Гражданское дело №2-2083/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Енисейск 2 сентября 2013 года
Енисейский районный суд Красноярского края: в составе председательствующего Ремизовой Е.П., при секретаре Сушаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УПФ РФ (ГУ) в г.Енисейске и Енисейском районе о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
установил:
Обратившись в суд, истец просит обязать ГУ УПФ РФ в г.Енисейске и Енисейском районе выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь ФИО3, которая умерла в день родов. В Енисейском отделе ЗАГС истице выдали справку о рождении умершей дочери. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 родила сына ФИО4. Истица обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче отказано, так как не представлено свидетельство о рождении первого ребенка.
В судебном заседании истица ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивает по указанным выше основаниям, дополнительно пояснила, что сам факт рождения первого ребенка подтверждается справкой о его рождении. Своим отказом ответчик нарушили её право на получение материнского сертификата.
В судебном заседании представители ответчика ГУ УПФ РФ в г.Енисейске и Енисейском районе – ФИО7, ФИО8 возражали против заявленных требований, мотивируя тем, что истицей не представлен полный перечень документов для оформления государственного сертификата на материнский капитал, а именно свидетельство о рождении первого ребенка.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.12.2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее по тексту – Закон №256-ФЗ) право на дополнительную государственную поддержку женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года возникает при рождении (усыновлении) второго, третьего и последующих детей и не может быть реализовано ими ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка.
В ст. 4 названого выше Закона указано, что в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Согласно ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (часть третья ст. 11).
В силу ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
Конституционный Суд РФ сформировал позицию, в соответствии с которой в случае рождения ребенка мертвым право на материнский капитал не считается возникшим, тогда как смерть ребенка, наступившая на первой неделе жизни, не препятствует получению государственного сертификата на материнский капитал (Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. по делу N 1440-О-О).
В справке о рождении ФИО14 №, выданной Енисейским территориальным отделом агентства ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что ДД.ММ.ГГГГ ребенок родился мертвым.
ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился сын ФИО4, что подтверждено свидетельством о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО10 заключен брак, в связи с чем фамилия истицы изменена на ФИО13.
Отказывая в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о чем свидетельствует уведомление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионный орган руководствовался п. 1 ч. 6 ст. 5 Закона № 256-ФЗ, которым предусмотрено основание для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании представители ответчика пояснили, что отказ связан с непредставлением истицей свидетельства о рождении первого ребенка, представление данного документа является обязательным и предусмотрено ст. 4 Закона № 256-ФЗ, поскольку признается юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым, то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка.
Принимая во внимание, что признание факта рождения ребенка живым является необходимым условием для возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки, право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым, а у ФИО2 первый ребенок ДД.ММ.ГГГГ рожден мертвым, поэтому свидетельство о его рождении не выдано, суд приходит к выводу, что отказ УПФ РФ (ГУ) в г.Енисейске и Енисейском районе является законным и основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
При этом утверждения ФИО2 о том, что в целях получения сертификата указанная выше справка и свидетельство о рождении являются тождественными документами, основаны на неверном толковании закона, поскольку при рождении ребенка мертвым свидетельство о рождении не выдается, а его наличие является обязательным условием для выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Не признаются убедительными и доводы истицы об отсутствии взаимосвязи между возникновением у родителей права на получение государственного сертификата и фактом рождения ребенка живым.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, суд признает, что право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у истицы не возникло, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
ФИО2 отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2013 года
Копия верна, решение не вступило в законную силу, судья Е.П. Ремизова