Дело № 2-463/2023
73RS0002-01-2022-009134-59
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 16 февраля 2023 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе
председательствующего судьи Бойковой О.Ф.
при секретаре Мурзакове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о возложении обязанности установить средства стационарного электрического освещения, дублирующие дорожные знаки,
У С Т А Н О В И Л :
Исполняющий обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о возложении обязанности установить средства стационарного электрического освещения, дублирующие дорожные знаки, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка в деятельности ответчика, входе которой были выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. Так, входе обследования, проведенного 01.08.2022г. совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» по поступившему коллективному обращению граждан п. Пятисотенный Чердаклинского района установлено, что на автомобильной дороге межмуниципального значения 73 256 ОП МЗ Н-015 «Мирный-Учхоз УСХА» на участке км 1+400 отсутствовали линии горизонтальной разметки 1.14.1 и средства стационарного электрического освещения на пешеходном переходе; на всем протяжении дороги в необходимых местах отсутствовали дублирующие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен»; на участке с км 10+110 по км 19+713 отсутствовали линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.2; на участке 9+100 не была обеспечена видимость дорожных знаков 1.34.1 «Направление поворота», также допускались срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане дорог, в том числе на участке с км 10+600 по км 19+713 из-за древесно-кустарниковой растительности. В целях устранения нарушений в адрес руководителя ответчика вносилось предписание. Однако, меры к установке дублирующих дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен» и установке средств стационарного электрического освещения на пешеходном переходе не приняты по причине отсутствия финансирования. Считает, что непринятие ответчиком мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, влечет увеличение количества дорожно-транспортных происшествий. Просит обязать ответчика на участке км1+400 автомобильной дороги межмуниципального значения № «Мирный-Учхоз УСХА» на пешеходном переходе установить средства стационарного электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст, в срок до 01.10.2023г.; на всем протяжении автомобильной дороги межмуниципального значения № «Мирный-Учхоз УСХА» в необходимых местах дублирующие дорожные знаки 3.20. «Обгон запрещен» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст, в срок до 01.10.2023г.
В судебном заседании представитель прокуратуры иск поддержал.
Представитель ответчика, иск не признала, указывая на то, что для реализации исковых требований необходимо заключение госконтракта на выполнение работ по разработке проектной документации.
Выслушав пояснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предметом надзора прокуратуры Российской Федерации являются исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, дорога-это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 вышеназванного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п.1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2).
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009г. №431-П «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» автомобильная дорога № «Мирный-Учхоз УСХА» относится к межмуниципальной дороге.
Согласно Устава ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», указанное предприятие создано для исполнения государственных функций и/или оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (п.1.1.); осуществляет функции получателя средств областного бюджета, направленных на уели строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, заключает контракты (договоры), соглашения о проведении работ (оказании услуг).
Судом установлено, что в связи с коллективным обращением граждан п. Пятисотенный Чердаклинского района, прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на автомобильной дороге межмуниципального значения № «Мирный-Учхоз УСХА» на участке км 1+400 отсутствовали линии горизонтальной разметки 1.14.1 и средства стационарного электрического освещения на пешеходном переходе; на всем протяжении дороги в необходимых местах отсутствовали дублирующие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен»; на участке с км 10+110 по км 19+713 отсутствовали линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.2; на участке 9+100 не была обеспечена видимость дорожных знаков 1.34.1 «Направление поворота», также допускались срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане дорог, в том числе на участке с км 10+600 по км 19+713 из-за древесно-кустарниковой растительности. В целях устранения нарушений в адрес руководителя ответчика вносилось предписание. Однако, меры к установке дублирующих дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен» и установке средств стационарного электрического освещения на пешеходном переходе не приняты по причине отсутствия финансирования.
Со стороны прокуратуры Чердаклинского района Ульяновской области предоставлены фото материалы по автодороге межмуниципального значения № «Мирный-Учхоз УСХА», с приложением проекта организации дорожного движения автодороги№9732114 межмуниципального значения, с идентификационным номером № «Мирный-Учхоз УСХА» км-0+000-км19+713, сводная ведомость объема горизонтальной разметки, размещения дорожных знаков барьерных ограждений, сигнальных столбиков остановок общественного транспорта, наличии светофорных объектов, размещения пешеходных ограждений.
Представителем ответчика не оспаривается, что автодороги являются государственной собственностью Ульяновской области и закреплены за ними на праве оперативного управления.
Анализируя собранные по делу доказательства в их взаимосвязи и в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что количество дублирующих знаков будет определено ответчиком после проведения мероприятий по анализу участков автодороги, составлению и корректировки проекта организации дорожного движения и выполнению работ по обустройству участков дорог, в связи с чем, срок по исполнению решения суда определен до 01.10.2023г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск исполняющего обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о возложении обязанности установить средства стационарного электрического освещения, дублирующие дорожные знаки - удовлетворить.
Обязать областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на участке км1+400 автомобильной дороги межмуниципального значения 73 256 ОП МЗ Н-015 «Мирный-Учхоз УСХА» на пешеходном переходе установить средства стационарного электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст, в срок до 01.10.2023г.;
Обязать областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на всем протяжении автомобильной дороги межмуниципального значения 73 256 №Мирный-Учхоз УСХА» в необходимых местах дублирующие дорожные знаки 3.20. «Обгон запрещен» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст, в срок до 01.10.2023г.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский Областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья: О.Ф. Бойкова
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2023г.