63RS0№-25
2а-515/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 мая 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Тимошенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-515/2022 по административному иску Сафошина Е. В., Сафошиной Л. Н., Рейнке А. Ю., Алло А. А., Савельева Л. В., Чекулаева М. М., Долговой Т. Н., Долгова А. А., Жеребцова В. А., Пахомовой С. С. к А. г.о. Самара о признании незаконным распоряжения о признании дома аварийным,
установил:
Сафошин Е.В., Сафошина Л.Н., Рейнке А.Ю., Алло А.А., Савельев Л.В., Чекулаев М.М., Долгова Т.Н., Долгов А.А., Жеребцов В.А., Пахомов. С.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к А. г.о. Самара о признании незаконным распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В, в котором истцам принадлежат на праве собственности квартиры.
В обоснование заявления указано, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № основано на заключении межведомственной комиссии по Л. внутригородскому району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №з, которое в свою очередь основано на заключении органа государственного жилищного надзора - государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что является нарушением п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N47. Заключение составлено по результатам лишь визуального осмотра жилого дома с фото фиксацией частей и элементов дома, что недостаточно для оценки его состояния. В случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции заявителем в комиссию надлежало представить заключение специализированной организации, проводившей обследование дома, однако этого сделано не было. На основании заключения межведомственной комиссии первым заместителем главы г.о. Самара издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, согласно которому собственникам предложено обратиться в министерство культуры <адрес> с заявлением о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выполнить реконструкцию дома.
Ссылаясь на изложенное, просят признать незаконным распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административные истцы Савельев Л.В., Рейнке А.Ю. и их представитель требования поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель А. г.о. Самара и Главы г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено возражение на исковое заявление, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель А. Л. внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Государственной жилищной инспекции <адрес>, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо собственник жилого помещения в многоквартирном доме Беньковский Г.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Остальные участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзыв не представили.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N47.
Согласно п. 34 данного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежат на праве собственности квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: <адрес>: Сафошиным Е.В., Л.Н. – <адрес>, Рейнке А.Ю. – <адрес>, Алло А.А. – <адрес>, Савельеву Л.В., Чекулаеву М.М. – <адрес>, Долговым Т.Н., А.А. – <адрес>, Жеребцову В.А. – <адрес>, Пахомовой С.С. – <адрес>А.
В соответствии с информацией Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> здание по адресу: <адрес>, литеры А,Б,В на основании приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № являются объектов культурного наследия регионального значения «Усадьба купчихи Ивановой А.С. – три дома полукаменных» (л.д. 105).
Согласно заключению органа государственного жилищного надзора – государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования здания межведомственной комиссии рекомендуется принять решение в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об аварийном состоянии жилого дома.
По результатам рассмотрения указанного заключения, без выхода на место и осмотра дома, межведомственной комиссией Л. внутригородского района г.о. Самара принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о чем составлено заключение №з от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 160-163).
На основании указанного заключения межведомственной комиссии принято распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> литеры В, В1, В2, В2, в, в1 аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 128-129).
В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией.
На основании абзаца седьмого пункта 44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 указанного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что привлечение специализированной организации к обследованию дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также заключение данной организации являются обязательным условием при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, специализированная организация к работе межведомственной комиссии не привлекалась, обследование технического состояния дома не проводила.
По ходатайству административных истцов судом была назначена экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований» <адрес> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера В не является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, несущие конструкции имеются категории технического состояния от ограниченного работоспособного до работоспособного, физический износ основных конструкций здания составляет от 20 до 50%.
У суда не имеется оснований не доверять заключению судебного эксперта, поскольку экспертом непосредственно осуществлено исследование технического состояния дома, выводы эксперта мотивированны, суждения логичны и последовательны, обоснованы ссылками на строительно-технические нормы, квалификация экспертов подтверждена документально, сведений об их заинтересованности в исходе дела не имеется. Выводы экспертного заключения сторонами под сомнение не ставились.
При таких обстоятельствах, поскольку экспертным путем установлено, что техническое состояние жилого дома не является аварийным, суд приходит к выводу о том, что заключение межведомственной комиссии г.о. Самара о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №з от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно было основано на заключении ГЖИ, которое опровергнуто заключением экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения дела.
Кроме того, поскольку процедура принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции нарушена, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания распоряжения о признании многоквартирного дома, аварийным и подлежащим реконструкции незаконным.
В силу ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, опровергающие выводы, изложенные в исковом заявлении и заключении эксперта.
Поскольку основанием для принятия распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции послужило заключение межведомственной комиссии, указанное распоряжение также является незаконным.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сафошина Е. В., Сафошиной Л. Н., Рейнке А. Ю., Алло А. А., Савельева Л. В., Чекулаева М. М., Долговой Т. Н., Долгова А. А., Жеребцова В. А., Пахомовой С. С. к А. г.о. Самара о признании незаконным распоряжения о признании дома аварийным удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, литеры В, В1, В2, в, в1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Ретина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.