Судья Ендовицкая Е.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года город Орёл
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Георгиновой Н.А., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению Кулешова Валерия Николаевича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда города Орла от 23 января 2018 года, которым удовлетворены исковые требования Кулешова Валерия Николаевича, за истцом признано право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, на ответчика возложена обязанность назначить и производить Кулешову Валерию Николаевичу выплату пенсии с <дата>.
Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., объяснения представителя ответчика Пальчиковой И.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу истца Кулешова В.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Кулешов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований Кулешов В.Н. указывал, что в период с <дата> по настоящее время он постоянно проживал в <адрес>, отнесенной законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, 16 мая 2017 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе от <дата> истцу было отказано в досрочном назначении пенсии.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Кулешов В.Н., с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента возникновения права на нее, то есть с <дата>
В суде первой инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения проживания истца в спорный период на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе ставит вопрос об отмене решения суда ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074, <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Как видно из материалов дела, Кулешов В.Н. 16 мая 2017 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе от <дата> № истцу было отказано в назначении пенсии по мотиву отсутствия документального подтверждения его проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца и установил, что Кулешов В.Н. с <дата> г. по день разрешения спора фактически проживал по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждены личными карточками истца в период его трудовой деятельности в филиале Акционерного общества «<...>» и Закрытом акционерном обществе «<...>» от <дата> и <дата>, согласно которым истец фактически проживает по адресу: <адрес>; выпиской из журнала прививок <...> центральной районной больницы о проведении истцу <дата> прививки в <...> фельдшерско- акушерском пункте, показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, достоверность которых ответчиком не опровергнута.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, и обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить выплату этой пенсии с момента достижения истцом возраста 57 лет, т.е. с <дата>
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, подтверждено, что в спорный период Кулешов В.Н. постоянно проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Несостоятелен, а потому не влечет отмену решения суда, довод апелляционной жалобы о том, что пенсия Кулешову В.Н. не может быть назначена ранее даты вступления решения суда в законную силу, поскольку этот довод основан на ошибочном толковании части 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Ендовицкая Е.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года город Орёл
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Георгиновой Н.А., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению Кулешова Валерия Николаевича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда города Орла от 23 января 2018 года, которым удовлетворены исковые требования Кулешова Валерия Николаевича, за истцом признано право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, на ответчика возложена обязанность назначить и производить Кулешову Валерию Николаевичу выплату пенсии с <дата>.
Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., объяснения представителя ответчика Пальчиковой И.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу истца Кулешова В.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Кулешов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований Кулешов В.Н. указывал, что в период с <дата> по настоящее время он постоянно проживал в <адрес>, отнесенной законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, 16 мая 2017 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе от <дата> истцу было отказано в досрочном назначении пенсии.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Кулешов В.Н., с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента возникновения права на нее, то есть с <дата>
В суде первой инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения проживания истца в спорный период на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе ставит вопрос об отмене решения суда ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074, <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Как видно из материалов дела, Кулешов В.Н. 16 мая 2017 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе от <дата> № истцу было отказано в назначении пенсии по мотиву отсутствия документального подтверждения его проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца и установил, что Кулешов В.Н. с <дата> г. по день разрешения спора фактически проживал по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждены личными карточками истца в период его трудовой деятельности в филиале Акционерного общества «<...>» и Закрытом акционерном обществе «<...>» от <дата> и <дата>, согласно которым истец фактически проживает по адресу: <адрес>; выпиской из журнала прививок <...> центральной районной больницы о проведении истцу <дата> прививки в <...> фельдшерско- акушерском пункте, показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, достоверность которых ответчиком не опровергнута.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, и обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить выплату этой пенсии с момента достижения истцом возраста 57 лет, т.е. с <дата>
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, подтверждено, что в спорный период Кулешов В.Н. постоянно проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Несостоятелен, а потому не влечет отмену решения суда, довод апелляционной жалобы о том, что пенсия Кулешову В.Н. не может быть назначена ранее даты вступления решения суда в законную силу, поскольку этот довод основан на ошибочном толковании части 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи