Дело № 2-189/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой А.А.,
при секретаре Катричковой В.И.,
с участием представителя истца Астаховой М.Л.,
ответчика Овчинникова С.А., его представителя Молчановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области к Овчинникову Сергею Александровичу о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области обратилось в суд с иском к Овчинникову С.А. о возмещении материального ущерба. Исковые требования обоснованы тем, что ответчик был принят на службу в уголовно-исполнительную систему в сентябре 1999 года, приказом УФСИН России по Ивановской области от 24.02.2015 № Овчинников С.А. был назначен на должность начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ СИЗО-1 с 16.02.2015 года. 01.01.2017 года с ответчиком был заключен Договор о полной индивидуальной материальной ответственности №. В ходе проверки, назначенной начальником УФСИН России по Ивановской области 20.03.2017 года, установлено, что продукты питания отпускаются с продовольственного склада в соответствии с раскладкой продуктов по каждой норме питания и выписанных накладных на количество спецконтингента, несоответствующее фактической численности по данным специального учета, лиц, убывающих на следственные действия и в суды, не снимают с довольствия. В результате чего, со склада было отпущено в столовую продуктов питания сверх нормы на общую сумму 928,130 тыс. рублей, из них за 2015 год - на сумму 348 693,35 рублей, за 2016 год - на сумму 523 144, 96 рублей, за 2017 год - на сумму 56 291,83 рублей. На основании заключения о результатах служебной проверки с ответчика был удержан средний месячный размер денежного довольствия в сумме 51129,33 руб. Поскольку данной суммы недостаточно для возмещения ущерба, истец, ссылаясь на положения ст.ст.233,248 ТК РФ, просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 841248,90 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Астахова М.Л. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Овчинников С.А. и его представитель по устному ходатайству Молчанова Н.В. исковые требования не признали по основаниям письменного отзыва.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 24.02.2015 года № Овчинников С.А. был назначен на должность начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ СИЗО-1 (л.д.11-16).
01.01.2017 года между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области в лице руководителя Кирпичева С.С. и Овчинниковым С.А. был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности (л.д.17).
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 20.03.2017 года № по факту установленных ГРКИ УД ФСИН России нарушений, которые привели к сверхнормативному отпуску продуктов питания в столовую учреждения, назначена служебная проверка.
В соответствии с актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Ивановской области от 03.04.2017 года в ходе ревизии за период с 01.03.2015 года по 01.03.2017 года в СИЗО-1 выявлены нарушения требований приложения №2 приказа Минюста России от 02.08.2005 года №125, продукты питания отпускаются с продовольственного склада в соответствии с раскладкой продуктов и накладными без учета фактической численности спецконтингента, зачисленного на довольствие по каждой норме питания, лица, убывающие на следственные действия и в суды, с довольствия не снимались. Сверхнормативное списание продуктов питания составило 928,13 тыс. руб.
При этом суд соглашается с доводом ответчика о том, что приказом Минюста России от 02.08.2005 года №125 порядок организации питания не регулируется, данный приказ и приложения к нему определяют только нормы питания для осужденных различных категорий, в то время как в ходе ревизии нарушения неправильного составления меню-раскладок (а именно норм питания на конкретное лицо) выявлено не было.
С Овчинникова С.А. были отобраны объяснения, в которых он пояснил, что согласно приказа Минюста РФ от 02.09.20165 года №696 в целях организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС составляется строевая записка по фактической численности спецконтингента за сутки, на основании которой производится расчет и выдача продуктов со склада на пищеблок для приготовления пищи на следующий день; на основании предоставляемых судами требований на доставку подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ИРП, при этом требования поступают менее чем за сутки и позже оформления к выдаче продуктов со склада, оформить возврат продуктов не представляется возможным.
Заключением по результатам служебной проверки, утвержденным начальником УФСИН России по Ивановской области Р.Ф.А. 19.04.2017 года, установлено следующее.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года №103-ФЗ администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения. В соответствии с п. 9 ст. 17 названного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Согласно ст. 22 данного Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Порядок организации питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, убывающих из следственного изолятора для участия в следственных действиях и судебных заседаниях, регламентирован приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 года №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Согласно п. 161 приведенных правил подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
При этом указанный приказ не содержит норму о снятии указанных лиц с довольствия в день выбытия на следственные действия или в суд.
Из заключения служебной проверки также следует, что постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 года №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время» утверждены минимальные нормы питания для указанных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых лиц.
Индивидуальный рацион питания в соответствии с утвержденными нормами, состоит из сухих продуктов питания и является суточным рационом питания для спецконтингента.
Согласно инструкции по организации питания осужденных, содержащихся в ИТУ, и лиц, находящихся в следственных изоляторах МВД СССР, утвержденной первым заместителем министра внутренних дел СССР 06.11.1988 года (далее -Инструкция), для довольствующихся, которые по каким-либо причинам не могут прибыть в столовую к установленному времени, пища должна оставляться (п. 6.4). Пища для отсутствующих отбирается в чистую посуду и хранится в холодильном шкафу не более 4 часов с момента ее готовности. Перед выдачей, оставленные для отсутствующих, первые блюда подвергаются кипячению, а вторые - прожариваются или провариваются. Для довольствующихся, отсутствующих более 4 часов с момента готовности пищи, продукты в общий котел не закладываются, пища для них готовится отдельно. В соответствии с п. 1.3 Инструкции на отдел коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения возложена организация питания довольствующихся, которая включает, в том числе, планирование и разработку режима питания для различных контингентов довольствующихся с учетом характера и особенностей работы (п. 1.4.1). Начальник (старший инспектор) отдела интендантского и хозяйственного обеспечения подчиняется начальнику учреждения (п. 2.2 Инструкции) и обязан руководить деятельностью столовой, продовольственного склада, деятельностью бухгалтера продстола в части своевременного и правильного оформления учетно-отчетной документации, организовывать проведение занятий по повышению квалификации должностных лиц, работающих на этих объектах. В случае изменения численности довольствующихся после выписки продуктов в столовую оформляется дополнительная накладная на получение продуктов питания на прибывших или сдачу продуктов на убывших довольствующихся (п. 5.2).
В соответствии с п. 2 приказа ФСИН России от 02.09.2016 года №696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее - приказ ФСИН России № 696) обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения УИС подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС. В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после
завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.
Выписка продуктов в столовую (пищеблок) учреждения осуществляется на основании данных о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов, отпуск продуктов в столовую производится по накладной. По истечении суток заведующий продовольственным складом и начальник (заведующий) столовой учреждения УИС сдают накладные в бухгалтерию учреждения УИС для списания продуктов по учету бухгалтерии. В случае изменения численности питающихся после выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС оформляется дополнительная накладная на получение (сдачу) продуктов с продовольственного склада учреждения УИС (п. 71,72,74 приказа ФСИН России №696).
Согласно указанной процедуры, доступа к материальным ценностям (продуктам питания) Овчинников С.А., как начальник ОКБИиХО, не имел, их перевозку, хранение, выдачу, переработку и другие манипуляции с ними осуществляют иные материально ответственные лица. Фактически на службу ОКБИиХО лишь с сентября 2016 года приказом ФСИН России № 696 (раздел 1, ч.2) возложена обязанность по предоставлению в бухгалтерию ежедневной справки, которая составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в СИЗО, полученных в дежурной части и подразделениях специального учета и сведений из медицинской части. При этом данная справка в обязательном порядке утверждается начальником учреждения. Обязанность за перепроверку предоставленных сведений на Овчинникова С.А. не возложена, так же как и обязанность контролировать правильность составления бухгалтером накладных для отпуска продуктов. Указанные в приказе лица, которые предоставляют сведения для ежедневной справки, ответчику не подчиняются. Фактов не предоставления Овчинниковым С.А. ежедневных сведений после сентября 2016 года выявлено не было. До сентября 2016 года сведения бухгалтеру напрямую предоставляли сотрудники спец.отдела, отдел ОКБИиХО в сборе сведений ответчик задействован не был.
В заключении также указано, что пунктом 130 приказа ФСИН России №696 обеспечение лиц, убывающих на следственные действия и в суды, индивидуальными рационами питания по установленным нормам не предусмотрено.
Суд соглашается с доводом Овчинникова С.А. о том, что пункт 130 приказа ФСИН России №696 относится к иной категории лиц, данный пункт применяется к лицам, убывающим из учреждения УИС в другое учреждение УИС и согласно п. 137 они подлежат снятию с довольствия. Порядок обеспечения питанием лиц, убывающих на следственные действия и в суды, приказом ФСИН РФ от 02.09.2016 № 696 не оговаривается. При обеспечении питанием лиц, убывающих на следственные действия или в суды должен применяется Приказ МЮ РФ от 14.10.2005 года № 189 (п. 161) и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Обоснованным является и довод ответчика о недопустимости применения в обосновании факта сверхнормативного отпуска продуктов питания Овчинниковым С.А. п.2.2. инструкции, утвержденной первым заместителем МВД СССР 06.11.1988 года, и приказа ФСИН России от 02.09.2016 года №696, поскольку положение п.2.2 указанной инструкции, относится исключительно к лесному ИТУ, которым СИЗО №1 не является. Кроме того, вмененные ответчику нарушения, выразившиеся в невыполнении обязанностей: контроль за продовольственным обеспечением спец. контингента, правильным зачислением их на довольствие, расходом продуктов, является исключительной обязанностью начальника учреждения (п. 2.1 указанной инструкции МВД СССР и раздел 3 часть 8 приказа ФСИН России от 02.09.2016 г. № 696).
В соответствии с заключением по результатам служебной проверки согласно п. 3 приказа Минюста России от 23.07.2005 года № «Об утверждении Инструкции по работе отделов (групп) специального учёта следственных изоляторов и тюрем ФСИН России», спецотделы следственных изоляторов (тюрем) ведут персональный и количественный учет лиц, содержащихся в следственных изоляторах (тюрьмах), осуществляют контроль за их перемещением.
Также, на основании п. 61 указанного приказа заявки на участие подозреваемых, обвиняемых и осуждённых в следственных действиях и судебных заседаниях подаются не позднее, чем за 3-е суток до даты проведения следственных действий или судебных заседаний. В этом случае, лицо (заключённый), снимается с довольствия и обеспечивается индивидуальным рационом питания на день проведения следственных действий или судебного заседания. Если заявка на участие в следственных действиях подаётся в тот же день, то лицо (заключённый) с довольствия не снимается, индивидуальным рационом питания не обеспечивается, обеспечивается горячим питанием в следственном изоляторе согласно нормам установленным Правительством Российской Федерации.
Как следует из объяснений Овчинникова С.А. требования на участие подозреваемых, обвиняемых и осуждённых в следственных действиях и судебных заседаниях в основном подаются менее чем за сутки и позже оформления к выдаче продуктов питания со склада в пищеблок. В таких случаях оформить возврат продуктов на склад не представляется возможным, так как на момент поступления требования из суда, продукты питания уже заложены в котел, а отправка в суды без ИРП является нарушением п.130 Приказа Минюста РФ №696 от 02.08.2016 года.
По результатам проверки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области предложено взыскать с Овчинникова С.А. в счет частичного возмещения причиненного учреждению материального ущерба средний месячный размер денежного довольствия в сумме 51129,33 руб.
Согласно справке, выданной бухгалтерией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, с Овчинникова С.А. в счет возмещения причиненного учреждению материального ущерба удержан средний месячный размер денежного довольствия в сумме 51129,33 руб. по ПКО № от 14.06.2017 года (л.д.24).
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя, в том числе ухудшение состояния имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты на восстановление имущества.
В силу ст.ст. 233, 238, 239 ТК РФ, п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» от 16.11.2006 года №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Представленные стороной истца доказательства суд не может признать достаточными для установления прямой вины ответчика, влекущей его обязанность в полном объеме возместить работодателю прямой действительный ущерб.
Материалы настоящего гражданского дела не содержат сведений о нарушении Овчинниковым С.А. той или иной возложенной конкретно на него обязанности, равно как отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным истцу материальным ущербом.
Ответчиком также оспаривался факт правомерности заключения договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Овчинников С.А. в отзыве на иск указывал, что его должность не включена в перечень должностей из специального перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ (Приложение № 1 к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85), договор заключен в нарушении ст. 244 ТК РФ, поскольку в должностные обязанности ответчика не входит обслуживание, использование денежных, товарных ценностей или иного имущества, истцом не доказаны случаи, указанные в ст. 243 ТК РФ, влекущие привлечение к полной материальной ответственности, кроме того, представленный в материалы дела договор о полной материальной ответственности датирован 01.01.2017 года, а период, за который истец просит взыскать с ответчика материальный ущерб, составляет с 01.03.2015 года по 01.03.2017 года.
Договора о полной материально ответственности за иной период истцом в нарушении ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Суд соглашается с приведенными доводами ответчика, в связи с чем приходит к выводу о невозможности привлечения ответчика к полной материальной ответственности.
Кроме того, согласно ст. 240 ТК РФ работодатель вправе с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от возмещения ущерба виновным работником, причем такой отказ допустим независимо от того, несет ли работник ограниченную или полную материальную ответственность, а так же независимо от формы собственности организации. Фактически работодателем в служебной проверке заявлено требование о возмещении работником ущерба в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ), то есть работодатель воспользовался своим правом и частично отказался от возмещения вреда с работника, при этом исковое заявление, основанное на служебной проверке, выходит за ее пределы. Заключение служебной проверка утверждено начальником УФСИН России и не отменено, изменений или дополнений пункта 5 служебной проверки не вносилось, следовательно требование о привлечении Овчинникова С.А. к полной материальной ответственности незаконны, противоречат принятому вышестоящим руководителем решению.
Оценка совокупности представленных по делу доказательств не позволяет суду признать обоснованными доводы истца о виновности Овчинникова С.А. в причинении ущерба в виде отпуска с продовольственного склада продуктов питания на количество спецконтингента, несоответствующее фактической численности по данным специального учета, и не снятие с довольствия лиц, убывающих на следственные действия и в суды.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на Овчинникова С.А. материальной ответственности в размере 841248,90 руб. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области к Овчинникову Сергею Александровичу о возмещении материального ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Егорова А.А.
Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2018 года