Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1260/2020 ~ М-177/2020 от 16.01.2020

Дело 2а-1260/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2020 г.                           г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Брызгаловой В.Ю., с участием представителя административного соответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области по доверенности Шемыревой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корниенко ТИ к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству юстиции Российской Федерации об отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Корниенко Т.И. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности ее пребывания в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

В обоснование иска указано, что она просит отменить распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», изданного в ее отношении.

Указывает, что действительно приговором Сакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ она была осуждена по ч. 1 ст. 115 Уголовного кодекса Украины к семи годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ состоялся референдум, в результате которого Крым вошел в состав Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ приговора в отношении нее был приведен в соответствие с Уголовным кодексом РФ и она осуждена по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в отношении нее вынесено оспариваемое распоряжение за , в соответствии с которым признано нежелательным ее пребывание в РФ. С данным распоряжением она не согласна и считает его незаконным. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, всю свою жизнь проживает в <адрес>, имеет регистрацию по адресу: <адрес>, а проживала до задержания по адресу: <адрес> По указанному адресу также проживает ее единственный родственник- сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На территории <адрес> она окончила школу, работала с 1991 года по 2000 год на Евпаторийском мясокомбинате. Все свои 45 лет до осуждения она прожила в <адрес> и никуда на постоянное место жительство не выезжала. В <адрес> она не имеет родственников, не имеет никакого имущества и жилья. В силу действующего законодательства и того, что она родилась и проживала на территории <адрес>, она является гражданкой <адрес>. Очень раскаивается в совершенном преступлении, просит признать незаконным и отменить распоряжение о нежелательности ее пребывания (проживания) в РФ от ДД.ММ.ГГГГ за .

В судебном заседании административный истец Корниенко Т.И., проведённом путем видеоконференцсвязи доводы административного иска поддержала.

Представитель ответчика Министерства юстиции РФ в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания дела.

Представитель ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Корниенко Т.И., являясь гражданкой <адрес>, была осуждена ДД.ММ.ГГГГ Сакским горрайонным судом АР Крым по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Конец срока отбывания наказания – ДД.ММ.ГГГГ. Срок погашения судимости после освобождения – 10 лет. Поскольку Корниенко Т.И. является гражданкой <адрес>, законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации не имеет (на момент осуждения Корниенко Т.И. не имела ни временного разрешения на проживание, ни вида на жительство, о чем указано в заключении врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю А.Г. Кулагина) о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы), совершила умышленное преступление, за что привлечена к уголовной ответственности, вышеназванным заключением о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, сделан вывод о наличии достаточных оснований для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Корниенко Т.И.

Указанное заключение составлено в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 года № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» и направлено в ФСИН России, которым в Минюст России, также на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 года № 171, внесено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. Полагает, что решение было принято законно и обоснованно. Кроме того, Корниенко Т.И. с обжалуемым распоряжением была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, однако в суд обратилась с настоящим административным иском за пределами срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

    Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Корниенко Т.И., являясь гражданкой <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была осуждена      Сакским горрайонным судом АР Крым по ст. 115 Уголовного кодекса Украины к 7 годам лишения свободы. Постановлением Сакского горрайонного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ приговор в отношении Корниенко Т.И. приведен в соответствие с Уголовным кодексом РФ, Корниенко осуждена по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю А.Г. Кулагин выдал заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в котором сделан вывод о наличии достаточных оснований для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Корниенко Т.И.

Указанное заключение составлено в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 года № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» и направлено в ФСИН России, которым в Минюст России, также на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 № 171, внесено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

В соответствии с пунктом «ж» части первой статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом.

Согласно подпункту 3 части первой статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 №    199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», Минюст России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171, Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Поскольку Корниенко Т.И. является гражданкой <адрес> и имеет судимость за совершение умышленного особо тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в отношении Корниенко Т.И. Минюстом России издано распоряжение о нежелательности ее пребывания (проживания) в Российской Федерации – распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ за .

Критерием оценки реальности угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан является наличие у заявителя непогашенной судимости.

Корниенко Т.И. была ознакомлена с обжалуемым распоряжением ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным истцом пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 3-хмесячный срок для обжалования.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд полагает, что следует восстановить указанный срок административному истцу, поскольку в оспариваемом распоряжении не указаны сроки и порядок обжалования данного распоряжения, доказательств разъяснения Корниенко Т.И. сроков и порядка обжалования суду административным ответчиком и соответчиком не представлено.Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

    Положения статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ подлежат применению с учетом норм международного права, в частности статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей каждому право на уважение личной и семейной жизни, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым ограничение прав граждан должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статья 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Корниенко Т.И. действительно совершила преступление на территории АР Крым в то время, когда территории АР Крым входила в состав другого государства. Вместе с тем, при вынесении оспариваемого распоряжения не было учтено следующее.

