№70RS0004-01-2021-006421-03
№ 2-521/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2022 г. Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Тимофеевой О.С.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н.,истцаЖиляковой Т.М., представителя истца Сальниковой Т.М., допущенной к участию в деле по письменному заявлению,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Жиляковой ТМ к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, прекращении права собственности на жилое помещение,
установил:
Жилякова Т.М. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м. взамен жилого помещения общей площадью ... кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, кадастровый номер ..., признанного аварийным и подлежащим сносу, с прекращением права собственности на указанный объект недвижимости, возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью ... кв.м., расположенной на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В указанной квартире истец зарегистрирована и постоянно проживает одна с ДД.ММ.ГГГГ. Заключением межведомственной комиссии от <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» на администрацию Ленинского района г.Томска и Комитет жилищной политике администрации города Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц (п.п.4,5). На основании постановления администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2025 годы» многоквартирный дом <адрес> включен в данную программу. В ... г. в адрес истца от администрации Ленинского района г.Томска поступило требование о необходимости в течение 6 месяцев со дня получения совместно с другими собственниками произвести снос многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от чего истец отказалась. Постановление администрации г.Томска № «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес>» утверждено ДД.ММ.ГГГГ. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, Жилякова Т.М. признана малоимущей и включена в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и дополнительно включена в список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Истец Жилякова Т.М. и её представитель Сальникова Т.М., в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovetsky.tms.sudrf.ru), об уважительности причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в егоотсутствие.
Заслушав истца и его представителя, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П.Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что Жилякова Т.М. является собственником жилого помещения – квартиры № общей площадью ... кв.м, расположенной на 1 этаже жилого дома по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «УК «...»,ЖиляковаТ.М., ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения ... кв.м.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заключения МБУ «...» от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Города Томска ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска» многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 4 постановления); на администрацию Ленинского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, предоставленных по договору социального найма (п.5 постановления).
В соответствии с заключением МБУ г. Томска «...», составленным в ... году по результатам визуального обследования жилого дома <адрес>, на основании которого принято вышеназванное заключение межведомственной комиссии, выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности несущих конструктивных элементов. Конструкции стропильной системы, конструкции кровельного покрытия находятся в ограничено-работоспособном состоянии. Конструкции фундаментов, венцы наружных и внутренних стен, конструкции междуэтажного перекрытия находятся в недопустимом состоянии. Конструкции пола первого этажа, конструкции чердачного перекрытия находятся в аварийном состоянии. Не соблюдаются необходимые условия и санитарные требования для пригодности проживания в данном доме, в связи с наличием на расстоянии меньше 5 м от жилого дома сточных вод. Для выполнения мероприятий по выводу из эксплуатации здания для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровья граждан необходимо выполнять противоаварийные мероприятия и установить мониторинг за несущими конструкциями здания, при проявлении новых деформаций исключить пребывание людей в помещениях здания.
Из представленных суду фотоматериалов следует, что состояние дома <адрес> аварийное..
Из анализа представленных документов в совокупности с пояснениями истца следует, что с момента признания жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу в ... году администрацией г. Томска какие-либо меры по улучшению состояния дома не принимались, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем проживание граждан в указанном доме по-прежнему представляет угрозу для их жизни и здоровья.
Сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, справкой АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Абанского производственного участка Канского отделения от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что помимо права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, права на иные объекты недвижимости (жилые помещения) у истца отсутствуют.
Как следует из письма администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, Жилякова Т.М. признана малоимущей, принята в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ч.1ст. 51 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч.6 ст.4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 08.06.2005 №91-ОЗ. Учетный номер в едином списке учета – №, в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат - №.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровья проживающим в нем гражданам, нахождение истца Жиляковой Т.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является достаточным основанием для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственнойкомиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Как следует из материалов дела, администрацией г. Томска принято постановление ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества по адресу: <адрес>, в том числе, и спорной квартиры.
Между тем, уполномоченным органом местного самоуправления вопрос о выплате истцу выкупной цены за жилое помещение не разрешен, другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности истцу не представлено, доказательств обратного стороной ответчика не представлено, в связи с чем, оснований для применения положений ст.32 Жилищного кодекса РФ в настоящем деле не имеется.
Кроме того, истец просит предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, а не на праве собственности взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из технического паспорта на квартиру <адрес> следует, что жилое помещение состоит из одной комнаты, общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., в связи с чем, на основании ст.89 Жилищного кодекса РФ ответчик обязан предоставить истцу Жиляковой Т.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Разрешая требование истца о прекращении права собственности на спорное жилое помещение суд исходит из того, что в силу ст.209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236 ГК РФ, принимая во внимание наличие волеизъявления истца на отказ от принадлежащего ей права собственности на квартиру, выраженного в соответствующем заявлении, суд приходит к выводу о наличии у истца права на добровольный отказ от квартиры, расположенной по адресу <адрес>, в связи с предоставлением взамен другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, право собственности истца на указанное выше жилое помещение подлежит прекращению.
Истцом Жиляковой Т.М. при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, данные расходы подлежат возмещению ответчиком в силу ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Жиляковой ТМ удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Жиляковой ТМ вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее чем из одной комнаты, общей площадью не менее ... кв.м.
Прекратить право собственности Жиляковой ТМ на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» в пользу Жиляковой ТМ в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Я.В. Глинская