Решение по делу № 2-1809/2014 ~ М-1304/2014 от 02.10.2014

Дело № 2-1805 /2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2014 г. г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи КАЗАНЦЕВОЙ Е.В.

при секретаре МАРАКУШКИНОЙ Е.Н.

с участием истцов СЕТЧЕНКО С.В., ДАНИЛОВОЙ Е.С.

ОНОХОВОЙ Т.Н., СЕТЧЕНКО Я.В.

представителей ответчика ПЕРШИКОВОЙ Л.И., КЛИНОВОЙ Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой ЕС, Оноховой ТН, Сетченко ЯВ, Сетченко СВ к МДОУ детский сад № 2 «Ласточка», администрации муниципального района «Шилкинский район», комитету по финансам администрации муниципального района «Шилкинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы обязании выплачивать заработную плату в установленном законом размере

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что работают в детском саде, получает заработную плату в размере минимального размера оплаты труда. Считает, что установленный размер заработной платы нарушает трудовые права и не соответствуют положениям Конституции РФ и трудового законодательства. Полагает, что необходимо устанавливать оклад в размере 5 554 руб., а на него начислять все проценты. Просят взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату с 1 июня по 31 августа 2014 года, обязать ответчика выплачивать в дальнейшем заработную плату, исходя из оклада в размере минимального размера оплаты труда с начислением районных коэффициентов.

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования, согласны с расчетом, представленным ответчиком.

    Представитель ответчика детского сада согласна с исками.

Представители ответчиков муниципального района, комитета финансов считают себя ненадлежащим ответчиком, размер компенсации морального вреда завышенным. Представитель комитета по финансам Клинова Д.Т. не согласна с расчетом, представила расчет, произведенный, исходя из табеля рабочего времени. Заявила об исковой давности.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ). При этом Конституция РФ указывает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 2 Трудового кодекса РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право на повышенную оплату труда также подтверждают и закрепляют статьи 147,148,315,316.317 ТК РФ и Закон РФ от 19.02. 1993г. № 4520 -1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Исходя из правового смысла данных норм, установление повышенной оплаты труда, а именно районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. То есть данный вид выплаты по своему основанию не связан с количеством и качеством выполняемого труда, и основанием для его выплаты является то, что истец работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно в особых климатических условиях.

Таким образом, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 336 -ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ установлен в размере 5 554 рубля в месяц.

Как указано в определении Верховного суда РФ от 24 июня 2011 года № 52-В11-1Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как установлено в судебном заседании истцы работают в детском саде № 2 «Ласточка», получает заработную плату со всеми начислениями, включая районный коэффициент, в размере менее минимального размера оплаты труда, что подтверждается трудовым договором, расчетными листами.

Суд полагает, что в размер заработной платы должен входить оклад и все надбавки и размер заработной платы должен составлять 5 554 руб., затем должен начисляться коэффициент 40% и северная надбавка 30%. Таким образом, размер заработной платы у истца должен в месяц составлять 9 441 руб. 80 коп.

Суд полагает, что расчет, представленный представителем ответчика комитета по финансам, является верным, так как выполнен на основании табеля рабочего времени, ответчики с данными расчетами согласны. При этом доводы представителя ответчика о пропуске исковой давности суд находит несостоятельными, так как истцы обратились в суд в сентябре 2014 года, их заявления были оставлены без движения.

Согласно представленным расчетным листам размер фактически начисленной заработной платы за период с июня по август 2014 года составил:

У Даниловой Е.С. 4479, 04 руб. + 5731, 04 + 5731, 04 руб. = 15941, 12 руб.

У Сетченко Я.В. 5731, 04 + 4485, 16 + 4093, 6 = 14 309, 8 руб.

У Сетченко С.В. 7555, 00 + 8967, 3 = 16522, 3 руб.

У Оноховой Т.Н. 7905, 80 + 6702, 19 + 7 053, 01 руб. = 21 661 руб.

Размер заработной платы с июня по август 2014 года должен был составить

У Даниловой Е.С. 4969, 37 + 9 441, 8+ 9441, 8 = 23 852, 97

У Сетченко Я.В. 9441, 8 + 7389, 23+ 6744, 14 = 23575, 17

У Сетченко С.В. 9441, 8 + 9 441, 8 = 18 883, 6 руб.

У Оноховой Т.Н. 8944, 86 руб. + 8620, 77руб. + 9441, 8 руб. = 27 007, 43

Методом вычитания выплаченных фактически сумм из размера заработной платы, которая должна была быть начислена истцу, получаем суммы невыплаченной заработной платы за период с июня по август 2014 года

У Даниловой Е.С. 7911, 85 руб.

У Сетченко Я.В. 9265, 37 руб.

У Сетченко С.В. 2361, 3 руб.

У Оноховой Т.Н. 5346, 43 руб.

У Сетченко С.В. за июнь 2014 года за отработанные 11 дней начислено7795, 00 а должно быть начислено 5 466 руб. То есть начислено более минимального размера оплаты труда и за этот месяц Сетченко С.В. начисления не положены.

Суд полагает, что заработная плата должна быть взыскана с МДОУ детский сад № 2 «Ласточка», так как именно это учреждение является работодателем по отношению к истцу.

Требования истца об обязании ответчика выплачивать в дальнейшем заработную плату не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплаты компенсационного и стимулирующего характера сверх фиксированного размера оплаты труда также подлежат удовлетворению, на основании вышеизложенных норм. При этом суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в этой части с 1 сентября 2014 года с месяца подачи искового заявления.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика подлежит взысканию госпошлина с требований о взыскании заработной платы – с 24 884, 95 руб в размере 400 руб. с требований об обязании начислять заработную плату в соответствии с законом - 800 руб.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Даниловой ЕС, Оноховой ТН, Сетченко ЯВ, Сетченко СВ к МДОУ детский сад № 2 «Ласточка», администрации муниципального района «Шилкинский район», комитету по финансам администрации муниципального района «Шилкинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы обязании выплачивать заработную плату в установленном законом размере удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 «ласточка» г. Шилка недоначисленную заработную плату за период с 1 июня по 31 августа 2014 года в пользу Даниловой ЕС в размере 7911 руб. 85 копеек, Сетченко ЯВ 9265, 37 руб., Сетченко СВ 2361, 3 руб., Оноховой ТН 5346, 43 руб. а также госпошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством в размере 1746, 52 руб.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» г. Шилка выплачивать в дальнейшем заработную плату не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с начислением на него районных коэффициентов с 1 сентября 2014 года.

В остальной части требований отказать.

На решение может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Казанцева Е.В.

Копия верна судья Казанцева Е.В.

2-1809/2014 ~ М-1304/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Данилова Елена Сергеевна
Ответчики
Администрация м/р "Шилкинский район"
МДОУ детский сад "Ласточка"
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Казанцева Елена Викторовна
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
02.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2014Передача материалов судье
06.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее