Судья: Ендовицкая Е.В. Дело № 33-1540
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июня 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рогожина Н.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Сивашовой А.В.
при секретаре Алешиной Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Крючкова В. А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от <дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Крючкова В. А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Крючковым В. А. право на получение досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со статьей 34 Закона РФ от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Крючкову В. А. с <дата>.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской
области (межрайонного) в пользу Крючкова В. А.
расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения Крючкова В.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Крючков В.А. обратился в суд с иском к государственному
учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии.
В обоснование иска указывал, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, поскольку имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, однако решением пенсионного органа ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по тому мотиву, что юридический адрес организации – АТП №2 ПО «Агропромстройтранс», в которой он работал в период с <дата> по <дата>, не поименован в соответствующих перечнях, в которых отражены зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Ссылаясь на необоснованность отказа в назначении досрочной пенсии и то, что филиал организации, в которой он работал в спорный период находился на территории земель Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в районе населенного пункта Коневка, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом, истец просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, обязав ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с <дата>, а также взыскать с ответчика расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с учетом дополнений, данных в суде апелляционной инстанции его представителем, просит об отмене решения суда как незаконного.
Приводит доводы, аналогичные мотивам отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, дополнительно указывая, что суд ошибочно назначил истцу досрочно трудовую пенсию с <дата> (с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год), при том, что право на ее получение у истца не могло возникнуть ранее <дата>, когда истцу исполнилось 59 лет.
Проверив законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что имеются основания для изменения судебного постановления в части даты назначения Крючкову В.А. досрочной пенсии.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права, в частности, является неприменение закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 330 ГПК РФ).
При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации от <дата> №) и другими федеральными законами.
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, действовавшим до 1 февраля 1998 г., населенный пункт – <адрес> сельского совета <адрес> находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Судом установлено, что <дата> Крючков В.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, решением которого от <дата> истцу отказано в назначении пенсии по старости.
Письмом ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> № Крючкову В.А. разъяснено, что согласно представленным документам в период с <дата> по <дата> он работал в Орловском АТП № производственного объединения «Агропромстройтранс», которое расположено по адресу: <адрес>, однако в Перечнях от 28 декабря 1991 г. № 237-р, от 18 декабря 1997 г. № 1582 и от 8 октября 2015 г. № 1074 данный населенный пункт не поименован. В связи с чем права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о незаконности данного отказа по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки истца, <дата> Крючков В.А. принят водителем третьего класса Автотранспортного управления «Орелоблколхозстрой», впоследствии <дата> реорганизованном в Автобазу №6 Треста «Агропромстройтранс»; <дата> переведен слесарем четвертого разряда; <дата> переведен слесарем вулканизаторщиком четвертого разряда; <дата> Автобаза переименована в открытое акционерное общество «Агропромстройтранс» филиал Орловское АТП-2, где истец проработал до <дата>
Согласно справке администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № 3268 филиал ОАО «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2 территориально был расположен по адресу: <адрес>, в районе населенного пункта д. Коневка.
Из справки бюджетного учреждения Орловской области «Государственный архив Орловской области» от <дата> № К-210 усматривается, что на основании решения Орловского областного объединения «Облколхозстрой» <дата> было создано Управление механизации и автотранспорта объединения «Облколхозстрой»; <дата> Управление механизации и автотранспорта было переименовано в Автотранспортное управление с подчиненностью объединению «Облколхозстрой»; автотранспортное управление объединения «Облколхозстрой» переименовано <дата> в Автобазу № 6 с подчинением Производственному объединению «Агропромстройтранс»; <дата> автобаза № 6 была преобразована в Орловское автотранспортное предприятие № 2 с тем же подчинением и функциями; с <дата> Орловское автотранспортное предприятие № 2 производственного объединения «Агропромстройтранс» было переименовано в Орловское автотранспортное предприятие № 2 АО «Агропромстройтранс»; с <дата> Орловское автотранспортное предприятие № 2 АО «Агропромстройтранс» было преобразовано в Орловское автотранспортное предприятие № 2 АООТ «Агропромстройтранс».
Из ответа администрации г. Орла от 2 июля 2015 г. № 2956-4Б следует, что в соответствии с Законом Орловской области от 28 декабря 2004 г. № 467-ОЗ «О статусе и границе города Орла как муниципального образования Орловской области» ул. Завозная расположена на землях Орловского района.
На основании схемы утвержденных адресов и постановления Главы администрации Орловского района Орловской области от <дата> № «Об утверждении протокола № от <дата> территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г. Орла», имеющейся в материалах дела, старым адресом филиала Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» являлся г. Орел, Северный парк, 23, утвержденным адресом – <адрес>
Из текста постановления следует, что предприятие находится на землях Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области. Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» расположено в районе населенного пункта <адрес> сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №-237-Р и постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, от 8 октября 2015 г. № 1074 к территории радиоактивного загрязнения.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 зона проживания с льготно-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри на квадратный километр. Дополнительные критерии, по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По результатам проведенного <дата> Центром санэпиднадзора Орловской области радиационно-дозиметрического обследования территории Орловского АТП №2, которая в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> № относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, плотность выпадения радионуклидов цезия-137 составляет от 1-го до 5 кюри на квадратный километр, в связи с чем работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные указанным законом.
Из объяснений Крючкова В.А. и архивных справок о выплате заработной платы за 1984-1988 годы установлено, что истец как работник Орловского автотранспортного предприятия № 2 ОАО «Агропромстройтранс» получал доплату за работу в зоне ЧАЭС.
Согласно показаниям свидетелей Бурлаковой Т.Н., работавшей в период с 1987 работала вместе с Крючковым В.А. в филиале Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» в должности диспетчера, и Малыгина И.П., работавшего с истцом в период с 1984 года в указанном предприятии, фактически база предприятия располагалась в районе д. <адрес>, в связи с чем работники предприятия получали компенсационные выплаты после 1986 года, то есть после аварии на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, решением Заводского районного суда г. Орла от 26 декабря 2016 г. за Бурлаковой Т.Н. признано право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Суд обоснованно принял в качестве надлежащих доказательств показания названных свидетелей, поскольку они даны не заинтересованными в исходе дела в чью-либо пользу лицами, объективно согласуются с письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Оценив в их совокупности представленные истцом доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что в спорный период истец постоянно работал на предприятии ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2, в дальнейшем переименованном в акционерное общество открытого типа «Агропромстройтранс» Орловское АТП № 2, которое располагалось в районе населенного пункта д. Коневка Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р к территориям радиоактивного загрязнения.
Несмотря на то, что юридический адрес предприятия неоднократно менялся (<адрес>), суд правильно указал, что территориально вышеназванное предприятие находилось в районе вышеуказанного населенного пункта.
Поскольку граница зоны радиоактивного загрязнения не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, включенного в Перечень, Крючков В.А. на день аварии на Чернобыльской АЭС постоянно работал па предприятии, расположенном в населенном пункте, находящемся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то суд пришел к верному выводу, что он имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы жалобы относительно отсутствия правовых оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, по существу аналогичны позиции ответчика в суде, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Оснований для отмены или изменения судебного постановления в данной части по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что суд ошибочно, в противоречии с нормами действующего законодательства, возложил на ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить и производить выплату пенсии Крючкову В.А. с <дата> – с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, и считает доводы жалобы ответчика в данной части заслуживающими внимание.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из паспорта Крючкова В.А., датой его рождения является <дата>
Следовательно, возраста 59 лет, с наступлением которого у него возникнет право на получение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, он достигнет <дата>
Поскольку право Крючкова В.А. на досрочную пенсию возникло только <дата>, то, несмотря на то, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии <дата>, судебная коллегия считает необходимым назначить истцу пенсию с <дата> – с даты возникновения права на нее, а не с даты обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты назначения Крючкову В.А. пенсии.
Поскольку имущественные требования истца не подлежат оценке, исковые требования последнего удовлетворены, судебная коллегия изменила лишь дату назначения и выплаты пенсии, то судебные расходы по оплате государственной пошлины перераспределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 3 апреля 2019 г. изменить в части даты назначения Крючкову В. А. пенсии, указав об обязании государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Крючкову В. А. с 11 января 2019 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Ендовицкая Е.В. Дело № 33-1540
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июня 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рогожина Н.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Сивашовой А.В.
