к материалу № 3/2-28/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о продлении срока содержания под стражей
г. Краснодар 17 марта 2021 года
Судья Краснодарского краевого суда Конофьева В.М.,
при ведении протокола с/з помощником судьи Агибаловым П.В.,
с участием:
прокурора Евченко Д.Е.,
обвиняемого <ФИО>19
защитника обвиняемого - адвоката Чикризовой Н.Ф.,
следователя Рубан Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по ходатайству руководителя следственной группы – заместителя начальника отдела следственной части ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Воронкина А.И. о продлении срока содержания под стражей в отношении <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, уроженца <Адрес...>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес...>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 210 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
руководитель следственной группы – заместитель начальника отдела следственной части ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Воронкин А.И. обратился в Краснодарский краевой суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей <ФИО>1 на 24 суток, а всего до 16 месяцев 24 суток, то есть до 14 апреля 2021 года.
В обоснование заявленного ходатайства указал, что настоящее уголовное дело возбуждено 21.01.2019г. следователем по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции (Центральный округ) следственного управления УМВД России по городу Краснодару в отношении <ФИО>7 в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
30.01.2019г. уголовное дело № 11901030049000152 изъято из производства следователя отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции (Центральный округ) следственного управления УМВД России по г. Краснодару Китаева В.В. и передано для дальнейшего расследования старшему – следователю по ОВД следственной части ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Воронкину А.И.
В ходе расследования уголовного дела установлено, что в неустановленное время, но не позднее 19.08.2011г. <ФИО>9, имея опыт работы в финансово-кредитной сфере, в целях совершения тяжкого преступления - хищения чужого имущества путем обмана, в особо крупном размере, организованной группой, создал преступное сообщество (преступную организацию). С целью хищения путем обмана денежных средств неопределенного круга лиц, <ФИО>9 организовал регистрацию в налоговом органе КПК «Содружество».
В настоящий момент по уголовному делу <ФИО>7, <ФИО>10, <ФИО>11, <ФИО>1, <ФИО>12, <ФИО>13, <ФИО>14 обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.210, ч. 4 ст.159 УК РФ.
21 ноября 2019 года <ФИО>1 был задержан в порядке ст.91 УПК РФ по подозрению в совершении преступления – мошенничества, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ).
22 ноября 2019 года постановлением судьи Октябрьского районного суда города Краснодара было удовлетворено ходатайство следователя об избрании <ФИО>1 меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на 02 месяца - до 21 января 2020 года.
Впоследствии срок содержания под стражей обвиняемого <ФИО>1 неоднократно продлевался.
Согласно постановлению следователя Воронкина А.И. от 09 июня 2020 года <ФИО>1 окончательно предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 210 и ч. 4 ст. 159 УК РФ.
10 июня 2020 года были окончены следственные действия по делу, о чем обвиняемый <ФИО>1 был уведомлен.
18 июня 2020 года обвиняемому <ФИО>1 были предъявлены материалы уголовного дела для ознакомления.
31.12.2020г. руководителем следственного органа - заместителем начальника Следственного департамента МВД России срок предварительного следствия по уголовному делу продлен на 2 месяца, а всего до 26 месяцев, то есть до 21.03.2021г.
Срок содержания под стражей <ФИО>1 последний раз был продлен Краснодарским краевым судом 20 января 2021 года на 02 месяца 00 суток, а всего до 16 месяцев, то есть до 21 марта 2021 года.
С момента предыдущего продления срока содержания под стражей выполнены все следственные и процессуальные действия для производства, которых испрашивался дополнительный срок, за исключением окончания составления обвинительного заключения и направления уголовного дела в соответствии со ст. 220 УПК РФ в прокуратуру Краснодарского края.
Кроме того, дополнительный срок содержания под стражей обвиняемого <ФИО>1 необходим для выполнения требований ч. 8.1 ст. 109 УПК РФ и Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 22 марта 2005 года №4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением дела в суд» в соответствии с которыми, и с учетом требований ст. 227, 228 УПК РФ, срок содержания под стражей обвиняемого должен быть продлен с учетом времени необходимого для принятия прокурором решения в порядке ст. 221 УПК РФ, а после утверждения обвинительного заключения прокурором, необходимо выполнить требования ст. 222 УПК РФ и своевременно предоставить уголовное дело в суд не менее чем за 14 суток до истечения срока содержания под стражей.
Направление уголовного дела в прокуратуру Краснодарского края в соответствии со ст. 220 УПК РФ с обвинительным заключением запланировано на 21 марта 2021 года.
В судебном заседании следователь Рубан Д.Г. поддержал свое ходатайство, просил его удовлетворить.
Прокурор Евченко Д.Е. в судебном заседании поддержал заявленное следователем ходатайство, просил его удовлетворить как законное и обоснованное.
Обвиняемый <ФИО>1 и его защитник – адвокат Чикризова Н.Ф. возражали против удовлетворения ходатайства следователя. Кроме этого обвиняемым <ФИО>1 и его защитником было заявлено ходатайство об изменении ему меры пресечения на домашний арест.
Выслушав мнение участников процесса, проверив представленные материалы, суд находит ходатайство следователя обоснованным и подлежащим удовлетворению, а ходатайство обвиняемого и его защитника – отклонению.
Согласно ч. 3 ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей может быть продлен до 18 месяцев в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.
В соответствии с ч. 5 ст. 109 УПК РФ, материалы оконченного расследования уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного ч. 2 и 3 ст. 109 УПК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 109 УПК РФ, в случае, если после окончания предварительного следствия сроки предъявления материалов уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные ч. 5 ст. 109 УПК РФ, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом.
Ходатайство следователя Воронкина А.И. внесено с согласия руководителя следственного органа – первого заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю – Степанькова А.С., т.е. в соответствии с ч. 7 ст. 109 УПК РФ.
С момента предыдущего продления срока содержания под стражей выполнены все следственные и процессуальные действия для производства, которых испрашивался дополнительный срок, за исключением окончания составления обвинительного заключения и направления уголовного дела в соответствии со ст. 220 УПК РФ в прокуратуру Краснодарского края.
Продление срока содержания под стражей обусловлено выполнением требований ч. 8.1 ст. 109 УПК РФ и Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2005г. № 4-П, для того чтобы уголовное дело в отношении обвиняемого <ФИО>1, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, было направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения не позднее, чем за 24 суток до истечения срока меры пресечения.
Вместе с тем, окончание производства следственных и процессуальных действий не свидетельствует о том, что обвиняемый лишен намерений и возможности оказать давление на участников судопроизводства, о которых ему стало известно в ходе ознакомления с материалами уголовного дела, с целью склонить их к изменению показаний, а так же скрыться, либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.
Как видно из представленных материалов <ФИО>1 обвиняется в участии в преступном сообществе (преступной организации), совершенном с использованием своего служебного положения, а также в мошенничестве, то есть в хищении чужого имущества путем обмана, совершенном организованной группой, в особо крупном размере. Обоснованность подозрения <ФИО>1 в совершении им инкриминируемых преступлений подтверждается сведениями, содержащимися в имеющихся в материале документах: протоках допросов обвиняемых <ФИО>7 и <ФИО>17, протоколе очной ставки, протоколе допроса <ФИО>1 в качестве подозреваемого.
Как указано в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» о том, что обвиняемый может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, может свидетельствовать, помимо прочего, предъявление лицу обвинения в совершении преступления в составе организованной группы или преступного сообщества.
Вероятность совершения <ФИО>1 вышеуказанных действий может быть предупреждена лишь нахождением обвиняемого под стражей.
В связи с этим изменение <ФИО>1 меры пресечения на иную, не связанную с лишением свободы, невозможно.
Данных о том, что по своему состоянию здоровья <ФИО>1 не может находиться в условиях следственного изолятора, материалы не содержат, сторонами такие сведения также не представлены.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для применения альтернативных мер пресечения в отношении обвиняемого <ФИО>1, в том числе домашнего ареста, поскольку иные, более мягкие меры пресечения, не связанные с полной изоляцией от общества, не смогут надлежащим образом исключить имеющиеся высокие риски, обеспечить надлежащее производство по делу, так как не предполагают непрерывного контроля за поведением обвиняемого, что требуется в данной ситуации. Поэтому ходатайство <ФИО>1 и его защитника об изменении меры пресечения не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.108, 109, 110 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство следователя удовлетворить, продлить обвиняемому <ФИО>1 срок содержания его под стражей на 24 суток, а всего до 16 месяцев 24 суток, то есть до 14 апреля 2021 года.
Отказать в удовлетворении ходатайства обвиняемого <ФИО>1 и его защитника об изменении меры пресечения.
Данное постановление может быть обжаловано в Третий Апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение 3 суток со дня его вынесения.
Председательствующий В.М. Конофьева