Дело № | 91RS0№-87 |
РЕШЕНИЕ
г. Саки | 31 января 2022 года |
Судья Сакского районного суда Республики Крым Насыров Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сакского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении о привлечении Дьяченко А.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ по жалобе Дьяченко А.Ю. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко А.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Дьяченко А.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что после приобретения земельного участка разведку и добычу полезных ископаемых не осуществляла, за выдачей соответствующей лицензии не обращалась, в связи с чем не является субъектом административного правонарушения.
Защитник Карасева А.В. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить.
Инспектор ФИО4 считал доводы жалобы необоснованными, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Дьяченко А.Ю. в судебное заседании не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, по собственному усмотрению распорядилась предоставленными ей процессуальными правами, ходатайств об отложении судебного заседания не подавала.
Оснований для отложения рассмотрения дела судья не усматривает.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, должностными лицами отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора (далее - Управление) совместно со специалистами ФГБУ «Краснодарская ветеринарная межобластная лаборатория» (далее - ФГБУ «Краснодарская МВЛ») принято участие в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым в отношении ООО «Одаль» (ОГРН: 1189112038026, юр. адрес: 296555, <адрес>), при использовании земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344.
Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, Кольцовский с/с, относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование. Оборот данного участка подпадает под сферу действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Данный земельный участок находится в пользовании ООО «Одаль» по краткосрочному договору аренды, заключённому с индивидуальным предпринимателем Дьяченко А.Ю. (ОГРНИП №), владеющей им на праве собственности. Участок взят ООО «Одаль» в аренду для осуществления недропользования (для разработки карьера по добыче пильных известняков).
Право собственности физического лица Дьяченко А.Ю. подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-2398167.
Право пользования ООО «Одаль» данным земельным участком подтверждено копией договора арены от ДД.ММ.ГГГГ. Договор заключён на срок 11 месяцев с пролонгацией (акт приёма передачи от ДД.ММ.ГГГГ).
По условиям договора аренды (п. 7.4), арендатор (ООО «Одаль») обязан сменить категорию и целевое назначение, для соблюдения п. 1.2 договора (для разработки карьера по добыче пильных известняков) - данная обязанность не выполнена.
Согласно открытым данным публичной кадастровой карты, земельный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 8.2.1 договора на арендатора возложена обязанность использовать объекты недвижимости в соответствие с их целевым назначением; согласно п. 8.2.3, арендодатель обязан «стараться не допускать ухудшения состояния передаваемого участка в течении всего срока аренды».
Исходное состояние земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344, умалчивается, что свидетельствует о попытке сокрытия ранее допущенных нарушений земельного и природоохранного законодательства.
В ходе осмотра, проведённого ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол осмотра территории, произведен обмер нарушенной территории. В присутствии правообладателя отобраны пробы грунта, составлен протокол отбора проб, замечания к отбору у присутствующих отсутствовали. Пробы отобраны на агрохимические показатели с нарушенной площади земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344 (6,6411 га), а также с контрольного участка, площадью 0,5274 га (фоновая проба), и переданы в лабораторию ФГБУ «Краснодарская МВЛ» для исследования и проведения испытаний.
Протоколом инспекции Органа инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № Ф-79/АП ФГБУ «Краснодарская МВЛ» определены координаты поворотных точек нарушенного земельного участка со снятым плодородным слоем почвы с использованием спутникового геодезического оборудования приемник Leica Smart Antenna GS08 plus RTK-способом (заводской №, свидетельство о поверке № до ДД.ММ.ГГГГ) в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:11:100501:344 (путем наложения результатов замеров, полученных с использованием спутникового геодезического оборудования, на данные кадастрового плана территории согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-2398167. Уточнённая площадь нарушенного земельного участка со снятым плодородным слоем почвы в границах земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344 составила 6,6411 га.
Согласно Протоколу инспекции Органа инспекции ФГБУ «Краснодарская МВД» от ДД.ММ.ГГГГ № Ф-93/АП на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:11:100501:344 на площади 6,6411 га, в сравнении с контрольным участком произошло существенное снижение плодородия, согласно Критериям существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выявлено снижение содержания калия (подвижная форма) на 79,4 %, органического вещества на 97,7 %, фосфора (подвижная форма) на 63,6 %, что свидетельствует о порче земель сельскохозяйственного назначения и причинения вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды.
На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, Органом инспекции ФГБУ «Краснодарская МВД» произведён расчёт размер вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:11:100501:344.
Согласно протоколу Органа инспекции от 22.06.2021№ Ф-119/АП, размер вреда в денежном эквиваленте составил 63754560 (шестьдесят три миллиона семьсот пятьдесят четыре тысячи пятьсот шестьдесят) рублей.
Протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что земельный участок с кадастровым номером 90:11:100501:344 нарушен в ходе производства работ по недропользованию, о чём свидетельствуют характерные карьерные выемки. Площадь снятия плодородного слоя почвы и грунтов, согласно замерам, составила 6,6411 га. <адрес> этого земельного участка - 8,4503 га. Земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование. В момент осмотра какие-либо работы не велись, техника на участке отсутствовала.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об установлении Публичного сервитута для размещения объектов недропользования и их неотъемлемых принадлежностей на Кольцовском месторождении известняков. Правообладатель публичного сервитута - ООО «Одаль» (ОГРН 1189112038026, эл/почта: odalbuh@gmail.com). Публичный сервитут установлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ и частично затрагивает северный край участка с кадастровым номером 90:11:100501:344.
Как указывает в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Одаль» Дьяченко А.С. (ИНН 911017096102), на участке с кадастровым номером 90:11:100501:344 на момент проверки деятельность по добыче недр не ведется. По информации от владельца участков - предыдущие владельцы никаких документов о деградации земель с/х назначения не предоставляли, при покупке был проведен визуальный осмотр без каких-либо дополнительных экспертиз.
Согласно данным, размещённым на портале Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, на данной территории ООО «Власс» (ОГРН 1159102067112, юр. адрес: 296522 <адрес>) выдавалась лицензия СИМ 50518 ТЭ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для разведки и добычи известняка в Нивовском месторождении <адрес>. Руководителем и соучредителем этого юридического лица также являлся Дьяченко А.С (ИНН 911017096102), согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№. В ЕГЮЛ содержатся сведения о прекращении юридического лица ООО «Власс» путём ликвидации, дата прекращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344 являлась Дьяченко А.Ю.
В то же время письмом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Управлению сообщено, что информация о деградации почв на вышеуказанных участках не поступала. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр агрохимической службы «Крымский», в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:100501:344 и 90:11:100501:190 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступало заявок о необходимости проведения агрохимического обследования. В имеющихся фондовых данных этого учреждения отсутствуют сведения в отношении данных земельных участков.
В ходе проверки у ООО «Одаль» запрошена заверенная копия утвержденного проекта рекультивации (изготовленного в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов), с согласованием собственника земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344, который как установлено в ходе проверки уже был нарушен земляными работами по разработке карьера. Уведомление об утверждении проектов рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344 (с приложением утвержденного проекта) в Управление не поступали.
ООО «Одаль» предоставлена электронная неутверждённая версия проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:100501:344 и 90:11:000000:411, разработанного, исходя из титульного листа в 2020 году ИП ФИО6 (353823, <адрес>). Согласно разделу 1.2. данного проекта «до настоящего момента Кольцовское месторождение не разрабатывалось, какие-либо нарушенные земли на площади месторождения отсутствуют».
Таким образом, установлен факт сокрытия порчи земель на земельном участке с кадастровым номером 90:11:100501:344, на площади 6,6411 га, северная часть которого входит в Кольцовское месторождение, южная - в Нивовское. Обязанность по рекультивации земель, нарушенных ранее в ходе производства работ по недропользованию на Нивовском месторождении пильных известняков не исполнена, в результате чего, землям сельскохозяйственного назначения и почвам, как объекту охрану окружающей среды причинён ущерб. Указанное привело к деградации земель сельскохозяйственного назначения в ходе антропогенного воздействия, с ухудшением качества окружающей среды и плодородного слоя почвы, как компонента окружающей среды, устранение которых требует длительного времени.
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Дьяченко А.Ю.
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко А.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 3).
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков (пп. «а» п. 4). Пунктами 5, 6 данных Правил установлено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий (п. 5). Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6).
В соответствии с п. 24 данных Правил, лица, указанные в пунктах 3 и 4, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных п. 15 названных Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в п. 16 Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в п. 15 Правил, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Также п. 26 Правил определено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 данных Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Факт совершения Дьяченко А.Ю. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом акте: протоколом об административном правонарушении от 16.09.2021, протоколами инспекций, отбора проб, схемами, фототаблицами, выписками и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод инспектора о наличии в деянии Дьяченко А.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод Дьяченко А.Ю. о том, что после приобретения земельного участка она разведку и добычу полезных ископаемых не осуществляла, за выдачей соответствующей лицензии не обращалась, в связи с чем не является субъектом административного правонарушения, несостоятелен, поскольку в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами - собственниками земельных участков.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, судами не выявлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Дьяченко А.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Дьяченко А.Ю. по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.7 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дьяченко А.Ю. - оставить без изменений, жалобу Дьяченко А.Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5, а также в ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ, либо опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Верховный Суд Республики Крым или через Сакский районный суд Республики Крым.
Судья Д.Р. Насыров