Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1609/2021 ~ М-1252/2021 от 09.04.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года                                      г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:председательствующего судьи Туляковой О.А,

при секретаре судебного заседания Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1609/2021 по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о признании объекта незавершенного капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить за свой счет снос самовольно возведенного объекта капитального строительства,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Департамент градостроительства г.о. Самара обратился в суд с иском о признании самовольной постройкой объект капитального строительства –четырехэтажного здания гостиничного типа, расположенного на земельных участках с кадастровым номером и по адресу: <адрес>; обязании ФИО1 за свой счет и своими силами осуществить снос самовольно возведенного объекта капитального строительства - четырехэтажного здания гостиничного типа, расположенного на земельных участках с кадастровым номером и по адресу: <адрес> течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу; в случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу просят предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

    В обосновании иска указав, что из уведомления о выявлении самовольной постройки от 29 января 2021 года №    01-05-14/0008-1, поступившего из государственной инспекции строительного надзора Самарской области в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент), следует, что на земельном участке с кадастровыми номерами и по адресу: <адрес>, выявлен факт возведения нежилого здания (здание гостиницы) без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений с количеством этажей 4, высотой 12, 6 кв.м., площадь застройки ориентировочно составляет 750 кв.м.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровыми номерами площадью 500 кв.м. и площадью 531 кв.м. по адресу: <адрес> является ФИО1. Разрешенный вид использования для земельного участка с номером является « под жилой дом, для объектов жилой застройки», для участка с кадастровым номером «под жилой дом и приусадебное хозяйство».

Расстояние от наружной стены возведенного здания до ограждения соседнего участка по адресу: <адрес> составляет 2, 7 кв.м., до ограждения соседнего участка по адресу: <адрес> составляет 1, 6 кв.м., до ограждения соседних участков по адресу: <адрес> составляет 1, 6 кв.м. Процент застройки н данном объекте составляет 72, 7 кв.м.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м. зарегистрирован объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером площадью 35, 5 кв.м., этажность – 1, год завершения строительства 1950, право собственности ответчика зарегистрировано 10.08.2011 за .

Таким образом, при возведении самовольной постройки были существенно нарушены вышеуказанные требования градостроительных регламентов, предъявляемых к минимальным отступам от границ земельных участков, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений и максимальный процент застройки в границах земельного участка определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. Данный факт подтверждается актом осмотра ГИСН.

В связи с чем, самовольная постройка нарушает права третьих лиц – правообладателей смежных земельных участков.

Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением ФИО2 от 26.04.2001 №61.

Статьей 14 Правил установлено, что предельная высота зданий, строений, сооружений в территориальной зоне Ж-1 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляет 12 метров.

Таким образом, спорный объект капитального строительства, согласно акту проверки от 30.07.2019 №01-05-14/0054 ГИСН имеющий 4 этажа, высоту 12, 6 кв.м., превышающий максимальный процент застройки (60%) земельного участка – 72, 7 кв.м., возведенный с нарушением минимальных отступов (3 м.) от границ земельного участка нельзя идентифицировать как объект индивидуального жилищного строительства.

В нарушение положений ст. 51, ст. 55, ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка, а также разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию ответчиком получены не были.

          Вместе с тем, факт отсутствия разрешительной документации наделяет данный объект признаками самовольной постройки в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, спорный объект возведен без получения необходимых разрешений и согласований, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в настоящим суд.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 (по доверенности) исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске. Выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

В судебное заседание ответчик не явился, извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств в адрес суда не направил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Государственной инспекции строительного надзора в судебное заседание не явился, извещение о дате, времени и месте судебного заседания надлежащее.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Администрация Советского внутригородского округа Самара, ФИО6, ФИО7 (собственники соседних участков) в судебное заседание не явились, извещение о дате, времени и месте судебного заседания надлежащее.Администрация Советского внутригородского округа Самара просили рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В этой связи, суд отмечает, что согласуясь с закрепленными в ст.6 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренным в п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч.1 ст.19, ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ принципом состязательности и равноправия сторон, установленным ст.9 ГПК РФ принципом диспозитивности, приведенные выше положения ГПК РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны должны сами нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказывания.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и, оценивая их относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности (ч.2 ст.57, ст.ст.62,64, ч.2 ст.68, ч.3 ст.79, ч.2 ст.195, ч.1 ст.196 ГПК РФ).

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

По общему правилу, предусмотренному абз. 3 п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условиисоблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ).

Норма аналогичного содержания приведена в п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, в силу которой собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Федеральным законом №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления выдает разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В силу ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровыми номерами площадью 500 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером площадью 531 кв.м. по адресу: <адрес> является ФИО1 (дата регистрация права – 10.08.2011); разрешенный вид использования для земельного участка с номером является « под жилой дом, для объектов жилой застройки», для участка с кадастровым номером «под жилой дом и приусадебное хозяйство», что подтверждается выписками из ЕГРН от 08.06.2021.

Также судом установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0921007:501 площадью 500 кв.м. зарегистрирован объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером 63:01:0921007:589 площадью 35, 5 кв.м., этажность – 1, год завершения строительства 1950, принадлежащий на праве собственности ответчику с 10.08.2011 за №63-63-01/195/2011-316.

Согласно Акта проверки (осмотра) за №01-05-14/0008, земельных участков расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера и от 29 января 2021 года, составленного государственной инспекции строительного надзора Самаркой области (л.д. 16-26), выездной внеплановой проверкой 12.01.2021 осмотрены земельные участки. Установлено, что на земельном участке с кадастровыми номерами и по адресу: <адрес>, выявлен факт возведения трехэтажного нежилого здания с мансардным этажом (здание гостиницы) высотой 12, 6 метра, количество этажей – 4, площадь застройки ориентировочно составляет 750 кв.м. Установлено, что собственником земельного участка с кадастровыми номерами 63:01:0921007:501 площадью 500 кв.м. и площадью 531 кв.м. по адресу: <адрес> является ФИО1. Разрешенный вид использования для земельного участка с номером является « под жилой дом, для объектов жилой застройки», для участка с кадастровым номером 63:01:0921007:534 «под жилой дом и приусадебное хозяйство». Расстояние от наружной стены возведенного здания до ограждения соседнего участка по адресу: <адрес> составляет 2, 7 кв.м., до ограждения соседнего участка по адресу: <адрес> составляет 1, 6 кв.м., до ограждения соседних участков по адресу: <адрес>. 35 составляет 1, 6 кв.м. Процент застройки н данном объекте составляет 72, 7 кв.м. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м. зарегистрирован объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером площадью 35, 5 кв.м., этажность – 1, год завершения строительства 1950, право собственности ответчика зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за . Согласно ответа Департамента градостроительства г.о. Самара от 18 декабря 2020 №38-ДО5-03-03/11055, в Департаменте отсутствует информация о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, а также ввод объекта в эксплуатацию по указанному адресу.

Согласно акта осмотра вышеуказанных земельных участков Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара от 23 июня 2021 в рамках муниципального земельного контроля, по адресу: <адрес> не выявлен одноэтажный жилой дом площадью 35, 5 кв.м., 1950 года постройки, сведения о котором внесены в ЕГРН. По результатам измерений установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами и расположен объект капитального строительства 4-х этажное здание, занимающее ориентировочную площадь 831 кв.м., что составляет 80, 6 % площади застройки земельных участков.

         Также судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61.

Статьей 14 Правил установлено, что предельная высота зданий, строений, сооружений в территориальной зоне Ж-1 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляет 12 метров.

Таким образом, спорный объект капитального строительства, согласно акту проверки от 30.07.2019 №01-05-14/0054 ГИСН имеющий 4 этажа, высоту 12, 6 кв.м., превышающий максимальный процент застройки (60%) земельного участка – 72, 7 кв.м., возведенный с нарушением минимальных отступов (3 м.) от границ земельного участка нельзя идентифицировать как объект индивидуального жилищного строительства.

В нарушение положений ст. 51, ст. 55, ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка, а также разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию ответчиком получены не были.

В силу пункта 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи(пункт 2).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах второмпункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Как следует из вышеприведенной нормы закона и разъяснений по ее применению, самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой.

Таким образом, возможность сноса самовольной постройки связывается законом не только с соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

Судом установлено, что разрешение на строительство (реконструкцию) на объект, расположенный по адресу: <адрес> не выдавалось, акт ввода в эксплуатацию отсутствует, использование земельных участков осуществляется с нарушением видов разрешенного использования, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Департамента градостроительства о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу и обязании ответчика осуществить снос за свой счет.

Ответчик не предоставил суду доказательств того, что спорный объект не нарушает градостроительные нормы и правила, не представляет явную угрозу для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Департамента градостроительства г.о.Самара и возможности их удовлетворения в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о признании объекта незавершенного капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить за свой счет снос самовольно возведенного объекта капитального строительства – удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект капитального строительства – четырехэтажное здание гостиничного типа, расположенного на земельных участках с кадастровым номером и по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО1 за свой счет и своими силами осуществить снос самовольно возведенного объекта капитального строительства - четырехэтажного здания гостиничного типа, расположенного на земельных участках с кадастровым номером и по адресу: <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу

В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2021 г.

Судья                       (подпись)                                      О.А. Тулякова

Копия верна

Судья

Секретарь

2-1609/2021 ~ М-1252/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент градостроительства г.о. Самара
Ответчики
Пономарев С.В.
Другие
Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара
ГИСН Самарской области
Тимофеева Ольга Григорьевна
Амирова Анна Александровна
Администрация г.о. Самара
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Тулякова О. А.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2021Передача материалов судье
14.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее