Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-889/2017 ~ М-461/2017 от 17.02.2017

Дело № 2-889/2017 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2017 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Н.В. Гладких,

при секретаре Е.В.Кучукбаевой,

с участием представителя истца Дранициной Ю.А.-Лошмановой Т.И., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» Тимониной Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дранициной Л.С., Драницина А.В., Драницина Е.А., Дранициной Ю.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Белоусовой А.Р. к ответчикам Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Администрации Пермского муниципального района Пермского края, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Драницина Л.С., Драницин А.В., Драницин Е.А., Драницина Ю.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Белоусовой А.Р., обратились к ответчикам Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Администрации Пермского муниципального района Пермского края с иском о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование предъявленного требования истцы указали, что на основании решения профсоюзного комитета Пермской дистанции пути от 04 мая 1990 года Драницину А.В. и членам его семьи предоставлена для проживания квартира, находящаяся по указанному адресу. В момент предоставления жилого помещения оно относилось к государственному жилищному фонду. Пермская дистанция пути является подразделением Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Жилое помещение занимаемое ими, является собственностью Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». 26 июня 2017 года они обратились в Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» с заявлением о предоставлении занимаемого ими жилого помещения в собственность, не получили ответ на поданное обращение. Данное обстоятельство препятствует им в реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Истцы не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, на иске настаивают.

В судебном заседании представитель истца Дранициной Ю.А. Лошманова Т.И. просила об удовлетворении предъявленных уточненных требований на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Тимонина Н.В. не согласилась с иском, пояснив, что помещение, занимаемое истцами, не подлежит приватизации, так как является нежилым.

Ответчики Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Администрация Пермского муниципального района Пермского края не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения представителя истца Лошмановой Т.И., представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги», изучив гражданское дело, гражданское дело № 2-18/2017, установил следующие обстоятельства.

На основании части 5 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Драницина Ю.А. является законным представителем Белоусовой А.Р., что следует из свидетельства о рождении (дело № 2-18/2017: л.д.69).

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде».

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статей 6 и 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», было передано в уставный капитал указанного общества из федеральной собственности.

Данные обстоятельства подтверждаются сообщением Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 года № 4557-р/6-р/884р (л.д.32-37; дело № 2-18/2017: л.д.5, 59-66, 89-94, 95-111).

На основании статьи 43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Квартира , расположенная в здании по адресу: <адрес>, предоставлена Драницину А.В. и членам его семьи во вновь построенном здании, что подтверждается выпиской из протокола № 14 от 04 мая 1990 года заседания профсоюзного комитета Пермской дистанции пути Свердловской железной дороги (дело № 2-18/2017: л.д.6).

Драницин А.В. являлся работником Пермской дистанции пути Свердловской железной дороги ( в дальнейшем изменено наименование, в связи с реорганизацией), с августа 1980 года по февраль 2016года, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 7-11 дело № 2-18/2007г.).

Из справки Администрации Лобановского сельского поселения, а также копий паспортов следует, что место жительства истцов зарегистрировано по адресу: <адрес> Дранициной Л.С.- с 1984г., Драницина Е.А. – с 17.01.2006г., Дранициной Ю.А.- с 05.07.2001г., Драницина А.В.- с 09.12.2005г., Белоусовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ.р.- с рождения (дело : л.д.12-15, 68).

Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение, в котором проживают ответчики, является нежилым помещением, так как зарегистрировано в УФРС Пермского края за ОАО «Российские железные дороги» в виде здания табельной, поэтому приватизация помещения невозможна, опровергаются материалами дела.

Действительно, из свидетельства о государственной регистрации права от 18.10.2010г. следует, что в собственности ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировано здание табельной, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (инв. ), лит. В, по адресу: <адрес> (л.д.59 дело № 2-18/2017г.).