    Как указано Корниенко Т.И. в заключении о необходимости принятия в отношении нее решения о нежелательности пребывания на территории РФ, Корниенко Т.И. выразила желание после освобождения остаться в Российской Федерации, где проживает ее единственный родственник- сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который поддерживает с ней связь путем переписки.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17).

Применительно к праву на гражданство Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет право на его приобретение и прекращение в соответствии с федеральным законом, признает его единым и равным независимо от оснований приобретения и что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (части 1 и 3 статьи 6).

Указанным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (статья 15), а также положения Европейской конвенции о гражданстве (заключена в городе Страсбурге 6 ноября 1997 года, Российской Федерацией подписана, но не ратифицирована) о том, что в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц (преамбула).

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по запросу Президента Российской Федерации конституционность Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым), в постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П констатировал, что его статья 5 о признании гражданами Российской Федерации со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-П, федеральный законодатель, закрепляя в части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, содержащее такое же правовое предписание, в качестве специального условия признания гражданина Украины (лица без гражданства) гражданином Российской Федерации с 18 марта 2014 года факт его постоянного проживания на эту дату на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имел целью предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на указанных территориях лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым в период после обретения Республикой Крым независимости и до ее принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации новых субъектов вопрос о круге лиц, признаваемых гражданами Республики Крым как государства-предшественника, не был специально урегулирован.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/153 от 12 декабря 2000 года "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств" исходит из презумпции гражданства, означающей, что любое затрагиваемое лицо, имеющее свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считается приобретшим гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства (статья 5).

В силу пункта 2 статьи 18 Европейской конвенции о гражданстве при принятии решений относительно предоставления или сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое государство-участник учитывает в числе прочего наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с данным государством, его постоянное место жительства в момент правопреемства государств, его волю и территориальное происхождение.

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (статья 3 и 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве)).

В силу статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62-ФЗ) при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (г. Москва, 18 марта 2014 г.) (далее Договор) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).

Приведенные правовые предписания в их системном единстве свидетельствуют о том, что при решении вопроса о признании гражданином Российской Федерации в порядке статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ имеет правовое значение наряду с фактом проживания на территории Крыма до его присоединения к Российской Федерации территориальное происхождение лица, его воля на получение гражданства Российской Федерации, реальная связь с этой территорией.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, указал в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-П, что эта норма, обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации определенную в ней категорию граждан Украины, - и, соответственно, их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в ее экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, - гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на статью 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указал, что местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой), что регистрация по месту жительства отражает факт прибытия гражданина в место жительства, его нахождения в указанном месте, что отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.

Исходя из содержания пункта 4 названного выше постановления, представление гражданином Украины уполномоченному органу документов о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является достаточным подтверждением факта постоянного проживания, свидетельствует о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Однако при вынесении оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не были учтены административным ответчиком, утверждения административного истца о выборе постоянным местом жительства <адрес> до его присоединения к Российской Федерации и о регистрации по месту жительства в <адрес> не проверены, оценка данным обстоятельствам не дана.

В силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации органы государственной власти призваны минимизировать излишний формализм в подходе к оценке наличия или отсутствия именно реальной связи административного истца с территорией Крыма.

Как установлено по делу, Корниенко Т.И. родилась в <адрес>. В приговоре суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановленном в отношении Корниенко Т.И. указано, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, а проживает по адресу: <адрес>.

Доказательств того, что Корниенко Т.И. заявила о своем желании сохранить имеющееся у нее гражданство <адрес>, либо остаться лицом без гражданства, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований признавать принятое в отношении истицы распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ за законным, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым удовлетворить административный иск Корниенко Т.И.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

    административный иск Корниенко ТИ- удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания в Российской Федерации Корниенко ТИ.

     Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца после вынесения решения в окончательной форме.

Судья:      Е.В. Алексеева

2а-1260/2020 ~ М-177/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Корниенко Т.И.
Ответчики
Управление Минюста России по Ульяновской области
Минюст России
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Алексеева Е. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация административного искового заявления
16.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2021Дело оформлено
04.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее