№
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
05 августа 2015 года г. Махачкала
Судья Советского районного суда <адрес> Джалалов Д.А., при секретаре ФИО10, с участием представителя истцов ФИО11 по доверенности и представителя ответчика по доверенности ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3, ФИО4 и ФИО4 к ОАО «ФИО7 железные дороги» о взыскании морального вреда и возмещении судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3, ФИО4 и ФИО4 обратились в суд с иском к ОАО «РЖД» о взыскании морального вреда и возмещении судебных расходов, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, был смертельно травмирован поездом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РД, <адрес>, что подтверждается ответом Махачкалинской транспортной прокуратуры и суточной сводкой.
Факт смерти ФИО2 был зарегистрирован Джавгатской сельской администрацией <адрес> РД, что подтверждается свидетельством о смерти I-БД №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Владельцем источника повышенной опасности, от воздействия которого был смертельно травмирован ФИО2, является ОАО «ФИО7 железные дороги».
Факт происшествия и трагической гибели ФИО2 оказал на его мать (ФИО3), его сына (ФИО4) и его дочь (ФИО5) сильнейшее негативное психологическое воздействие. В результате они перенесли и испытывают в настоящее время, а также будет испытывать в дальнейшем, нравственные, а впоследствии, и физические страдания. Мать, сын и дочь погибшего находятся в состоянии психологического стресса, возникшего в результате невосполнимой утраты, а именно смерти близкого человека и связанных с этим, чувства горя, страха и одиночества, утратой психологического комфорта, плохого самочувствия и депрессии, вызванной нарушением нормального уклада семейной жизни.
Факт нравственных, а также физических страданий, переносимых матерью, сыном и дочерью в связи с трагической гибелью ФИО2, является общепризнанным и общеизвестным обстоятельством и в соответствии со статьей 61 ГПК РФ, не требующим доказывания, в связи с чем просит взыскать с ответчика в их пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного смертельным травмированием их сына и отца денежную сумму в размере 3 000 000 рублей в пользу каждого, судебных расходов по оплате услуг представителя – 30 000 рублей в пользу каждого, по оплате госпошлины – 300 рублей в пользу каждого.
В судебном заседании представитель истцов, по доверенности поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО12 в судебном заседании иск не признал, просил суд снизить исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, согласно сформированной судебной практики по делам, аналогичным рассмотренным федеральными судами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, был смертельно травмирован поездом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РД, <адрес>, что подтверждается ответом Махачкалинской транспортной прокуратуры и суточной сводкой.
Согласно свидетельства о рождении ФИО2 серии VI-ВМ № от ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО3, отцом ФИО13 Багаутдин.
Согласно свидетельства о рождении ФИО4 серии V-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО6, отцом погибший ФИО2.
Согласно свидетельства о рождении ФИО5 серии III-СИ № от ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является ФИО6, отцом погибший ФИО2.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевших.
Владельцем источника повышенной опасности, от воздействия которого был смертельно травмирован ФИО2, является ОАО «ФИО7 железные дороги».
Факт происшествия и трагической гибели ФИО2 оказал на его мать - ФИО3, его сына - ФИО4 и его дочь - ФИО5, сильнейшее негативное психологическое воздействие. В результате они перенесли и испытывают в настоящее время, а также будет испытывать в дальнейшем, нравственные, а впоследствии, и физические страдания. Мать и дети погибшего находятся в состоянии психологического стресса, возникшего в результате невосполнимой утраты, а именно смерти близкого человека и связанных с этим, чувства горя, страха и одиночества, утратой психологического комфорта, плохого самочувствия и депрессии, вызванной нарушением нормального уклада семейной жизни.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", с учетом внесенных изменений, моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Суд так же учитывает, что согласно положениям Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; ФИО1 является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41).
Принимая во внимание, что гибель родственника и близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, а в случае истцов, которые лишились сына, брата, супруга и отца, являвшегося для них близким человеком, подобная утрата, безусловно, является тяжелейшим событием в жизни, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Утрата близкого человека (родственника) рассматривается в качестве наиболее сильного переживания, влекущего состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам.
Исходя из вышеизложенного, поскольку близкие родственники во всех случаях испытывают нравственные страдания, вызванные смертью родного человека, факт причинения им морального вреда предполагается и установлению подлежит лишь размер его компенсации.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ суд, с учетом фактических обстоятельств, исходя из требований разумности и справедливости, с учетом обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальных особенностей истца, характера нравственных страданий, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о компенсации морального вреда частично, в размере 600 000 рублей в пользу каждого истца.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из представленных суду договоров об оказании юридических услуг, истцы оплатили представителю за оказанные им юридические и представительские услуги денежную сумму в размере 30 000 рублей каждый, оплатили госпошлину в размере 300 рублей каждый, которые подлежат взысканию с ответчика.
Однако, принимая во внимание характер и степень сложности спора по указанному делу, наличие сформированной и единообразной судебной практики по делам, аналогичным рассмотренному федеральным судом, продолжительность рассмотрения дела, объем, выполненных представителем работ, суд считает возможным определить расходы по оплате услуг представителя, которые должны быть взысканы с ответчика в пользу истцов, в размере 25 000 рублей каждому, посчитав данную сумму, также отвечающей требованиям справедливости и разумности, частично удовлетворив требования истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3, ФИО4 и ФИО5, удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «ФИО7 железные дороги» в пользу ФИО3 в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью сына ФИО2 денежную сумму в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей; госпошлину в размере 300 (триста) рублей; расходы на оплату услуг представителя – 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, а всего 625 300 (шестьсот двадцать пять тысяч триста) рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «ФИО7 железные дороги» в пользу ФИО4 в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью отца ФИО2 денежную сумму в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей; госпошлину в размере 300 (триста) рублей; расходы на оплату услуг представителя – 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, а всего 625 300 (шестьсот двадцать пять тысяч триста) рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «ФИО7 железные дороги» в пользу ФИО5 в качестве компенсации морального вреда в связи с гибелью отца ФИО2 денежную сумму в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей; госпошлину в размере 300 (триста) рублей; расходы на оплату услуг представителя – 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, а всего 625 300 (шестьсот двадцать пять тысяч триста) рублей.
В удовлетворении иска в остальной части, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья Джалалов Д.А.
Отпечатано в совещательной комнате.