включенных в реестр определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Согласно ч.3 ст. 64 вышеуказанного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Вместе с тем, в соответствии с ч3 ст. 15 Федерального закона №73-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре, являются основным источником информации об объектах культурного наследия. При этом в соответствии с ч.9 ст. 18 указанного закона объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в этот реестр. То есть внесение обозначенного объекта в региональный реестр недвижимого культурного наследия не свидетельствует о том, что данный объект внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Таким образом, включение памятника регионального значения в реестр предполагает его последующую регистрацию в реестре в соответствии с требованиями указанного закона.

В соответствии с Методическими рекомендациями по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и оформлению паспорта объекта культурного наследия, утвержденными приказом Росохранкультуры от 14 апреля 2010 года №59 «О совершенствовании деятельности по ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» регистрация объекта культурного наследия в реестре осуществляется путем издания соответствующего приказа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее -Росохранкультура).

Такой приказ согласно сообщения Росохранкультуры не издавался.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Областного закона Новгородской области от 05 января 2004 года №226-ОЗ (в редакции от 27 января 2012 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области» информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия регионального значения устанавливаются в трехмесячный срок с момента включения объекта в реестр.

В соответствии с п.72 Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года №203, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Пунктом 78 указанной Инструкции установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Из Положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утвержденной Приказом Министерства культуры РФ от 03 октября 2011 года №954) п.4 установлено, что при выявлении объектов представляющих собой историко - культурную ценность, Минкультуры России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия (далее - органы охраны объектов культурного наследия), осуществляют их государственный учет в специальных документах.

П.4 указанного Положения - специальными документами, в которые вносятся данные об объектах, представляющих собой историко - культурную ценность, являются учетные карты.

Как установлено в судебном заседании представитель истца ссылается на Постановление Администрации Новгородской области от 23 января 1997 года №21 о включении в единый государственный реестр объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Дом жилой, вторая половина ХIХ века, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно сообщения Комитета культуры Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ описание предмета охраны, особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, а также определение границ территории объекта в местной системе координат и размещение сведений о территории в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности не разработаны, а потому указанный объект культурного наследия в едином государственном реестре не зарегистрирован.

То есть истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что указанный памятник истории и культуры был включен в реестр памятников истории, градостроительства и архитектуры, то есть, включен в государственный охранный реестр недвижимых памятников, подлежащих охране, как памятник республиканского (регионального) значения, поскольку в материалах дела отсутствует учетная карточка.

Как усматривается из паспорта памятника истории и культуры СССР «Дом жилой, вторая половина ХIХ века» (л.д.7-10), категория охраны не установлена, границы охранной зоны не разработаны.

При таких обстоятельств, суд полагает, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой, вторая половина ХIХ века», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности (без обременений) Солецкому районному потребительскому обществу «Солецкое РайПО». Но также достоверно установлено, что указанный объект культурного наследия, не включен в государственный охранный реестр недвижимых памятников, подлежащих охране, как памятник республиканского (регионального) значения, а потому основания для обязания общества произвести в отношении указанного объекта культурного наследия информационное обозначение памятника на здании в срок до 01 февраля 2013 года не имеется..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Солецкому районному потребительскому обществу «Солецкое РайПО» произвести в отношении объекта культурного наследия «Дом жилой, вторая половина ХIХ века», находящийся по адресу: <адрес>, информационное обозначение памятника на здании в срок до 01 февраля 2013 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения с 12 ноября 2012 года.

Председательствующий                                                   В.М. Зуйкова

Мотивированное решение составлено 12 ноября 2012 года.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области от 30 января 2013 года решение Солецкого районного суда Новгородской области от 07 ноября 2013 года отменено. По делу постановлено новое решение, которым заявление прокурора удовлетворено, Солецкое районное потребительское общество «Солецкое РайПО» обязано произвести в отношении объекта культурного наследия «Дом жилой, вторая половина XIX века», находящегося по адресу: <адрес> информационное обозначение памятника на здании в срок до 01 июня 2013 года.

2-616/2012 ~ М-602/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Солецкого района
Ответчики
Солецкое РайПО
Другие
Управление государственной охраны культурного наследия
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Зуйкова Валентина Михайловна
Дело на странице суда
solecky--nvg.sudrf.ru
13.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2012Передача материалов судье
18.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2012Судебное заседание
07.11.2012Судебное заседание
15.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее