Дело № 2-332-14
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Далматовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Гоголина В.А.,
с участием заместителя прокурора Далматовского района Курганской области Домрачевой М.А.,
при секретаре Шабановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Далматово Курганской области,
**.**.****,
гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор Далматовского района обратился в суд с иском к муниципальному казённому образовательному учреждению «Ключевская основная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Ключевская ООШ») о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по согласованию паспортов опасных отходов, по организации, утилизации и уничтожению отходов I–IV классов опасности с Управлением Росприроднадзора по Курганской области, незаконным; возложении обязанности представить на согласование в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта на опасные отходы I–IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; признания бездействия, выразившегося в не разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и не назначении в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами незаконным; возложении обязанности разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.14 ФЗ " Об отходах производства и потребления", образуемые в результате деятельности МКОУ «Ключевская ООШ» бытовые отходы –люминесцентные ртутьсодержащие трубки, которые в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» относятся к I классу опасности, но имеющиеся на них паспорта опасных отходов не согласованы с Управлением Росприроднадзора по Курганской области. Не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных
ртутьсодержащих ламп и не назначены в установленном порядке ответственные лица за обращение с указанными отходами. Перечисленные обстоятельства нарушают права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что требует незамедлительного принятия мер по их устранению.
В судебном заседании заместитель прокурора Домрачева М.А. исковые требования уточнила и иск поддержала в части признания незаконным бездействия МКОУ «Ключевская ООШ» до направления в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта на опасные отходы I–IV классов опасности для окружающей среды для согласования, т.е. до **.**.**** Требования о возложении обязанности представить на согласование в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта на опасные отходы I–IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; признании бездействия, выразившегося в не разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и не назначения в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами незаконным; возложении обязанности разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами - не поддерживает, поскольку, как установлено в судебном заседании, указанная инструкция и приказ о назначении ответственного лиц за обращение с указанными отходами, были ответчиком разработаны и утверждены в 2013 году, до проверки.
Представитель ответчика МКОУ «Ключевская ООШ» директор Полухина Л.П. измененные исковые требования признала полностью и пояснила, что в деятельности школы используются лампы с люминесцентными ртутьсодержащими трубками, которые относятся к опасным отходам. Паспорта на опасные отходы были составлены и утверждены **.**.**** до проверки, но на согласование в уполномоченный орган были направлены только **.**.**** Разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и утверждена **.**.**** г., приказом №* от **.**.**** было назначено ответственное лицо за обращение с опасными отходами в части электрических ртутьсодержащих ламп-завхоз ФИО4
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, предварительно был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, указав, что в МКОУ «Ключевская ООШ» отсутствуют паспорта опасных отходов, не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных
ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и не назначены ответственные лица за обращение с указанными отходами, в связи с чем, деятельность образовательных учреждений по обращению с опасными отходами производства осуществляется без соблюдения экологических требований при обращении с опасными отходами производства и потребления. Исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дела без участия представителя.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск (с учетом изменений требований) подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1ст. 45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
МКОУ «Ключевская ООШ» является юридическим лицом (свидетельство №*, п. 1.5 Устава).
Из информации Управления Росприроднадзора по Курганской области от **.**.**** №* следует, что по состоянию на **.**.**** заявления о выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласования паспортов опасных отходов и прилагающиеся к ним документы от образовательных учреждений Далматовского района не поступали.
В соответствии с письмом Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района от **.**.**** № 310, эксплуатация люминесцентных и энергосберегающих ламп осуществляется в образовательных учреждениях Далматовского района, кроме МКДОУ «Белоярский детский сад», МКДОУ «Красноисетский детский сад», МКОУ ДОД «ДДШИ». Хранение неисправных люминесцентных ламп осуществляется в специальных местах, недоступных для посторонних лиц, на стеллажах в магазинной упаковке. Договоры на утилизацию ламп с МУП г.Кургана «Меркурий» оформляются по факту сдачи ламп на утилизацию. Паспорта отходов имеются во всех образовательных учреждениях района, разработаны в соответствии с законодательством, но не согласованы с уполномоченным органом.
Из копий паспортов опасных отходов МКОУ «Ключевская ООШ» следует, что они были разработаны и утверждены руководителем указанного учреждения **.**.**** г., но не согласованы с Управлением Росприроднадзора по Курганской области.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в процессе деятельности МКОУ «Ключевская ООШ» образуются бытовые отходы, в т.ч. люминесцентные ртутьсодержащие трубки, которые в соответствии с Приказами Минприроды РФ от 02.12.2002 г. №* «Об утверждении федерального классификационного
каталога отходов» и № 511 от 15.06.2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»относятся к различным классам опасности (с I по IV).
В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч.2,3 ст.14 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 30.12.2008 г. №309-ФЗ). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок паспортизации определен постановлениемПравительства РФ от 26.10.2000 г. № 818, приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 г. № 785 утверждена форма паспорта опасного отхода с инструкцией по его заполнению, приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 утвержден порядок организации работы по паспортизации опасных отходов. В соответствии с п.2.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 г. № 511.
В силу п.2.3 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о
происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
После принятия постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 718, полномочия в части паспортизации отходов, ведению государственного кадастра отходов, лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности переданы от Ростехнадзора в Росприроднадзор.
Из представленных в суд ответчиком о документов следует, что в МКОУ «Ключевская ООШ» паспорта опасных отходов разработаны и утверждены **.**.**** г., на согласование в уполномоченный орган - Управление Росприроднадзора по Курганской области были направлены только **.**.**** Инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в МКОУ «Ключевская ООШ» разработана и утверждена **.**.**** г., приказом №* от **.**.**** ответственным за обращение с опасными отходами в части электрических ртутьсодержащих ламп назначен завхоз.
Таким образом в судебном заседании установлено, что бездействие МКОУ «Ключевская ООШ» в части осуществления деятельности без принятия мер к согласованию паспортов на отходы до **.**.**** г., являлось незаконны.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размерах предусмотренных ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области удовлетворить.
Признать бездействие МКОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии до **.**.**** мер по согласованию паспортов опасных отходов, незаконным.
Взыскать с МКОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Далматовский район Курганской области в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия, путем принесения жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Председательствующий
судья В.А. Гоголин