при секретаре Алешиной Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Крючкова В. А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от <дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Крючкова В. А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Крючковым В. А. право на получение досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со статьей 34 Закона РФ от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Крючкову В. А. с <дата>.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской
области (межрайонного) в пользу Крючкова В. А.
расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения Крючкова В.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Крючков В.А. обратился в суд с иском к государственному
учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии.
В обоснование иска указывал, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, поскольку имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, однако решением пенсионного органа ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по тому мотиву, что юридический адрес организации – АТП №2 ПО «Агропромстройтранс», в которой он работал в период с <дата> по <дата>, не поименован в соответствующих перечнях, в которых отражены зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Ссылаясь на необоснованность отказа в назначении досрочной пенсии и то, что филиал организации, в которой он работал в спорный период находился на территории земель Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в районе населенного пункта Коневка, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом, истец просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, обязав ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с <дата>, а также взыскать с ответчика расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с учетом дополнений, данных в суде апелляционной инстанции его представителем, просит об отмене решения суда как незаконного.
Приводит доводы, аналогичные мотивам отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, дополнительно указывая, что суд ошибочно назначил истцу досрочно трудовую пенсию с <дата> (с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год), при том, что право на ее получение у истца не могло возникнуть ранее <дата>, когда истцу исполнилось 59 лет.
Проверив законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что имеются основания для изменения судебного постановления в части даты назначения Крючкову В.А. досрочной пенсии.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права, в частности, является неприменение закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 330 ГПК РФ).
При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации от <дата> №) и другими федеральными законами.
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, действовавшим до 1 февраля 1998 г., населенный пункт – <адрес> сельского совета <адрес> находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Судом установлено, что <дата> Крючков В.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, решением которого от <дата> истцу отказано в назначении пенсии по старости.
Письмом ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> № Крючкову В.А. разъяснено, что согласно представленным документам в период с <дата> по <дата> он работал в Орловском АТП № производственного объединения «Агропромстройтранс», которое расположено по адресу: <адрес>, однако в Перечнях от 28 декабря 1991 г. № 237-р, от 18 декабря 1997 г. № 1582 и от 8 октября 2015 г. № 1074 данный населенный пункт не поименован. В связи с чем права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о незаконности данного отказа по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки истца, <дата> Крючков В.А. принят водителем третьего класса Автотранспортного управления «Орелоблколхозстрой», впоследствии <дата> реорганизованном в Автобазу №6 Треста «Агропромстройтранс»; <дата> переведен слесарем четвертого разряда; <дата> переведен слесарем вулканизаторщиком четвертого разряда; <дата> Автобаза переименована в открытое акционерное общество «Агропромстройтранс» филиал Орловское АТП-2, где истец проработал до <дата>
Согласно справке администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № 3268 филиал ОАО «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2 территориально был расположен по адресу: <адрес>, в районе населенного пункта д. Коневка.
Из справки бюджетного учреждения Орловской области «Государственный архив Орловской области» от <дата> № К-210 усматривается, что на основании решения Орловского областного объединения «Облколхозстрой» <дата> было создано Управление механизации и автотранспорта объединения «Облколхозстрой»; <дата> Управление механизации и автотранспорта было переименовано в Автотранспортное управление с подчиненностью объединению «Облколхозстрой»; автотранспортное управление объединения «Облколхозстрой» переименовано <дата> в Автобазу № 6 с подчинением Производственному объединению «Агропромстройтранс»; <дата> автобаза № 6 была преобразована в Орловское автотранспортное предприятие № 2 с тем же подчинением и функциями; с <дата> Орловское автотранспортное предприятие № 2 производственного объединения «Агропромстройтранс» было переименовано в Орловское автотранспортное предприятие № 2 АО «Агропромстройтранс»; с <дата> Орловское автотранспортное предприятие № 2 АО «Агропромстройтранс» было преобразовано в Орловское автотранспортное предприятие № 2 АООТ «Агропромстройтранс».
Из ответа администрации г. Орла от 2 июля 2015 г. № 2956-4Б следует, что в соответствии с Законом Орловской области от 28 декабря 2004 г. № 467-ОЗ «О статусе и границе города Орла как муниципального образования Орловской области» ул. Завозная расположена на землях Орловского района.
На основании схемы утвержденных адресов и постановления Главы администрации Орловского района Орловской области от <дата> № «Об утверждении протокола № от <дата> территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г. Орла», имеющейся в материалах дела, старым адресом филиала Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» являлся г. Орел, Северный парк, 23, утвержденным адресом – <адрес>
Из текста постановления следует, что предприятие находится на землях Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области. Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» расположено в районе населенного пункта <адрес> сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №-237-Р и постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, от 8 октября 2015 г. № 1074 к территории радиоактивного загрязнения.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 зона проживания с льготно-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри на квадратный километр. Дополнительные критерии, по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По результатам проведенного <дата> Центром санэпиднадзора Орловской области радиационно-дозиметрического обследования территории Орловского АТП №2, которая в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> № относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, плотность выпадения радионуклидов цезия-137 составляет от 1-го до 5 кюри на квадратный километр, в связи с чем работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные указанным законом.
Из объяснений Крючкова В.А. и архивных справок о выплате заработной платы за 1984-1988 годы установлено, что истец как работник Орловского автотранспортного предприятия № 2 ОАО «Агропромстройтранс» получал доплату за работу в зоне ЧАЭС.
Согласно показаниям свидетелей Бурлаковой Т.Н., работавшей в период с 1987 работала вместе с Крючковым В.А. в филиале Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» в должности диспетчера, и Малыгина И.П., работавшего с истцом в период с 1984 года в указанном предприятии, фактически база предприятия располагалась в районе д. <адрес>, в связи с чем работники предприятия получали компенсационные выплаты после 1986 года, то есть после аварии на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, решением Заводского районного суда г. Орла от 26 декабря 2016 г. за Бурлаковой Т.Н. признано право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Суд обоснованно принял в качестве надлежащих доказательств показания названных свидетелей, поскольку они даны не заинтересованными в исходе дела в чью-либо пользу лицами, объективно согласуются с письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Оценив в их совокупности представленные истцом доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что в спорный период истец постоянно работал на предприятии ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2, в дальнейшем переименованном в акционерное общество открытого типа «Агропромстройтранс» Орловское АТП № 2, которое располагалось в районе населенного пункта д. Коневка Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р к территориям радиоактивного загрязнения.
Несмотря на то, что юридический адрес предприятия неоднократно менялся (<адрес>), суд правильно указал, что территориально вышеназванное предприятие находилось в районе вышеуказанного населенного пункта.
Поскольку граница зоны радиоактивного загрязнения не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, включенного в Перечень, Крючков В.А. на день аварии на Чернобыльской АЭС постоянно работал па предприятии, расположенном в населенном пункте, находящемся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то суд пришел к верному выводу, что он имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы жалобы относительно отсутствия правовых оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, по существу аналогичны позиции ответчика в суде, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Оснований для отмены или изменения судебного постановления в данной части по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что суд ошибочно, в противоречии с нормами действующего законодательства, возложил на ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить и производить выплату пенсии Крючкову В.А. с <дата> – с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, и считает доводы жалобы ответчика в данной части заслуживающими внимание.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из паспорта Крючкова В.А., датой его рождения является <дата>
Следовательно, возраста 59 лет, с наступлением которого у него возникнет право на получение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, он достигнет <дата>
Поскольку право Крючкова В.А. на досрочную пенсию возникло только <дата>, то, несмотря на то, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии <дата>, судебная коллегия считает необходимым назначить истцу пенсию с <дата> – с даты возникновения права на нее, а не с даты обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты назначения Крючкову В.А. пенсии.
Поскольку имущественные требования истца не подлежат оценке, исковые требования последнего удовлетворены, судебная коллегия изменила лишь дату назначения и выплаты пенсии, то судебные расходы по оплате государственной пошлины перераспределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 3 апреля 2019 г. изменить в части даты назначения Крючкову В. А. пенсии, указав об обязании государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Крючкову В. А. с 11 января 2019 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи