Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1316/2018 ~ М-752/2018 от 26.02.2018

гр. дело № 2-1316/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» апреля 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Медведевой Е.Ю.

с участием истца Ковалева Н.В., представителя истца по ордеру Давыденко А.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Николая Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» о признании права на получение пособия на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, взыскании расходов на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, компенсации морального вреда и судебных расходов,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Ковалев Н.В. обратился в суд с настоящим иском, указал, что его дядя ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ г. убыл в гости к своим знакомым в <адрес>, где умер ДД.ММ.ГГГГ г., о чем руководителем отдела государственной регистрации смерти Главного территориального управления юстиции в <адрес> выдано свидетельство о его смерти серии I№ справка на получение праха.

23.11.2017г. Ковалев Н.В. обратился в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому району г. Воронежа с заявлением о выплате ему понесенных расходов на погребение за умершего дядю ФИО1, ветерана военной службы, пенсионера Министерства обороны РФ, так как похороны произведены за его счет, и приложил указанные документы. 26.12.2017г. документы были возвращены заявителю и разъяснено о необходимости предоставить справку формы № 33, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274. 22.02.2018 г. ответчиком дан ответ истцу, которым отказано в выплате социального пособия со ссылкой на то, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти по форме № 33.

Считая отказ ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» (далее военкомат) незаконным, Ковалев Н.В. просит признать за ним право на получение социального пособия на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на погребение в размере 77034 руб., денежную компенсацию за изготовление и установку памятника в размере 30110 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., судебные расходы в размере 15000 руб. (л.д.2-10).

Истец Ковалев Н.В., представитель истца по ордеру Давыденко А.Н.иск поддержали, пояснили изложенное.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д.61).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании заявления, удостоверения, паспорта, выписок из приказов, сообщений, свидетельств, справок, квитанций, имеющихся в деле, судом установлено, что дядя истца – ФИО1, находившийся в <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем руководителем отдела государственной регистрации смерти Главного территориального управления юстиции в <адрес> выдано свидетельство о его смерти серии I№ (л.д.18-21) и справка на получение праха (л.д.21-23).

23.11.2017г. Ковалев Н.В. обратился в военкомат с заявлением о выплате ему понесенных расходов на погребение за умершего дядю ФИО1, пенсионера Министерства обороны РФ, так как похороны произведены за его счет, и приложил указанные документы (л.д.31). 26.12.2017г. документы были возвращены заявителю и разъяснено о необходимости предоставить справку формы № 33, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274 (л.д.53). 22.02.2018 г. ответчиком дан ответ истцу, которым отказано в выплате социального пособия со ссылкой на то, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти по форме № 33 (л.д.54-55).

Порядок и размер пособия на погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны определен Постановлением Совета Министров от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с которым в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами (п. 21 Постановления).

Порядок выплаты пособия определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», которым установлено, что оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460 установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение, в том числе, ветеранов военной службы. Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18 980 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 26 280 рублей (п.1).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 26280 рублей; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 32 803 рублей.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае смерти пенсионеров, ветеранов военной службы и участников Великой Отечественной войны супруге, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, выплачивается пособие на погребение, ритуальное пособие на погребение и социальное пособие на погребение, которые являются единовременной выплатой для всех категорий граждан и выплачиваются, если обращение за ним последовало в течение срока действия справки о смерти формы 33, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274, то есть не позднее 6-ти месяцев со дня смерти.

Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации. Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу)(ст.11 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.4 ст.6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 г. № 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, которым установлено, что оплата ритуальных услуг, услуг по изготовлению и установке надгробных памятников лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, захороненным за пределами Российской Федерации, но постоянно проживавшим на ее территории до дня смерти (гибели), производится центральным органом военного управления, уполномоченным в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил (п.34). Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п.35).

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274 «Об ут­верждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов граж­данского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государст­венную регистрацию актов гражданского состояния» утверждена справка о смерти по форме № 33, выдаваемая органом ЗАГС (консульским учреждением).

Справка по указанной форме представляется в соответствующий пенсионный орган вместе со свидетельством о смерти и служит основанием для выплаты пособия на погребение, установленного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941.

Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение является справка о смерти по форме № 33, которая подтверждает правомерность выплаты пособия на погребение. Возможность предоставления иных документов, содержащих информацию о смерти гражданина, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Если государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС РФ, после передачи Министерством иностранных дел РФ в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.

Доказательства обращения истца в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Украине за выдачей справки формы № 33 истцом не представлены, более того, истцом не оспаривалось, что в данное учреждение за указанной справкой он не обращался.

Исходя из изложенного суд учитывает, что выданные государственные акты, свидетельства и другие документы государственными органами иностранного государства в отношении гражданина, не имеют юридической силы на территории Российской Федерации, а также не могут быть приняты государственными органами Российской Федерации для предоставления прав, гарантий и компенсаций, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на незаконность отказа ответчика в выплате пособия на погребение, указывает, что документы, выданные компетентными органами иностранного государства в удостоверении актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, признаются действительными в Российской Федерации. При этом истец сослался на положения «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в г. Минске 22.01.1993г., вступила в силу 19.05.1994г., для Российской Федерации - 10.12.1994г.) (с изм. от 28.03.1997г.). Но данные ссылки суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Положения статьи 13 указанной Конвенции обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены.

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Международный договор между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны, не заключался.

В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению требования о взыскании морального вреда и судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Отказать в удовлетворении исковых требований Ковалева Николая Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» о признании права на получение пособия на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, взыскании расходов на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, компенсации морального вреда и судебных расходов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

РЎ Сѓ Рґ СЊ СЏ

Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 03.05.2018г.

гр. дело № 2-1316/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» апреля 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Медведевой Е.Ю.

с участием истца Ковалева Н.В., представителя истца по ордеру Давыденко А.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Николая Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» о признании права на получение пособия на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, взыскании расходов на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, компенсации морального вреда и судебных расходов,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Ковалев Н.В. обратился в суд с настоящим иском, указал, что его дядя ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ г. убыл в гости к своим знакомым в <адрес>, где умер ДД.ММ.ГГГГ г., о чем руководителем отдела государственной регистрации смерти Главного территориального управления юстиции в <адрес> выдано свидетельство о его смерти серии I№ справка на получение праха.

23.11.2017г. Ковалев Н.В. обратился в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому району г. Воронежа с заявлением о выплате ему понесенных расходов на погребение за умершего дядю ФИО1, ветерана военной службы, пенсионера Министерства обороны РФ, так как похороны произведены за его счет, и приложил указанные документы. 26.12.2017г. документы были возвращены заявителю и разъяснено о необходимости предоставить справку формы № 33, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274. 22.02.2018 г. ответчиком дан ответ истцу, которым отказано в выплате социального пособия со ссылкой на то, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти по форме № 33.

Считая отказ ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» (далее военкомат) незаконным, Ковалев Н.В. просит признать за ним право на получение социального пособия на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на погребение в размере 77034 руб., денежную компенсацию за изготовление и установку памятника в размере 30110 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., судебные расходы в размере 15000 руб. (л.д.2-10).

Истец Ковалев Н.В., представитель истца по ордеру Давыденко А.Н.иск поддержали, пояснили изложенное.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д.61).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании заявления, удостоверения, паспорта, выписок из приказов, сообщений, свидетельств, справок, квитанций, имеющихся в деле, судом установлено, что дядя истца – ФИО1, находившийся в <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем руководителем отдела государственной регистрации смерти Главного территориального управления юстиции в <адрес> выдано свидетельство о его смерти серии I№ (л.д.18-21) и справка на получение праха (л.д.21-23).

23.11.2017г. Ковалев Н.В. обратился в военкомат с заявлением о выплате ему понесенных расходов на погребение за умершего дядю ФИО1, пенсионера Министерства обороны РФ, так как похороны произведены за его счет, и приложил указанные документы (л.д.31). 26.12.2017г. документы были возвращены заявителю и разъяснено о необходимости предоставить справку формы № 33, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274 (л.д.53). 22.02.2018 г. ответчиком дан ответ истцу, которым отказано в выплате социального пособия со ссылкой на то, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти по форме № 33 (л.д.54-55).

Порядок и размер пособия на погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны определен Постановлением Совета Министров от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с которым в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами (п. 21 Постановления).

Порядок выплаты пособия определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», которым установлено, что оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460 установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение, в том числе, ветеранов военной службы. Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18 980 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 26 280 рублей (п.1).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 26280 рублей; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 32 803 рублей.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае смерти пенсионеров, ветеранов военной службы и участников Великой Отечественной войны супруге, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, выплачивается пособие на погребение, ритуальное пособие на погребение и социальное пособие на погребение, которые являются единовременной выплатой для всех категорий граждан и выплачиваются, если обращение за ним последовало в течение срока действия справки о смерти формы 33, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274, то есть не позднее 6-ти месяцев со дня смерти.

Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации. Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу)(ст.11 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.4 ст.6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 г. № 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, которым установлено, что оплата ритуальных услуг, услуг по изготовлению и установке надгробных памятников лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, захороненным за пределами Российской Федерации, но постоянно проживавшим на ее территории до дня смерти (гибели), производится центральным органом военного управления, уполномоченным в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил (п.34). Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п.35).

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274 «Об ут­верждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов граж­данского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государст­венную регистрацию актов гражданского состояния» утверждена справка о смерти по форме № 33, выдаваемая органом ЗАГС (консульским учреждением).

Справка по указанной форме представляется в соответствующий пенсионный орган вместе со свидетельством о смерти и служит основанием для выплаты пособия на погребение, установленного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941.

Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение является справка о смерти по форме № 33, которая подтверждает правомерность выплаты пособия на погребение. Возможность предоставления иных документов, содержащих информацию о смерти гражданина, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Если государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС РФ, после передачи Министерством иностранных дел РФ в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.

Доказательства обращения истца в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Украине за выдачей справки формы № 33 истцом не представлены, более того, истцом не оспаривалось, что в данное учреждение за указанной справкой он не обращался.

Исходя из изложенного суд учитывает, что выданные государственные акты, свидетельства и другие документы государственными органами иностранного государства в отношении гражданина, не имеют юридической силы на территории Российской Федерации, а также не могут быть приняты государственными органами Российской Федерации для предоставления прав, гарантий и компенсаций, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на незаконность отказа ответчика в выплате пособия на погребение, указывает, что документы, выданные компетентными органами иностранного государства в удостоверении актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, признаются действительными в Российской Федерации. При этом истец сослался на положения «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в г. Минске 22.01.1993г., вступила в силу 19.05.1994г., для Российской Федерации - 10.12.1994г.) (с изм. от 28.03.1997г.). Но данные ссылки суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Положения статьи 13 указанной Конвенции обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены.

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Международный договор между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны, не заключался.

В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению требования о взыскании морального вреда и судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Отказать в удовлетворении исковых требований Ковалева Николая Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской обл.» о признании права на получение пособия на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, взыскании расходов на погребение и денежной компенсации на изготовление и установку памятника, компенсации морального вреда и судебных расходов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

РЎ Сѓ Рґ СЊ СЏ

Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 03.05.2018г.

1версия для печати

2-1316/2018 ~ М-752/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалев Николай Васильевич
Ответчики
ФКУ ВК ВО
Другие
Давыденко Николай Арсенович
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
26.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2018Передача материалов судье
28.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.03.2018Предварительное судебное заседание
23.04.2018Судебное заседание
03.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2018Дело оформлено
24.09.2018Дело передано в архив
18.12.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.12.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.01.2019Судебное заседание
18.02.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее