Дело №2-2225/19, 2-2110/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2019г г. Новосибирск
Советский районный суд города Новосибирска, в составе:
Председательствующего судьи Протопоповой Е.Р.
При секретаре Затонских Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матросова Н. В. к ООО «РУСКОР» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации, морального вреда,
Установил:
Матросов Н.В. обратился в суд с иском к ООО «Рускор», указав в обоснование иска, что с 11.01.2016г по 27.03.18г он работал в должности <данные изъяты> в строительной компании ООО «Рускор».За время его работы заработная плата не выплачена за декабрь 2017г, февраль 2018г, март 2018г, что составило 31 000 рублей, которые просит взыскать с ответчика, также просит взыскать компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы-4000 руб, компенсацию морального вреда 50 000 рублей, так как в январе 2018г он болел и ему были необходимы денежные средства для лечения.
Кроме того истец Матросов Н.В. обратился в суд с иском к ООО «Рускор» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 116 000 рублей, основывая требования на расписке, выданной ему А.В. от 26.-3.2016г.
Определением суда данные дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истец Матросов Н.В. исковые требования поддержал и пояснил, что он выходил на работу сверх установленного рабочего времени и в выходные дни, за эту работу задолженность ответчика по зарплате составила 116 000 рублей, что подтверждается распиской А.В.Кроме данной расписки имеется еще задолженность по заработной плате, которая ему начислена ООО «Рускор», но не выплачена при увольнении.
Представители ответчика временный управляющий Щедурский А.В. и Довиденко И.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласны, так как в соответствии с бухгалтерскими документами ООО «Рускор» задолженность по заработное плате перед истцом погашена. Расписка А.В. на сумму 116000 рублей не может быть принята судом в качестве доказательства наличия такой задолженности, так как А.В. руководителем ООО «Рускор» не является, в имеющихся документах ООО «Рускор» сведений о начислении истцу заработной платы в указанном размере не имеется, как и не имеется сведений о выходах Матросова на работу в выходные и праздничные дни, сверхурочно. Просит в иске отказать.
Выслушав истца, представителей ответчика, заслушав свидетеля, исследовав материал дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 11.01.2016г по 27.03.2018г Матросов Н.В. работал в ООО «РусКОР» <данные изъяты>, с тарифной ставкой 9500 рублей в месяц и надбавкой р.к 25%, что подтверждается копией приказа о приеме на работе № от 11.01.16г, трудовой книжкой и ответчиком не оспаривается.
На основании Определения Арбитражного суда Новосибирской области от 12.04.18г в отношении ООО «Рускор» введена процедура банкроства-наблюдение, временным управляющим утвержден Щедурский А.В (л.д. 66). Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.10.18г ООО «Рускор» " признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Щедурский А.В. (л.д.60_.
Согласно положений ст. 126 п. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса РФ).
Статьей 136 ТК РФ регламентированы порядок, место и сроки выплаты заработной платы, которой предусмотрено, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Порядок, место и сроки выплаты заработной платы закреплены в статье 136 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Обращаясь в суд, истец указал, что ему не выплачена заработная плата за декабрь 2017г, февраль 2018, март 2018г, что составило по расчетам истца 31000 руб.
Проверяя начисление работодателем заработной платы Матросову за указанные периоды, с учетом выписки по счету Матросова на который перечислялась заработная плата, справкой о доходах физического лица Матросова А.Н., судом установлено, что начисленная истцу заработная плата, компенсация за отпуск выплачены работнику.
Так из приказа о приеме на работу, заработная плата Матросова Н.В. составляла 9500 рублей в месяц + р.к.25 %=11875 руб – п.н.13%=10331 руб 25 коп, что соответствует справкам формы 2НДФЛ, выданным ответчиком истцу (л.д.31,32).
Из вышеуказанных Справок и Выписки по счету, на который перечислялась заработная плата истцу следует, что за 2016 год задолженности по заработной плате и выплате отпускных у ответчика перед истцом не имелось. За 2017 года заработная плата выплачивалась своевременно по май 2017г. 25.07. 2017 года истцу выплачена заработная плата за июнь 2017г в полном размере 10331 руб 00 коп, заработная плата за июль выплачена - 10.10.17г, за август- 19.10.17г, за сентябрь –01.11.17г, за октябрь и ноябрь -04.12.17г.
Из материалов дела также следует что в декабре 2017 года Матросов работал и ему была начислена заработная плата в размере 11875р00 коп – п.н13% итого в к выдаче подлежало 10331 руб 21 коп (л.д.32,33).
Как следует из материалов дела распоряжением директора ООО «Рускор» в подотчет В.К. выданы денежные средства в размере 35 000 рублей для перечисления Матросову Н.В. заработной платы за декабрь 2017г-10331,0 руб, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 13978.42 руб и аванса за январь 2018-10690 руб 58 коп. (л.д.69,70).
Данные денежные средства поступили на счет истца 30.12.17г (л.д.6 оборот, 71).
Исходя из справок 2НДФЛ за 2017 год Матросову В.Н. начислена заработная плата в общем размере 143783,53 руб- ндфл 18692, итого к выдаче заработная плата за 2017 год составила 125091,53 руб, которая выплачена в полном объеме.
Таким образом, 30.12.17гответчик выплатил истцу заработную плату за декабрь 2017г, аванс за январь 2018г, компенсацию за неиспользованный отпуск за 2017 года (отпускной период с 11.01.17 по 10.01.18г), в общей сумме 34999,42 руб.
Между тем из материалов дела следует, что в январе 2018 года Матросов Н.В. не работал, получил пособие по временной нетрудоспособности как от работодателя так из и Фонда социального страхования по 02.02.18г включительно (л.д.13,33).Исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за январь 2018г истец не предъявляет.
Поскольку в январе 2018 года Матросов В.Н. не работал, был временно нетрудоспособен, начисленный ему ранее аванс за январь 2018г в сумме 10690 руб 58 коп является излишне выплаченными работнику денежными средствами (долг работника перед предприятием).
В период с -5.02.18г по 08.02.18г заработная плата составила 1408.77 руб, которая подлежит зачету в счет долга работника. Таким образом остаток долга работника перед предприятием составил 8922, 23 руб.
08.02.18г Матросов Н.В. подал заявление о предоставлении очередного отпуска, период которого составил с 08.02.18г по 12.03.18г и отпускные за который были перечислены истцу 30.12.2018г.
27.03.18г истец был уволен по собственному желанию.
За 11 рабочих дней марта Матросову В.Н. подлежала выплате заработная плата в размере 5165,49 ( с учетом ндфл)
Таким образом, при увольнении Матросову В.Н. подлежала выплате компенсация за неиспользованный отпуск за период с 10.01.18 по 27.03.18, что составляет за 7 дней - 3494,61 руб.
Данная сумма подлежит зачету в счет долга работника перед предприятием и таким образом сумма излишне выплаченная работнику составляет 8922,23 -5165,49 – 3494,61= 262,13руб и задолженность ответчика перед истцом отсутствует.
Поскольку заработная плата (отпускные) за декабрь 2017г, февраль и март 2018г ( в пределах заявленных исковых требований) были выплачены своевременно оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты не имеется.
Также истцом заявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате в размере 116000 руб.
В обоснование данных требований истцом представлена Расписка от 28.03.2018г, согласно текста которой А.В. обязуется выплатить Матросову Н.В. задолженность по заработной плате в сумме 116 000 рублей, в течение 10 дней после решения арбитражного суда по иску «<данные изъяты>» (л.д.6 том 2).
Между тем данная расписка не имеет каких-либо реквизитов, позволяющих ее соотнести с ООО «Рускор». Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, лицо выдавшее расписку А.В. директором или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Рускор» не значится, единоличным исполнительным органом общества является с 18.05.15г является директор Т.К. (л.д.47-48,55).
Кроме того, справки о начисленной ООО «Рускор» Матросову В.Н. заработной плате, не содержат сведений о начислении данной суммы заработной платы за 2016,2017 и 2018 годы, а как следует из вышеуказаного задолженность по заработной плате перед Матросовым В.Н. у ООО «Рускор» отсутствует.
Доказательств наличия между Матросовым В.Н. и ООО «Рускор» гражданско-правовых отношений также суду не представлено, как и не представлено доказательств выполнения Матросовым В.Н. сверхурочных работ, работ в выходные, праздничные дни.
Между тем, согласно выписке ЕГРИП 11.07.17г А.В. зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в области строительства.(л.д.52)
При вышеуказанных обстоятельствах у суда нет оснований для взыскания с ООО «Рускор» в пользу Матросова А.Н. денежной суммы в размере 116000 рублей по вышеуказанной расписке.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
Согласно п. 63 Постановления Верховного Суда Российской Федерации № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" закреплено, что учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком в течение 2017 года имела место задержка выплаты заработной платы, заработная плата выплачивалась один раз, тогда как в соответствии с положениями Трудового Кодекса РФ должны выплачиваться два раза в месяц, истцу не выдавались расчетные листки, что привело к отсутствию у истца информации о размере начисленной и выплаченной заработной платы, а следовательно судом установлен факт нарушения ответчиком трудового законодательства.
Вышеуказанные нарушения являются основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Учитывая указанные нарушения трудового законодательства, а также отсутствие доказательств наступления для истца неблагоприятных последствий, связанных с нарушениями, суд приходит к выводу, что денежная компенсации морального вреда в размере 1500 рублей будет отвечать принципам разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Матросова Н.В. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «РУСКОР» в пользу Матросова Н. В. компенсацию морального вреда 1500 рублей.
В остальной части иска Матросову Н.В. отказать.
Взыскать с ООО «РУСКОР» госпошлину в доход местного бюджета 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий- Е.Р.Протопопова
Мотивированное решение
Изготовлено 26.12.2019