Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2022 от 21.01.2022

Дело № 12-5/2022

34RS0030-01-2022-000074-55

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Новоаннинский                          15 февраля 2022 года

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Денисов С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2021 года, в отношении должностного лица – главы Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинова А.В. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2021 года, вынесенным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексеевскому, Киквидзенскому и Новоаннинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы по Волгоградской области (далее ОНД и ПР по Алексеевскому, Киквидзенскому и Новоаннинскому районам) Ч. должностное лицо – глава Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

19.01.2022 года главой Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устиновым А.В. на данное постановление принесена жалоба, которая поступила в Новоаннинский районный суд Волгоградской области 21 января 2022 года. Жалоба подана в установленный законом срок, поскольку копия обжалуемого постановления получена заявителем 12 января 2022 года (л.д. 12).

Оспаривая законность и обоснованность постановления, в жалобе заявитель указал, что протокол об административном правонарушении составлен спустя 8 месяцев с момента выявления административного правонарушения, а при рассмотрении дела инспектором не учтено, что главой сельского поселения были приняты все зависящие от него меры к обеспечению пожарной безопасности, при этом контролируемый отжиг проводился в х. Борисовский, тогда как сообщение о пожаре поступило из х. Перещепновский, который находится на удалении около 5 км, в связи с чем, полагает, что вина заявителя не доказана, поскольку факт совершения административного правонарушения не подтвержден. Кроме того, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, который находился в отпуске, о чем инспектор был уведомлен, а назначенное наказание в виде штрафа в максимальном размере не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. Просит суд постановление по делу об административном правонарушении от 22.12.2021 г. о привлечении главы Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинова А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, глава Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинов А.В. в судебное заседание не явился, в телефонограмме (л.д. 62) просит рассмотреть дело в его отсутствие, жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил удовлетворить её.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, инспектор ОНД и ПР Алексеевского, Киквидзенского и Новоаннинского районов Ч. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежаще (л.д. 61), причин неявки и их уважительности суду не представила.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.

В силу статьи 20 названного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима, выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что:

участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты (абз. 2);

территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра (абз. 3).

Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляются руководителем организации, осуществляющей деятельность на соответствующей территории (абз. 6).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15 августа 2021 г. начальником ОНД и ПР Алексеевского, Киквидзенского и Новоаннинского районов К. проведена процессуальная проверка по факту сообщения о пожаре, произошедшем 12 апреля 2021 г. по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что глава Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинов А.В. 12 апреля 2021 г. в 10 часов 00 минут допустил невыполнение требований пожарной безопасности, а именно:

- проводил выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках в границах <адрес> (населенного пункта) на расстоянии менее 50 метров (от 1 до 12м) от ближайших объектов защиты (жилых домов, надворных хозяйственных построек);

- территорию вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности не очистил в радиусе 30 метров от сухой травянистой растительности и не обеспечил отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра;

- принял решение о проведении выжигания сухой травянистой растительности, но не определил лиц, ответственных за выжигание.

Указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании постановления Территориальной избирательной комиссии Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 18.09.2019 года и согласно распоряжению от 18.09.2019 года (л.д. 16), Устинов А.В. вступил в должность главы Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

Факт совершения названным должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами: рапортом заместителя начальника ОНД и ПР по Алексеевскому, Киквидзенскому и Новоаннинскому районам от 12 апреля 2021 (л.д. 24); протоколом осмотра места происшествия от 14 апреля 2021 с планом-схемой и фототаблицей (л.д. 25-30); письменными объяснениями Устинова А.В. (л.д. 31-32); Д. (л.д. 33-34); С. (л.д. 35-36); М.. (л.д. 37), а также протоколом об административном правонарушении от 09.12.2021 (л.д. 49-50), которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В своем письменном объяснении от 13.04.2021 (л.д. 31-32) глава Староаннинского сельского поселения Устинов А.В. пояснил, что распорядительных документов о назначении лиц, ответственных за отжиг, также как и о том, что будет проводиться и сам отжиг сухой растительности, он не издавал, в связи с чем, доводы жалобы о принятии заявителем всех зависящих от него мер к обеспечению пожарной безопасности, отвергаются как несостоятельные.

С момента вступления в должность главы Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинов А.В. обязан был принять все зависящие от него меры в целях недопущения выявленных в ходе проверки нарушений, выявление которых указывает на ненадлежащее выполнение им своих должностных обязанностей в части соблюдений правил и норм пожарной безопасности. Возможность принять указанные меры у Устинова А.В. имелась, так как устранение выявленных в ходе проверки нарушений не требовало каких-либо временных и финансовых затрат.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении инспектором ОНД и ПР в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, глава Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинов А.В. являющийся в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении должностного лица Устинова А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Право главы Староаннинского сельского поселения Устинова А.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.

Предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих и наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а исключительных обстоятельств для назначения административного наказания в виде предупреждения, не имелось.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Таким образом, составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока, указанного в статьи 28.5 КоАП РФ не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении, а также не нарушает прав главы сельского поселения Устинова А.В..

Несостоятельны и доводы жалобы о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, в связи с нахождением последнего в очередном оплачиваемом отпуске.

Из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном инспектором ОНД и ПР на 09 часов 30 минут 22 декабря 2021 года (л.д. 51), Устинов А.В. был извещен заблаговременно уведомлением, направленным ему по адресу, указанному самим Устиновым А.В. в письменном объяснении в качестве адреса его регистрации и проживания. Уведомление получено Устиновым А.В. лично 16 декабря 2021 года (л.д. 54).

При наличии данных о надлежащем уведомлении Устинова А.В. о месте и времени рассмотрения дела, а также, учитывая, что в адрес административного органа ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, инспектор ОНД и ПР обоснованно и с соблюдением требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ принял решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие главы Староаннинского сельского поселения Устинова А.В., действия инспектора ОНД и ПР в указанной части закону не противоречат.

Само по себе нахождение привлекаемого к административной ответственности лица в ежегодном оплачиваемом отпуске не может служить безусловным основанием для отложения дела. От данного лица должно поступить ходатайство об отложении дела, и только в том случае, если ходатайство будет удовлетворено, он может не являться в судебное заседание.

Удовлетворить соответствующее ходатайство или отказать в его удовлетворении - это право должностного лица, рассматривающего дело, предусмотренное ч. 2 ст. 25.1 и ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное решение он вправе принимать на основании фактических обстоятельств дела.

Таким образом, данных, свидетельствующих о невозможности явки Устинова А.В. в административный орган для рассмотрения дела об административном правонарушении 22.12.2021 года, либо о его ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела не имеется.

Неучастие в рассмотрении дела в силу собственного волеизъявления не может служить основанием для пересмотра судебного постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 26.1, 26.2, 26.11, 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление от 22 декабря 2021 года, вынесенное инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексеевскому, Киквидзенскому и Новоаннинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы по Волгоградской области Ч. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Устинова А.В., оставить без изменения, а жалобу Устинова А.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Новоаннинский районный суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья Новоаннинского районного суда

Волгоградской области:             С.А. Денисов.

Решение принято в совещательной комнате, изготовлено с использованием компьютера.

12-5/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Устинов Александр Васильевич
Суд
Новоаннинский районный суд Волгоградской области
Судья
Денисов Сергей Анатольевич
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
novan--vol.sudrf.ru
21.01.2022Материалы переданы в производство судье
15.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.03.2022Вступило в законную силу
29.04.2022Дело оформлено
29.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее