25 сентября 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кривцова А.С., Кузьминой А.В.
секретарь Кравец С.А.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора г. Сочи в интересах Осиповой Екатерины Александровны и ее несовершеннолетних детей к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности Воропаевой Н.А. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 29 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Сочи обратился в суд в интересах Осиповой Е.А. и ее несовершеннолетних детей, с административным иском к администрации г. Сочи о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, незаконным.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению Осиповой Е.А., ходе которой установлено, что администрацией г. Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделений льготным категориям граждан - многодетным, выразившихся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в не принятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Осиповой Е.А. в аренду; обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем инициирования включения в расходную часть местного бюджета на 2018г. и плановые периоды 2019-2020 гг. расходные обязательства по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Осиповой Е.А. в аренду, обеспечить исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 29 июня 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования г.-к. Анапа в части непринятия мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
Обязал администрацию муниципального образования г.-к. Анапа устранить в полном объеме выявленные нарушения путем включения в расходную часть местного бюджета на 2018 год расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», обеспечить исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи по доверенности Воропаева Н.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Сочи Коган Я.М. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ. О причинах неявки суду не сообщили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления администрации г.Сочи от 31.03.2017г. № 511 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду земельных участков, расположенных по <...>, по переулку Глициний в селе <...>» Осиповой Е.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Сочи по обращению Осиповой Е.А. установлено, что администрацией муниципального образования г.-к. Анапа допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан, выразившееся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.
В соответствии со ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в том числе отнесено: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
Согласно ст.65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пп.1 п.4 ст.30 ЗК РФ проведению торгов должны предшествовать работы по формированию земельного участка, включающие в себя, в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.2 ст.38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с ч. 8 ст. 48 ГрК РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч.10 ст.48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 настоящих Правил. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).
В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Сочи отнесена организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на территории муниципального образования выделены в аренду земельные участки льготной категории граждан - многодетным семьям.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования г. Сочи возложенные законодательством не выполняются, работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не выполняется, финансирование соответствующих мероприятий бюджетом муниципального образования на 2017-2018 годы не предусмотрено.
На момент выделения Осиповой Е.А. земельного участка последний не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.
Проведенной проверкой установлено, что финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых в аренду многодетным семьям в <...>, в бюджете муниципального образования на 2017 г. не предусматривалось, как и не предусмотрено на 2018-2020 гг.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении администрацией муниципального образования г. Сочи требований ст.ст.9, 28, 65 БК РФ.
Как верно указано судом первой инстанции, выявленные в ходе проверки недостатки, бездействие органа местного самоуправления нарушают социальные права семьи Осиповой Е.А., относящейся согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» к льготной категории граждан и создают препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда г. Сочи от 29 июня 2018 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 29 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Воропаевой Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: