РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Петрозаводск 20 апреля 2016 г.
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего судьи Цепляева О.В., при секретаре Аникиевой Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетова В. И. к Акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о расторжении кредитного договора, признании пункта кредитного договора недействительным, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кочетов В.И. обратился в суд с исковым заявлением к АО «Банк Русский Стандарт» с требованиями о расторжении кредитного договора №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, признании п.<данные изъяты> договора недействительным, так как: в договоре не указана полная сумма, подлежащая выплате, проценты, комиссии; неустойка в размере <данные изъяты>% годовых, взимаемая при наличии просроченного долга, несоразмерна последствию нарушенного обязательства (п.<данные изъяты>); договор типовой и возможности повлиять на его содержание не имелось; согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Стороны извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. От истца имеется просьба рассмотреть дело в свое отсутствие. От представителя ответчика поступил отзыв о несогласии с требованиями истца и применении срока исковой давности.
Исследовав материалы, суд приходит к следующему выводу.
При разрешении настоящего спора суд исходит из следующих установленных фактических обстоятельств: ДД.ММ.ГГГГ Кочетов В.И. обратился в АО «Банк Русский Стандарт» с заявлением на получение потребительского кредита на оплату приобретаемого у ООО <данные изъяты> товара: <данные изъяты>. Кочетову В.И. выдан кредит на сумму <данные изъяты> рублей, под <данные изъяты>% годовых, на срок <данные изъяты> дней. Договору присвоен номер – <данные изъяты>, открыт счет – <данные изъяты>. Полная сумма, подлежащая выплате, проценты, отсутствие комиссий, указаны в заявлении на получении потребительского кредита, в графике платежей и непосредственно в самом договоре. Кроме того, согласно п.<данные изъяты> договора, при наличии просроченного долга и просроченных процентов, Банк взимает с Заемщика неустойку в размере <данные изъяты>% годовых на сумму основного долга и сумму просроченных процентов за пользование кредитом. ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению Кочетова В.И., сумма кредита <данные изъяты> рублей переведена на счет ООО <данные изъяты> в счет оплаты товара, который Кочетов В.И. получил.
При разрешении настоящего спора суд руководствуется следующими положениями закона: В силу ст.ст.309, 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а принятые обязательства должны исполняться надлежащим образом.
В соответствии с п.1 ст.10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 1 ст.16 закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии со ст.ст.807, 809, 810, 819, 820 ГК РФ по кредитному договору, составленному в письменной форме и считающемуся заключенным с момента передачи денег, банк обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, помимо указанных в ней способов, и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку (штраф, пени) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (ст.330 ГК РФ).
В ст.333 ГК РФ закреплено право суда уменьшить неустойку в случае, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Согласно п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Согласно ч.1 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года.
Применительно к рассматриваемому случаю суд считает установленным, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Банком был заключен кредитный договор №<данные изъяты>. Банком на имя истца открыт счет, перечислены денежные средства, то есть обязательства по кредитному договору ответчиком были исполнены в полном объеме.
Учитывая, что по своей правовой природе кредитный договор относится к договорам присоединения, условия которого определены банком в стандартных формах, что не свидетельствует о нарушении принципов равенства участников отношений и свободы договора, доказательств, подтверждающих, что Кочетов В.И. обратился в банк с заявлением о заключении кредитного договора на иных условиях, либо возражал против заключения договора на указанных условиях, истцом в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено. У суда нет доказательств нарушения прав истца понуждением к заключению договора на предложенных банком условиях.
В судебном заседании установлено, что при заключении кредитного договора стороны согласовали все существенные условия, в том числе: размер кредита, срок предоставления, размер ежемесячного платежа, процентную ставку, полную стоимость кредита. Истец воспользовался кредитными средствами, совершив оплату товара, приобретенного в ООО <данные изъяты>, частично погашал задолженность по договору, что свидетельствует о том, что Кочетову В.И. было известно о существенных условиях кредитного договора, ему была предоставлена полная информация о стоимости кредита, в том числе о процентах за пользование кредитом. Утверждения истца о непредоставлении ответчиком достоверной информации о пользовании кредитными денежными средствами, противоречит имеющимся доказательствам, в том числе собственноручно подписанным истцом графику платежей, в котором указаны как сумма долга и ежемесячных платежей, с разделением на сумму основного долга и процентов, так и отсутствием сведений о взимании каких-либо комиссий.
Далее, ссылаясь на завышенный размер неустойки, доказательств, подтверждающих ее явную несоразмерность последствиям нарушения обязательства и применение ответчиком неустойки по договору (п.12), Кочетов В.И. не представил, в связи с чем доводы истца в данной части подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, требования истца о расторжении кредитного договора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, признании пункта <данные изъяты> договора недействительным, не основаны на действующем законодательстве, поскольку договор был заключен при свободном волеизъявлении сторон, услуги, оказываемые банком в рамках заключенного договора, являются возмездными, их стоимость соответствует утвержденным тарифам и общим условиям комплексного банковского обслуживания, то есть, условия кредитного договора соответствуют требованиям гражданского законодательства России, в том числе закона «О защите прав потребителей».
Оснований для применения истечения срока исковой давности, в соответствии с заявленным ответчиком ходатайством, со ссылкой на п.2 ст.181 ГК РФ, согласно которой срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год, суд не усматривает, поскольку оспариваемая сделка, по мнению истца, на основании п.2 ст.168 ГК РФ, является ничтожной, соответственно срок исковой давности, согласно ч.1 ст.181 ГК РФ, составляет три года, и он не истек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Кочетова В. И. к Акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о расторжении кредитного договора, признании пункта кредитного договора недействительным, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда через Петрозаводский городской суд.
Судья Цепляев О.В.
Мотивированное решение составлено 20 апреля 2016 г.