Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2721/2020 ~ М-2502/2020 от 10.08.2020

Дело № 2-2721/2020

Решение

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при помощнике судьи: Сальчук Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии,

Установил:

Истец Соколова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области и просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области от 26.11.2018 об исключении из специального стажа периодов работы и отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы в должности воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий с 01.09.1988 по 14.02.1993.

Обязать ответчика Государственное учреждение -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 04.06.2019.

Взыскать с Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Свои требования истец мотивирует тем, что 04.06.2019 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях».

Решением Пенсионного органа <номер> от 07.08.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет.

Ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в должности воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий с 01.09.1988 по 14.02.1993.

Отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии истец считает незаконным.

В период работы истца в детском комбинате действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для начисления досрочной трудовой пенсии.

В Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном 01.01.1976 и действовавшем до 01.01.2003, содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной страховой пенсии.

Разделом 924003 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» соответственно приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения досрочной пенсии, может осуществляться в детских комбинатах.

Истец Соколова Н.А. работала непосредственно в качестве воспитателя в дошкольном учреждении для детей, и оплата ее труда производилась с учетом ставки воспитателя.

Истец Соколова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, представлено заявление, в котором просит дело рассмотреть в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Представлено письменные возражения, мотивированные тем, что решение пенсионного органа принятого в отношении истца принято в соответствии с действующим законодательством. Период работы с 01.09.1988 по 14.02.1993 в должности воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий не может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как Списками и Правилами не было предусмотрено такое наименование учреждения как «детский комбинат. У управления нет права самим расширять списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, а так же оценивать такие факторы как характер или условия труда исходя из аналогии.

Письменные возражения приобщены к материалам дела (л.д.32-33).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как усматривается из материалов дела истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 04.06.2019 года (л.д.34).

Решением Управления Пенсионного фонда <номер> от 07.08.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия специального стажа работы 25 лет.

Ответчиком учтен специальный стаж истца 23 лет 04 месяц 11 дней.

При этом, в специальный стаж не включен спорный период работы в должности воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий с 01.09.1988 по 14.02.1993 (л.д.10-11).

Из трудовой книжки Соколовой Н.А. усматривается, что она принята на должность воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий с 01.09.1988 по направлению из пед.училища, где работала по 01.01.1996 (л.д.13-19).

Согласно справки МДОУ «Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга», Соколова Н.А. действительно работала с 01.09.1988 по 01.01.1996 в должности воспитателя в течение полного рабочего дня в детском комбинате при ведомстве Серпуховского производственного тонкосуконного объединение, которое было реорганизовано в ОАО СТШО «Пролетарий» на основании свидетельства о реорганизации №88 от 13.01.1993. С 1987 года данное учреждение занимается педагогической деятельностью с детьми дошкольного возраста. В настоящее время наименование учреждения «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга» (л.д.36), представлена историческая справка (л.д. 37), акт камеральной проверки (л.д. 38), архивные справки о начислении заработной платы (л.д.39-40), выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 46-48).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 19 п. 1, п. 2 ст. 27).

Правительство Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшийся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 4 Правил N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся, в частности, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центры развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, а так же предусмотрена должность воспитатель.

В спорные периоды работы истца в должности воспитателя детского комбината действовали список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", и перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

В Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства", утвержденном 01.01.1976 и действовавшем до 01.01.2003, содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.

Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца периода работы в должности воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий с 01.09.1988 по 14.02.1993.

Доводы ответчика о том, что вышеуказанными Списками и Правилами не предусмотрены такие наименования учреждений как «детский комбинат» суд находит необоснованными.

Как следует из материалов дела детский комбинат относятся к детскому дошкольному учреждению, истец занимала должность воспитателя и работала в дошкольном образовательном учреждении, являющимся фактически детским садом-ясли, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение, поэтому спорный период подлежит включению в специальный педагогический стаж истца.

Поскольку на момент обращения Соколовой Н.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, стаж на соответствующих видах работ у истца составил более 25 лет и шесть месяцев, исходя из положений ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требования истца об обязании назначить досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения к ответчику с 04.06.2019, подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Соколовой Н.А. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек исходя из положений п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Соколовой Натальи Анатольевны удовлетворить.

Включить в специальный стаж Соколовой Натальи Анатольевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в должности воспитателя детского комбината АО СПТШО Пролетарий с 01.09.1988 по 14.02.1993.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области назначить Соколовой Наталье Анатольевне досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"с 04.06.2019.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области в пользу Соколовой Натальи Анатольевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус

мотивированное решение изготовлено 22.10.2020

2-2721/2020 ~ М-2502/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколова Наталья Анатольевна
Ответчики
ГУ-Управление ПФР №11 по г. Москве и Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Крутоус Елена Жоржевна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Дело оформлено
16.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее