КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-2450/2021
№ 2а-7191/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Онохова Ю.В.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при секретаре Курской Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Краснодара, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия,
по апелляционному представлению помощника прокурора города Краснодара Сикальчука Б.А. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 1 октября 2020 года, которым административному истцу отказано в удовлетворении заявленного административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Краснодара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования города Краснодар о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии органом местного самоуправления мер направленных на газификацию жилого массива.
В обоснование иска административный истец указал следующее: муниципальной долгосрочной целевой программы «Газификация муниципального образования город Краснодар» на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 29 ноября 2012 года № 10859 предусмотрено проведение мероприятий по газификации жилого массива в районе улиц Лесопосадочной - Средняя - Окраинная города Краснодара с выделением финансирования, в рамках которой выполнены условия подключения ЖПК «Голубой поток – 2011» к газовым сетям и органу местного самоуправления выданы технические условия предусматривающие проведение проектных работ. Ранее для целей газификации участка выданы технические условия при этом техническая документация органом местного самоуправления в АО «Краснодаргоргаз» не предоставлена, мер к проектировке и строительству сетей газораспределения не принято, мероприятия программы не реализованы. Кроме того выданная техническая документация по строительству сетей газораспределения осталась без реализации и утратила силу. Более того органом местного самоуправления несмотря на предусмотренное программой финансирование, а также поэтапное планирование в целях недопущения чрезмерной нагрузки на бюджет города, не принято мер к проектированию будущих сетей газораспределения в соответствии с техническими условиями, согласованию трассы их прокладки с владельцами территорий.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, помощником прокурора города Сикальчуком Б.А. подано апелляционное представление, в котором просит его отменить как незаконное и необоснованное, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Фащук А.Ю. просила об отмене решения суда первой инстанции.
Представитель административного ответчика Пешкова Е.А. в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель АО «Краснодаргоргаз» Гришина В.С. просила оставить без изменения вынесенный судом первой инстанции судебный акт.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Краснодар» и заинтересованное лицо Коляго Л.Ф. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционного представления Коляго Л.Ф. представлены возражения, в которых просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для выполнения расходных обязательств муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что следует из содержания пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бюджетные полномочия муниципальных образования устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в случаях, установленных абзацем вторым – четвертым пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при этом согласно пункту 2 данной статьи расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 этой же статьи, устанавливаются органом местного самоуправления самостоятельно и выполняются за счет собственных доходов и источников финансирования соответствующего местного бюджета.
Таким образом исполнение муниципальным образованием публично-правовых обязанностей происходит в рамках исполнения утвержденного в установленном законом порядке местного бюджета.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является сбалансированность бюджета (абзац 7 статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации) который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как достоверно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела прокуратурой города Краснодара на основании поступившего обращения гражданина о нарушении прав жителей жилой застройки проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, по результатам которой выявлен факт непринятия органом местного самоуправления мер, направленных на газификацию жилого массива.
В частности жители жилой застройки проживающие на участке местности расположенном по улице Средней от улицы Евдокии Сокол до улицы Окраинной и по улице Народной от улицы Евдокии Сокол до улицы Окраинной города Краснодара не обеспечены бытовым газом, не имеют возможности подключиться к газораспределительным сетям города Краснодара ввиду их отсутствия на вышеуказанной территории.
Муниципальной долгосрочной целевой программой «Газификация муниципального образования город Краснодар» на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.11.2012 №10859, содержащей мероприятия по газификации жилого массива в районе улиц Лесопосадочная - Средняя - Окраинная города Краснодара, предусмотрено финансирование общим объемом в размере 36 000 000 рублей.
В рамках указанной программы выполнено определение условий подключения ЖПК «Голубой поток - 2011» к газовым сетям, в рамках которых органу местного самоуправления выданы технические условия от 7 марта 2013 года № 24/1009, предусматривающие проведение проектных работ.
Для целей газификации указанного выше участка администрации муниципального образования выданы технические условия от 26 февраля 2008 года, от 2 июля 2010 года, от 27 сентября 2010 года, от 15 августа 2012 года, однако указанная техническая документация в АО «Краснодаргоргаз» не предоставлена, мер к проектировке строительству сетей газораспределения не принято, мероприятия вышеуказанной программы не реализованы.
Поскольку органом местного самоуправления несмотря на предусмотренное программой финансирование, поэтапное планирование в целях недопущения чрезмерной нагрузки на бюджет города не принято мер к проектированию будущих сетей газораспределения в соответствии с техническими условиями, согласованию трассы их прокладки с владельцами территорий и иными лицами, чьи права будут затронуты прокуратурой города Краснодара 20 декабря 2019 года в адрес заместителя Главы муниципального образования город Краснодар внесено представление (л.д. 9-13).
По результатам рассмотрения указанного выше представления администрацией муниципального образования в прокуратуру города направлен ответ в котором указан ряд мероприятий в целях устранения выявленных нарушений.
В частности определена стоимость финансирования для разработки проектно-сметной документации объекта газоснабжения указанного жилого массива, после разработки проектно-сметной документации необходимо получение положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий, запланировано заключение муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ при условии доведения соответствующего объема финансирования, МКУ муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» формируется запрос в АО «Краснодаргоргаз» о внесении изменений в ранее выданные технические условия.
Согласно письма департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 6 августа 2020 года в бюджете муниципального образования город Краснодар лимиты бюджетных обязательств на обеспечение объектами коммунальной инфраструктуры, обеспечивающими газоснабжение жилой застройки города Краснодара по улице Средней от улицы Евдокии Сокол до улицы Окраинной и по улице Народной от улицы Евдокии Сокол до улицы Окраинной, не предусмотрены.
В целях социально-экономического развития города утверждена муниципальная программа муниципального образования город Краснодар от 13 ноября 2014 года № 8252 «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развитие объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства». Согласно последним изменениям, внесенным в программу от 11 июня 2020 года, объемы финансирования на объект не предусмотрены.
Порядком составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22 мая 2012 года № 3956 предусмотрено, что предложения по финансовому обеспечению действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального образования город Краснодар в очередном финансовом году и плановом периоде формируются и представляются главными распорядителями средств местного бюджета.
Учитывая отсутствие источников дополнительных поступлений в местный бюджет, а также запрет на принятие новых расходных обязательств муниципального образования город Краснодар, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27 марта 2020 года № 1373 «О мерах по обеспечению исполнения местного бюджета в 2020 году» рассмотрение вопроса о финансовом обеспечении расходного обязательства возможно только в следующем финансовом году при условии соблюдения ГРБС положений порядка.
Исполнение муниципальным образованием публично-правовых обязанностей происходит в рамках исполнения утвержденного в установленном законом порядке местного бюджета.
Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 10 августа 2020 года № 10142/29 по сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар постановлением администрации от 23 апреля 2018 года № 1721 МКУ муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта (сетей газоснабжения) по улице Кирпильской (от улицы Поливной до улицы Цветочной), по улице Цветочной (от улицы Кирпильской то улицы Лесопосадочной), по улице Колосистой (от улицы Поливной до улицы Должанской), по улице Должанской (от улицы Придорожной до улицы Юности), по улице Придорожной (от улицы Должанской до улицы Сосновой), по улице Сосновой (от улицы Придорожной до улицы Средней), по переулку 2 Белому (от улицы Лесопосадочной до улицы Тувинской), по улице Тувинской (от улицы Сосновой до переулка 2 Белого), по улице Колосистой (от улицы Должанской до улицы Сосновой) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Постановлением Администрации от 13 февраля 2017 года № 552 МКУ муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта (сетей газоснабжения) в жилом массиве, ограниченном улицами Лесопосадочной, Средней, Окраинной в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Согласно письму департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар от 20 августа 2020 года в целях газоснабжения жилого массива, расположенного между улицей Средней и улицей Народной получены технические условия, разработана схема газоснабжения данного жилого массива, газоснабжение данного массива планировалось осуществить в рамках реализации объекта: «Газификация жилой застройки в границах улиц Средняя, Народная, Пригородная», который включён в муниципальную долгосрочную целевую программу «Газификация муниципального образования город Краснодар на 2012-2016 годы», утвержденную постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28 июня 2011 года № 4494.
В рамках реализации объекта «Газификация жилой застройки в границах улиц Средняя, Народная, Пригородная» выполнено строительство газопровода высокого давления Ду 500 мм по улице Семеновской, строительство РГП-98а, а также сети газопроводов низкого давления Ду-З00 мм по улице Семеновской.
Техническими условиями, выданными ОАО «Краснодаргоргаз» от 16 октября 2013 года предусмотрена поэтапная газификация 2-й очереди строительства жилого массива, расположенного между улицами Средней и улице Народной, проект разделен на четыре этапа.
Первый этап предусматривает строительство газопровода высокого давления Ду 500мм по улице Семеновской, строительство ГРП-98а, и строительство сети газопроводов низкого давления Ду-300 мм по улице Семеновской. В рамках выполнения проекта в данной части ООО «ДАТ» разработана проектная документация, в 2013 году выполнено строительство первого этапа газоснабжения жилого массива, расположенного между улицей Средней и улицы Народной.
Второй этап предусматривает строительство газопровода низкого давления Ду 300-150 мм по улице Евдокии Сокол, улицы Андреевской, тритий этап строительство газопровода высокого давления Ду 200 мм по улице Пригородной, строительство ГРП-97 (угол улиц Пригородной и улицы Средней) и строительство сети газопроводов низкого давления Ду-300мм по улице Пригородной и улице Проезжей, четвертый этап строительство газопровода низкого давления Ду 300-150 мм по улице Средней, улиц Возрождения, Архангельской, Лесопосадочной, Сосновой и Окраиной.
В июне 2013 года ООО «ГеоИнжПроект» проведена работа по корректировке схемы газоснабжения данного массива с включением улицы Лесопосадочной и переносом газопровода, проходящего вдоль улицы Евдокии Сокол.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 2 декабря 2015 года № 8138 МКУ муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» разрешена подготовка документации по планировке территории для размещения линейного объекта (сети газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализования, ливневой канализации) ограниченной улицами Пригородной, Звенигородской, Народной, Надежды, Лесопосадочной, им. Евдокии Сокол, Средней, в Прикубанском округе города Краснодара.
Схемой газоснабжения «Газоснабжение района жилой застройки по улицам Народной, Средней, Пригородной в городе Краснодаре» определено расположение ГРП 97 на земельном участке с кадастровым номером <№...>, общей площадью 74974 кв.м, принадлежащего на праве собственности Седюкову Е.А.
Кроме того для возможности реализации второго, третьего и четвертного этапов газификации вышеуказанного жилого массива необходимо разработать проект планировки территории, изыскать земельный участок под размещение газораспределительного пункта, а также выполнить предпроектную проработку прохождения сетей газоснабжения. По итогам выполнения данных мероприятий могут быть определены объёмы финансирования, необходимые разработки проектно-сметной документации по газификации массива.
Согласно информации поступившей в Администрацию муниципального образования город Краснодар ОАО «Краснодаргоргаз» запланировано рассмотрение жилого массива в программу перспективного развития вышеуказанного жилого массива при предоставлении земельного участка под размещение газорегуляторного пункта, в связи, с чем департаментом строительства Администрации муниципального образования город Краснодар в адрес департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар направлен запрос об оформлении земельно-правовой документации под размещение газорегуляторного пункта в районе жилой застройки по улице Средней от Евдокии Сокол до улицы Окраинной и по улице Народной от улицы Евдокии Сокол до улицы Окраинной.
Разрешая административные исковые требования прокурора города Краснодара, суд первой инстанции с учетом требований статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», установив отсутствие в материалах дела сведений конкретизирующих оспариваемое бездействие административного ответчика с учетом расходных обязательств муниципального образования предусмотренных местным бюджетом на соответствующий период времени, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
В силу изложенного, судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, подтвержден совокупностью доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Кроме того разрешая спор суд первой инстанции верно установил отсутствие источников дополнительных поступлений в местный бюджет, запрет на принятие новых расходных обязательств муниципального образования город Краснодар, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27 марта 2020 года № 1373 «О мерах по обеспечению исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2020 году», при том, что рассмотрение вопроса о финансовом обеспечении расходного обязательства возможно только в следующем финансовом году.
Доводы апелляционного представления о неполном исследовании судом первой инстанции всех обстоятельств по делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, равно как и определяет их достаточность (пункт 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, а также толкованием судом законодательства, подлежащего применению в рамках рассмотренных правоотношений, не свидетельствует о том, что нижестоящим судом допущены существенные нарушения норм права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований согласиться с доводами апелляционного представления не имеется, поскольку доводы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Кроме того доводы апелляционного представления тщательно проверены, однако не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 1 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Сикальчука Б.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Онохов Ю.В.
Судьи: Морозова Н.А.
Суслов К.К.