Из технического паспорта указанного здания (строения) от 30.03.2010г., выполненного Пермским районным филиалом ГУП «ЦТИ Пермского края» следует, что данное здание состоит из двух квартир: квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. и квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. В здании имеются окна, полы, двери, отопление-электрокотлы, электричество, центральный водопровод, канализация, чугунные ванны, напольные электроплиты, горячее водоснабжение- от электроводонагревателей, индивидуальные антенны, вентиляция приточно-вытяжная. Квартира состоит из: прихожей площадью <данные изъяты> кв.м., трех жилых комнат площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>.м., <данные изъяты> кв.м., ванной площадью <данные изъяты> кв.м., туалета площадью <данные изъяты> кв.м., коридора площадью <данные изъяты> кв.м., кухни площадью <данные изъяты> кв.м. Вторая квартира под номером имеет аналогичные помещения (л.д. 32-38).

Требования предъявляемые к жилым помещениям указаны в ст.15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартийного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартийного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 признание помещения жилым помещением, не пригодным для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодно для проживания. Жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии (наружные и внутренние стены, перекрытия, крыша, полы и т.д.). В помещении имеются окна из стеклопакетов ПВХ профиля, деревянная входная группа, деревянные полы (покрытие ламинат, керамическая плитка), металлические входные двери, внутренняя отделка стен- штукатурка, оклейка обоями, побелка потолка, отопление автономное (электрокотел), водяное с внутренней разводкой из металлопластиковых труб, отопительные приборы- алюминиевые радиаторы, электроснабжение, централизованное водоснабжение, водоотведение- выгребная яма.

Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования и заключением от 26 января 2017 года Межведомственной комиссии Пермского района о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденной постановлением Главы администрации Пермского муниципального района от 05.04.2012г. № 1186 (л.д.7-9).

Ответчики не оспаривали данное заключение, не представили документы, подтверждающие, что спорная квартира не может использоваться в качестве жилого помещения, нахождении данного помещения в аварийном состоянии, не представили доказательства того, что спорное помещение использовалось ранее, либо используется в настоящее время в производственных целях.

Ответчики не оспаривали право Дранициной Л.С., Драницина А.В., Драницина Е.А., Дранициной Ю.А. и Белоусовой А.Р. на владение и пользование указанной квартирой, не представили документы, подтверждающие прекращение прав указанных лиц на пользование данным жилым помещением, в том числе документ о признании недействительным решения профсоюзного комитета Пермской дистанции пути Свердловской железной дороги о предоставлении спорного помещения.

Отсутствие у истцов ордера и письменного договора найма в отношении занимаемого жилого помещения не свидетельствуют о неправомерности его использования, поскольку на основании статей 47 и 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего во время предоставления спорного жилого помещения, указанные документы являются производными, выдаваемыми и составляемыми на основании решения о предоставлении жилого помещения, лица, занимающие спорное жилое помещение, не могут отвечать за действия уполномоченных органов по предоставлению такого жилого помещения.

Истцы оплачивают коммунальные услуги, используемые (потребляемые) ими в связи с проживанием в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается платёжными документами (л.д.39-73).

При таком положении суд считает, что истцы проживают в указанном жилом помещении на законном основании, спорное помещение изначально являлось жилым, было предоставлено Драницину А.В. и членам его семьи именно для проживания в нем.

Ответчик Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» не представило документы, подтверждающие постройку или приобретение спорного жилого помещения на свои средства.

Положениями статьи 4 ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения Драницина А.В. и членов его семьи в спорное помещение, было предусмотрено, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

В силу статьи 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Таким образом, ранее действующее жилищное законодательство не исключало возможности нахождения жилого помещения в нежилом строении.

Жилищный кодекс РСФСР не определял понятия жилого помещения, однако из смысла его положений, регулирующих вопросы назначения жилых помещений, их перевода в нежилые и предоставления гражданам, следует, что жилое помещение должно быть предназначено и пригодно для постоянного проживания граждан, что впоследствии было закреплено в ч. 2 ст. 15 ЖК РФ.

Помещения и в здании табельной с момента создания инвентаризированы органом технической инвентаризации в качестве помещений, имеющих жилое назначение (квартир, комнат). В последующий период времени назначение помещений когда-либо не изменялось. Совокупность установленных по делу обстоятельств создания указанных помещений, использование их в качестве помещений для постоянного проживания и пригодность для этого свидетельствует о том, что данные помещения, в том числе спорное, с момента создания имеет жилое назначение и входит в состав жилищного фонда.

Вместе с тем Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.1991 г. не распространялся на приватизацию жилищного фонда.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Следовательно, в силу закона при изменении формы собственности на жилое помещение, которое первоначально находилось в государственной собственности, жилищные права граждан, занимающих такое помещение, сохраняются, в том числе сохраняется право на его приватизацию.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Согласно указанному Приложению в муниципальную собственность подлежал передаче жилищный фонд.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и служебные жилые помещения, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Следовательно, включение жилых помещений, расположенных в здании табельной, в том числе спорного помещения, в уставный капитал акционерного общества является неправомерным, свидетельствует о ничтожности сделки приватизации предприятия в указанной части.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданых в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Обстоятельства того, что в нарушение действующего законодательства после передачи имущества федерального железнодорожного транспорта в качестве уставного фонда ОАО «Российское железные дороги» жилые помещения, расположенные в здании табельной не переданы в муниципальную собственность, квалификацию жилищных правоотношений не изменяют.

Драницина Л.С., Драницин А.В., Драницин Е.А., Драницина Ю.А. обращались в Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» с заявлением о предоставлении занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации, что следует из соответствующего заявления, описи вложения в почтовое отправление и почтовой квитанции (дело № 2-18/2017: л.д.16-18).

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» не представило документы, подтверждающие предоставление ответа на указанное обращение (решение вопроса о приватизации жилого помещения).

Таким образом, истцы имеют право на судебную защиту, в том числе на осуществление права на бесплатное приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в судебном порядке.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Драницина Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Драницин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Драницин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Драницина Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Белоусова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ, не участвовали в приватизации жилья, что следует справки ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», уведомлений и выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.20, 25-29).

Анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что поскольку спорное жилое помещение предоставлено Драницину А.В. государственным предприятием в связи с трудовыми отношениями с данным предприятием, принимая во внимание неправомерное его включение в уставный капитал акционерного общества, отношения по пользованию данным помещением семьей истца подлежат квалификации в качестве социального найма. Регистрация прав на здание как объект, имеющий нежилое назначение, отсутствие у истцов ордера и письменного договора найма в отношении занимаемого жилого помещения, не могут препятствовать в осуществлении права на бесплатное получение помещения в собственность, поскольку имущество было предоставлено физическим лицам для проживания, то есть в качестве жилого помещения, право на занятие помещения удостоверено документом, выданном в установленном порядке.

Ответчиком не опровергнуты доводы истцов о том, что Драницин А.В. был вселен в спорное жилое помещение как работник государственного предприятия по основаниям, предусмотренным ЖК РСФСР. Доказательств того, что истец и члены его семьи были вселены самовольно или без иных законных оснований, ответчиком не представлено.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

Таким образом, суд считает, что истцы имеет право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения.

Принимая во внимание изложенное, суд признает за истцами право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, то есть по 1/5 доле в праве за каждым истцом.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в силу судебный акт является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Дранициной Л.С., Дранициным А.В., Дранициным Е.А., Дранициной Ю.А., Белоусовой А.Р. право собственности в равных долях (за каждым на 1/5 долю) в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для государственной регистрации права.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

    Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2017года.

Судья Пермского районного суда (подпись)

<данные изъяты>

Судья Н.В. Гладких

2-889/2017 ~ М-461/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Драницина Юлия Александровна
Драницин Александр Владимирович
Драницин Евгений Александрович
Драницина Людмила Семеновна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Пермского муниципального района
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
филиал ОАО "РЖД" Свердловская железная дорога
ОАО "РЖД"
Другие
Лошманова Тамара Ильинична
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
17.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2017Предварительное судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2017Дело оформлено
29.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее