Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2018 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> С. края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.,
с участием представителя ответчика Военного К. С. края– Аббасова А.Р. по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Марковец Е. С., Марковец А. С. к Военному К. СК о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Марковец Е. С., Марковец А. С. обратились в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к Военному К. СК о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указано, что капитан Марковец С. М., погиб дата в Чеченской Республике в районе боевых действий при исполнении обязанностей В. службы.
На основании Закона РФ от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральное Казенное У. В. К. С. края (Военный К. С. края) выплачивал пенсию по случаю потери кормильца с 2003 года по 2012 год матери истцов (жене) погибшего - Погребняковой (Марковец) А. В., дочери Марковец Е. С., дата года рождения и сыну Марковец А. С., дата года рождения.
В п.п. 1 п.1 ст. 3 Федерального закона от дата №5-ФЗ «О ветеранах» определено, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на В. сборы лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники У. и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В п. 3 ст. 3 названного Федерального Закона указано, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к настоящему ФЗ. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Согласно ФЗ от дата № 158-ФЗ (ред. от 22.08.2004г.) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» - разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приложения к Федеральному Закону «О ветеранах» после абзаца «Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года» дополнить абзацами следующего содержания: "Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Указанный Федеральный закон вступил в законную силу с дата, поэтому с указанного срока (с дата) пенсионерам Министерства обороны РФ - ветеранам боевых действий, имеющим соответствующее удостоверение, пенсия выплачивается с увеличением.
Капитан Марковец С. М. находился на территории Чеченской Республики с целью выполнения специального задания по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта и погиб дата.
Следовательно, истцы считают, что их отец на момент гибели имел статус ветерана боевых действий, как военнослужащий принимавший участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ (в данном случае на территории Чеченской Республики).
В пункте 1 <адрес> от 27 05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена норма, согласно которой члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших В. службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
В ст.5 вышеуказанного Закона РФ № указано, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно ст.49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В ст. 45 Закона Российской Федерации от дата № приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно ст. 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Погибший Марковец С.М. являлся ветераном боевых действий и в соответствии со ст. 45 Закона Российской Федерации от дата № при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.
Вышеуказанная ст.45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от дата № являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, истцы имели право на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца. Указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст.45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, истцы имеют право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст.46 настоящего Закона.
Таким образом, истцы считают, что назначенная им пенсия по случаю потери кормильца - капитана Марковец С. М., который погиб в районе боевых действий в Чеченской Республике, подлежит повышению на 32 процента размера социальной пенсии.
Мать истцов - Погребнякова (Марковец) А.В. обращалась в военный К. С. края с заявлением о перерасчете с дата пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи Закона РФ от датаг. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Однако военный К. С. края направил отказ со ссылкой на то, что истцы не относятся к категории лиц, обозначенных в пункте «г» статьи 45 Закона РФ от датаг. №. Мать истцов получала пенсию по потери кормильца на них, несовершеннолетних детей, поэтому считают, что нет необходимости повторного обращения с заявлением к военному К. С. края повторно.
Истец Марковец Е. С. во время обучения в высшем учебном заведении в <адрес> получала пенсию по потери кормильца с 01.02.2008г. по 30.06.2011г. через военный К. <адрес>, обратилась с заявлением в Военный К. <адрес> о перерасчете пенсии за период учебы и также получила отказ.
Так как оба военных К. подчиняются одному ведомству-Министерству Обороны РФ, истец Марковец Е. С. вправе обратиться с исковыми требованиями к военному К. С. края о перерасчете пенсии за время учебы.
Расчет недоплаченной задолженности пенсии по потере кормильца необходимо делать с учетом действия закона во времени. Положения статей 45 и 46 Закона РФ от дата № (в редакции от дата №68-ФЗ) предусматривали повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 100 процентов установленного законодательством России минимального размера пенсии по старости.
С дата пенсии в Российской Федерации устанавливаются, в частности, в соответствии с Федеральным законом от дата N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором отсутствует положение о минимальном размере пенсии. Минимальный размер пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), подлежащий индексации в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введен ст.46 Закона Российской Федерации от дата «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с дата.
В силу п. 6 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» приняло ряд постановлений об индексации размера базовой части трудовых пенсий.
Дата с которой производится индексация |
Коэффициент индексации |
Основание |
дата |
1,075 |
Постановление Правительства РФ от 27.03. 2007 г. № |
дата |
1,085 |
Постановление Правительства РФ от дата № |
дата |
1,06 |
Постановление Правительства РФ от И. 07.2005 г. № |
дата |
1,0628 |
Постановление Правительства РФ от 2 дата № |
дата |
1,038 |
Постановление Правительства РФ от дата № |
Следовательно повышение размера пенсии составляло:
- с дата = 228 руб. 04 коп. х 1,08 = 246 руб. 28 коп.
- с дата = 246 руб. 28 коп. х 1,038 = 255 руб. 74 коп.
- с дата = 255 руб. 74 коп. х 1,0628 = 271 руб. 80 коп.
- с дата = 271 руб. 80 коп. х 1,06 = 288 руб. 11 коп.
- с 1.04.2006г. = 288 руб. 11 коп. х 1,085 = 312руб. 60 коп.
- с дата = 312 руб. 60 коп. х 1,075 = 336 руб. 05 коп.
Правильность расчетов подтверждается Письмом Федеральной Таможенной Службы от дата №, в котором указано, что минимальный размер пенсии по старости с учетом индексации (увеличения ) с 01 августа составляет 288 руб. 11 коп.
С дата изменился размер выплат и стал определяться из 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона, предусматривающий, что социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости был установлен:
- 1560 руб. с дата на основании Закона РФ от дата №173-ФЗ ( в редакции от дата №244-ФЗ );
- 1794 руб. с дата на основании Закона РФ от дата №173-ФЗ ( в редакции от дата года№-ФЗ );
- 1950 руб. с дата на основании Закона РФ от дата №173-ФЗ ( в редакции от дата года№-ФЗ );
- 2562 руб. с дата на основании Закона РФ от дата №173-ФЗ ( в редакции от дата №72-ФЗ );
С дата ч.1 ст. 46 Закона РФ от дата № была изложена в редакции от дата №213-ФЗ, где указано, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от дата №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ФЗ (в редакции от дата №213-ФЗ) социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости. Соответственно с дата социальная пенсия составляла 2562 руб. (на основании Закона РФ от дата №72-ФЗ).
Социальная пенсия в дальнейшем подлежала индексации на основании Постановлений Правительства РФ согласно ст.25 Закона РФ от дата №166-ФЗ.
В целях реализации статьи 25 Закона РФ от дата №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство РФ утвердило коэффициенты индексации социальных пенсий:
- с дата в размере 1,088 (Постанов. Правит. РФ от дата №)
- с дата в размере 1,0341 ( Постанов. Правит. РФ от дата №)
- с дата в размере 1,1027 ( Постанов. Правит. РФ от дата №)
- с дата в размере 1,141 ( Постанов. Правит. РФ от дата №)
Социальная пенсия составляла:
- с дата в размере 2562 руб. х 1,088 = 2787 руб. 46 коп.
- с дата в размере 2787 руб. 46 коп. х 1,0341 = 2882 руб. 51 коп.
- с дата в размере 2882 руб. 51 коп. х 1,1027 = 3178 руб. 54 коп.
- с дата в размере 3178 руб. 54 коп. х 1,141 = 3626 руб. 71 коп.
На основании статьи 58 Закона Российской Федерации от дата № сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании Закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О ветеранах»» от дата №158-ФЗ с дата истцы имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от дата №.
Военный К. С. края на основании внесения изменений в закон должен был добровольно сделать перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от дата №, поскольку не требовалось от получателей пенсии представления каких-либо дополнительных данных, носящих личностный характер.
Поскольку установленная пунктом «г» статьи 45 названного Закона выплата является надбавкой к пенсии, её начисление и выплату ответчик должен был осуществлять самостоятельно, а не по требованию получателя. Ответчик этого не сделал, задолженность образовалась по его вине, что в соответствии пунктом 2 статьи 58 дает право истцам требовать всей суммы недополученной пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Расчет до дата - 100% минимального размера пенсии по старости:
- с дата по дата = 246 руб. 28 коп. х 3 = 738 руб. 84 коп.
- с дата по дата = 255 руб. 74 коп. х 4 = 1022 руб. 96 коп.
- с дата по дата = 271 руб. 80 коп. х 5 = 1359 руб.
- с дата по дата = 271 руб. 80 коп. х 7 = 1902 руб. 60 коп.
-с 1.08.2005г. по дата = 288 руб. 11 коп. х 5 = 1440 руб. 55 коп.
-с 1.01.2006г. по дата = 288 руб. 11 коп. х 3 = 864 руб. 33 коп.
- с дата по дата = 312 руб. 60 коп. х 9 = 2813 руб. 40 коп.
- с дата по дата = 312 руб. 60 коп. х 3 = 937 руб. 80 коп.
- с дата по дата - 336 руб. 05 коп. х 9 = 3024 руб. 45 коп.
Расчет с дата - 32% размера базовой части трудовой пенсии:
- с дата по дата = 1560 руб. х 32% х 7 = 3494 руб. 40 коп.
- с дата по дата = 1794 руб. х 32% х 5 = 2870 руб. 40 коп.
-с 1.01.2009г. по дата = 1794 руб. х 32% х 2 = 1148руб. 16коп.
- с дата по дата = 1950 руб. х 32% х 9 = 5616 руб.
- с дата по дата = 2562 руб. х 32% = 819 руб. 84 коп.
- с дата по дата = 2562 руб. х 32% х 3 = 2459 руб. 52 коп.
- с дата по дата = 2787 руб. 46 коп. х 32% х 3 = 2675 руб. 96 коп.
- с дата по дата = 2882 руб. 51 коп. х 32% х 6 = 5534 руб. 40 коп.
- с дата по дата = 2882 руб. 51 коп. х 32% х 3 = 2767 руб. 20 коп.
- с дата по дата = 3178 руб. 54 коп. х 32% х 9 - 9154 руб. 17 коп.
- с дата по дата = 3178 руб. 54 коп. х 32% х 3 = 3051 руб. 39 коп.
- с дата по дата = 3626 руб. 71 коп. х 32% х 9 = 10444 руб. 95 коп.
Сумма задолженности по годам:
- с дата по дата = 738 руб. 84 коп. + 1022 руб. 96 коп. + 1359 руб. = 3120 руб. 80 коп.
- с дата по дата = 1902 руб. 60 коп. + 1440 руб. 55 коп. = 3343 руб. 15 коп.
- с дата по дата = 864 руб. 33 коп. + 2813 руб. 40 коп. = 3677 руб. 73 коп.
- с дата по дата = 937 руб. 80 коп. + 3024 руб. 45 коп. = 3962 руб. 25 коп.
- с дата по дата = 3494 руб. 40 коп. + 2870 руб. 40 коп. = 6364 руб. 80 коп.
- с дата по дата = 1148 руб. 16 коп. + 5616 руб. + 819 руб. 84 коп. = 7584 руб.
- с дата по дата = 2459 руб. 52 коп. + 2675 руб. 96 коп. + 5534 руб. 40 коп. = 10669руб. 88коп.
- с дата по дата = 2767 руб. 20 коп. + 9154 руб. 17 коп. = 11921 руб. 37коп.
- с дата по дата = 3051 руб. 39 коп. + 10444 руб. 95 коп. = 13496 руб. 34 коп.
Истцы считают, что в результате инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу статьи 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит) покупательская способность несвоевременно выплаченных денежных сумм за указанный период снизилась и истцам причинен ущерб, который должен быть в полном объеме компенсирован. При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Индексация - не мера гражданско-правовой ответственности, при которой учитывается вина должника, а механизм, предназначенный для приведения платежей в соответствие с покупательской способностью денег на сегодняшний день.
Таким образом, индексация несвоевременно выплаченных сумм пенсии, рассчитанная с применением индекса потребительских цен по С. краю, обеспечит компенсацию потерь в результате инфляционных процессов.
Согласно данных федеральной службы государственной статистики по С. краю сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции составляет:
За весь 2004 год = 113,9%, 2005 год = 110,5%; за весь 2006 год = 108,3%; за весь 2007 год = 112,5%; за весь 2008 год = 115,1%; за весь 2009 год = 109,0%; за весь 2010 год = 110,1%; за весь 2011 год = 104,0%; за весь 2012 год = 106,0%.; за весь 2013 год =106,7; за 2014 год по состоянию на дата =106,3%
Недоплата пенсии по случаю потери кормильца Марковец А. С., за период с дата по дата с учетом инфляции составит:
- за 2004 год = 3 120 руб. 80 коп. х 113,9% х 108,3% х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 7 287 руб. 20 коп.
- за 2005 год = 3 343 руб. 15коп. х 110,5% х 108,3% х 112,5%х 115,1% х 109,0% х 110,1%х 104,0% х 106,0% = 6 853 руб. 73 коп.
- за 2006 год = 3 677 руб. 73 коп. х 108,3% х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 6 823 руб. 21 коп.
- за 2007 год = 3 962 руб. 25 коп. х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 6 227 руб. 24 коп.
- за 2008 год = 6 364 руб. 80 коп. х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 9 691 руб. 99 коп.
- за 2009 год = 7 584 руб. х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 10 033 руб. 47 коп.
- за 2010 год = 10 669 руб. 88 коп. х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 11 762 руб. 47 коп. -за2011 год = 11 921 руб. 37 коп. х 104,0% х 106,0% =13 142руб. 11 коп.
- с дата по дата = 13 496 руб. 34 коп. х 100,5% х 100,8% х 100,5% х 100,1% х 100,2% х 100,7% х 101,1% х 100,4% = 14 185 руб. 80 коп.
ИТОГО: 7 287 руб. 20 коп.+ 6 853 руб. 73 коп.+ 6 823 руб. 21 коп.+ 6 227 руб. 24 коп.+ 9 691 руб. 99 коп.+ 10 033 руб. 47 коп.+ И 762 руб. 47 коп.+ 13 142,11 руб. +14 185 руб. 80 коп.= 86 007 руб. 22 коп.
Недоплата пенсии по случаю потери кормильца Марковец Е. С., за период с дата по дата с учетом инфляции составит:
- за 2004 год = 3 120 руб. 80 коп. х 113,9% х 108,3% х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% - 7 287 руб. 20 коп.
- за 2005 год = 3 343 руб. 15 коп. х 110,5% х 108,3% х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% - 6 853 руб. 73 коп.
- за 2006 год = 3 677 руб. 73 коп. х 108,3% х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0%-6 823 руб. 21коп.
- за 2007 год = 3 962 руб. 25 коп. х 112,5% х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 6 227 руб. 24 коп.
- за 2008 год = 6 364 руб. 80 коп. х 115,1% х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 9 691 руб. 99 коп.
- за 2009 год = 7 584 руб. х 109,0% х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 10 033 руб. 47 коп.
- за 2010 год = 10 669 руб. 88 коп. х 110,1% х 104,0% х 106,0% = 11 762 руб. 47 коп.
- за 2011 год = 11 921 руб. 37 коп. х 104,0% х 102,7% х 100,5% х 100,4% х 100,3% х 100,5% х 99,6% - 12 898 руб. 99 коп.
ИТОГО: 7 287 руб. 20 коп.+ 6 853 руб. 73 коп.+ 6 823 руб. 21 коп.+ 6 227 руб. 24 коп.+ 9 691 руб. 99 коп.+ 10 033 руб. 47 коп.+ 11 762 руб. 47 коп.+ 12 898 руб. 99 коп.= 71 578 руб. 30 коп.
Просят суд взыскать с Военного К. С. края в пользу Марковец А. С. задолженность пенсии по случаю потери кормильца единовременно за период с дата по дата с учётом инфляции в размере 86007 руб. 22 коп.;
Также просят взыскать с Военного К. С. края в пользу Марковец Е. С. задолженность пенсии по случаю потери кормильца единовременно за период с дата по дата с учётом инфляции в размере 71578 руб. 30 коп.
В судебное заседание истец Марковец Е.С., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.
В судебное заседание истец Марковец А.С., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Военного К. С. края – Аббасов А.Р. по доверенности, заявленные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, поддержал письменные возражения на иск, согласно которым указано следующее.
Представитель военного К. С. края считает, что истцами не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Считает, что истцами пропущен срок исковой давности, а также не уплачена сумма государственной пошлины.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от дата N 4468-1) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от дата N 5-ФЗ), а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 этого Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 этого Закона.
Тем самым п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 возможно только в системной связи с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от дата N 5-ФЗ.
Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от дата N 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от дата N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от дата N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с дата изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с дата.
Военнослужащий Марковец С.М. погиб дата на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей В. службы в мирное время (так указано в свидетельстве о смерти серии I-РК №, выданного Горьковским <адрес> дата).
Из вышеизложенного следует вывод, что на момент гибели отец истцов не мог являться ветераном боевых действий, так как такой статус стал присваиваться лишь с дата.
Согласно ст.28 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» - реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до дата либо Правительством Российской Федерации. В подтверждение этому – отсутствие в личном деле погибшего Марковец С.М. информации о выдаче ему при жизни удостоверения ветерана боевых действий (к исковому заявлению копия удостоверения также не приобщена).
Самим ветеранам боевых действий при жизни и при предъявлении удостоверения выплачиваемая пенсия увеличивается на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Следовательно, на указанное увеличение могут претендовать (путем подачи искового заявления) только члены семьи умершего (погибшего) ветерана боевых действий, а не участника боевых действий.
Представитель ответчика также считает, что расчёт суммы недополученной пенсии, составленный истцами, является незаконным по следующим основаниям:
Истцы в своём расчёте сослались на ч.2 ст.58 Закона РФ от дата №, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Сославшись на указанную норму Закона, истцы просят суд о нижеследующем:
- взыскать с военного К. С. края в пользу Марковец А. С. задолженность пенсии по случаю потери кормильца единовременно за период с дата по дата с учётом инфляции в размере 86007 руб. 22 коп.;
- взыскать с военного К. С. края в пользу Марковец Е. С. задолженность пенсии по случаю потери кормильца единовременно за период с дата по дата с учётом инфляции в размере 71578 руб. 30 коп..
То есть, истцы просят взыскать сумму недополученной пенсии в отношении каждого из них, начиная с даты её назначения и заканчивая датой прекращения выплаты пенсии.
Между тем, в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата) на вопрос № дан ответ следующего содержания (далее по тексту цитата выделена курсивом):
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1).
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды.
Верховный Суд РФ разъяснил, что при рассмотрении данной категории дел, ч.2 ст258 Закона РФ от дата №, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком – не применяется.
Применению подлежит ст.55 Закона РФ от дата №.
Представитель ответчика считает, что применение индекса потребительских цен является незаконным, так как пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в статье 46 Закона, в том числе возникших одновременно.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения и перерасчета размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.
Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от дата N 53-КГ16-22, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ Верховного Суда РФ от дата N 77-КГ15-10).
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании Закона РФ от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральное Казенное У. В. К. С. края (Военный К. С. края) выплачивал пенсию по случаю потери кормильца с 2003 года по 2012 год матери истцов (жене) погибшего - Погребняковой (Марковец) А. В., дочери Марковец Е. С., дата года рождения и сыну Марковец А. С., дата года рождения.
В п.п. 1 п.1 ст. 3 Федерального закона от дата №5-ФЗ «О ветеранах» определено, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на В. сборы лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники У. и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В п. 3 ст. 3 названного Федерального Закона указано, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к настоящему ФЗ.
Согласно ФЗ от дата № 158-ФЗ (ред. от 22.08.2004г.) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» - разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приложения к Федеральному Закону «О ветеранах» после абзаца «Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года» дополнить абзацами следующего содержания: "Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Указанный Федеральный закон вступил в законную силу с дата, поэтому с указанного срока (с дата) пенсионерам Министерства обороны РФ - ветеранам боевых действий, имеющим соответствующее удостоверение, пенсия выплачивается с увеличением.
В судебном заседании установлено, что истцы Марковец Е.С. и Марковец А.С. являются детьми погибшего дата в Чеченской Республике при исполнении обязанностей В. службы капитана Марковца С.М., что подтверждается свидетельствами о рождении №I- РК №, выданном отделом ЗАГС администрации <адрес> дата.
В настоящее время - Марковец А.С. получает пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ с дата по дата за погибшего отца – Марковец С. М..
Истица – Марковец Е.С. получает пенсию по случаю потери кормильца с дата по дата (пенсия выплачивалась военным К. С. края, а с дата по дата пенсия выплачивалась военным К. <адрес>) за погибшего отца – Марковец С. М..
Судом установлено, что в 2014 году истица Марковец Е.С. обратилась в Военный К. <адрес> с заявлением о перерасчете пенсии и доплаты по случаю потери кормильца согласно ст.45 Закона РФ от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органов уголовно-исполнительной системы и их семей».
Однако письмом Военного К. <адрес> № АГ-411835 пр от дата ей было отказано в удовлетворении заявления с указанием того, что законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная выше статья, поскольку пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца, а не членам их семей.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших В. службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от дата N 4468-1 (ред. от дата, с изм. от дата) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с дата).
Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики В. службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от дата №.
Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истца.
Судом установлено, что указанная пенсия назначена истцам на основании Закона РФ от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Однако, так же судом установлено, что сумма пенсии истцам выплачивается без учета повышения, предусмотренного п.п. «г» п.1 ст.45 Закона РФ №.
В соответствии с указанным пунктом, пенсия по случаю потери кормильца повышается ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
На основании указанных норм суд считает, что размер пенсии истцов также подлежит повышению на 32%, как членам семьи погибшего ветерана боевых действий.
В п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» - к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на В. сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники У. и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В п.3 цитируемой статьи сказано, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от дата № 158-ФЗ (ред. от дата) перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен пунктом следующего содержания:
"Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Судом установлено, что военнослужащий Марковец С.М. погиб дата на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей В. службы в мирное время (так указано в свидетельстве о смерти серии I-РК №, выданного Горьковским <адрес> дата).
На основании ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из апелляционного определения Промышленного районного суда от дата по делу № следует, что судья апелляционной инстанции пришла к выводу, что погибший Марковец А.В. является ветераном боевых действий, погибшим в связи с исполнением служебного долга.
Следовательно, суд считает, что отец истцов на момент гибели имел статус ветерана боевых действий, так как погиб на территории Чеченской Республики, который отнесен к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Доводы ответчика о том, что отец истцов являлся участником боевых действий, а не ветераном судом не принимаются, так как опровергаются приведенными выше нормативными правовыми актами. Тот факт, что погибший военнослужащий Марковец С.М. не успел в связи с гибелью получить удостоверение ветерана боевых действий, не может являться основанием к отказу в удовлетворении искового заявления.
В п.1 ст.24 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена норма, согласно которой члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших В. службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 5 вышеуказанного Закона РФ № сказано, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В статье 45 Закона Российской Федерации от дата № приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих.
Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Погибший Марковец С.М. в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от дата № при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.
Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от дата № являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, вывод ответчика об отсутствии у истцов права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан без учета подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, истцы имеют право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца, а размер выплачиваемой истцам пенсии подлежит повышению на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, как членам семьи погибшего ветерана боевых действий.
Согласно Федерального закона от дата № 158-ФЗ (ред. от дата) "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" – раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону "О ветеранах" после абзаца "Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года" дополнить абзацами следующего содержания:
"Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Указанный Федеральный закон вступил в законную силу с дата. Лишь с указанного срока (с дата) пенсионерам Министерства обороны РФ – ветеранам боевых действий, имеющим соответствующее удостоверение, пенсия выплачивается с увеличением.
Между тем, суд считает расчет суммы недополученной пенсии, составленный истцом, неправильным по следующим основаниям:
При расчете пенсии истцы ссылаются на ч.2 ст.58 Закона РФ от дата №, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
То есть, истцы просят взыскать сумму недополученной пенсии в отношении каждого из них, начиная с даты её назначения и заканчивая датой прекращения выплаты пенсии.
Между тем, в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата) указанно следующее:
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1).
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды.
Верховный Суд РФ разъяснил, что при рассмотрении данной категории дел, ч.2 ст. 258 Закона РФ от дата №, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком – не применяется.
Применению подлежит ст.55 Закона РФ от дата №.
Суд соглашается с мнением представителя ответчика о том, что сумма недополученной пенсии подлежит взысканию лишь за 12 месяцев. Расчёт истцов в этой части суд признаёт неверным.
Так же суд считает, что при расчёте суммы недополученной пенсии применение индекса потребительских цен (ИПЦ) не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям:
Статьей 25 Федерального закона от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок индексации пенсий.
Названной нормой закона предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших В. службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших В. службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, У. и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзац третий статьи 25 Закона), социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации (абзац четвертый статьи 25 Закона).
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от дата № пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 названного закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в статье 46 Закона, в том числе возникших одновременно.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения и перерасчета размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.
Аналогичной позиция изложена в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от дата N 53-КГ16-22, N 77-КГ15-10 от 07.12.2015г.
Суд соглашается с мнением представителя ответчика о том, что сумма недополученной пенсии не подлежит индексации исходя из индекса потребительских цен по С. краю. Расчёт истцов в этой части суд так же признаёт незаконным.
Таким образом, за основу расчета суммы недополученной пенсии истцов, суд принимает расчет ответчика и признает его выполненным исходя из сложившейся судебной практики
Расчёт суммы недополученной Марковец А. С. пенсии, суд признает следующий:
Дата |
Сумма |
Основание выплаты |
|
01.09.2011 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.10.2011 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.11.2011 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.12.2011 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.01.2012 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.02.2012 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.03.2012 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.04.2012 |
1 160,55р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.05.2012 |
1 160,55р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.06.2012 |
1 160,55р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.07.2012 |
1 160,55р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.08.2012 |
1 160,55р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.09.2012 |
1 160,55р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
ИТОГО: |
14083,21р. |
Суд считает необходимым взыскать с военного К. С. края в пользу Марковец А. С. сумму недополученной пенсии за период с дата по дата в размере 14083 руб. 21 коп.
Расчёт суммы недополученной Марковец Е. С. пенсии, суд признает следующий:
Дата |
Сумма |
Основание выплаты |
|
01.06.2010 |
891,99р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.07.2010 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.08.2010 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.09.2010 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.10.2010 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.11.2010 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.12.2010 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.01.2011 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.02.2011 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.03.2011 |
922,40р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.04.2011 |
1 017,13р. |
Постановление Правительства РФ от дата № |
|
01.05.2011 |
1 017,13░. |
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ № |
|
01.06.2011 |
1 017,13░. |
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ № |
|
░░░░░: |
12244,98░. |
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12244 ░░░. 98 ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░. ░. ░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░.░░.196 ░ 197 ░░ ░░ – ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░░.58 ░░░░░░ ░░ № – ░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░. ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░░░░ ░░░ ░░ 12 ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.194-198 ░░░ ░░, ░░░,
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12244 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 98 (░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 14083 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░. 21 (░░░░░░░░ ░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░