Дело № 2-2306/2022
73RS0001-01-2022-003457-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре А.Н. Чуваковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к администрации города Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Беловой ФИО6 о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к администрации города Ульяновска (переименовано из Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области) обратилось в суд с иском к администрации города Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о прекращении права пожизненного наследуемого владения Вьюговского ФИО11 на земельный участок № с кадастровым номером №, расположенный в с\т № «Автоуаз».
Согласно полученным сведениям Вьюговский Н.Ф. умер.
Указанный земельный участок относится к неразграниченным землям. В реестре муниципальной собственности указанный земельный участок не числится. Членские взносы не оплачиваются, земельный участок не обрабатывается. В связи со смертью правообладателя и отсутствием у его наследников намерений в переоформлении права и пользовании земельным участком, право пожизненного владения на указанный земельный участок считается прекращенным.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, извещался о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 44 ГПК РФ по делу установлено процессуальное правопреемство, сторона истца заменена на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Представитель ответчика Администрации города Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменный отзыв, в котором просит в иске к Управлению Росреестра по Ульяновской области отказать.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Белова М.Н., которая суду пояснила, что в 90-х годах ее отцу был выделен спорный садовый, первое время они им пользовались, где –то с 2001 года, за 10 лет до смерти отца пользоваться участок перестали, поскольку земля в этом районе оползневая, склон упал в Волгу. В 2000 году умерла ее мама, но после ее смерти в наследство официально не вступал, так как имущество на нее не оформлялось, ДД.ММ.ГГГГ года умер отец, она вступила в наследство, но на спорный участок она не претендует, так как там уже нет СНТ, и вероятно, самого земельного участка, от права собственности на него оказывается, интереса к этому имуществу нет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, исследовав наследственное дело, реестровое дело, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" уполномоченный орган в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 настоящей статьи полномочий органов местного самоуправления является 1 января 2016 года, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее по тексту допустимо- Министерство) является уполномоченным лицом в части разрешения вопросов по распоряжению в пределах муниципального образования «город Ульяновск» земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена.
Согласно ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, является право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 2175).
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В ст. 1152 ГК РФ определено, что для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Принятие выморочного имущества в собственность государства происходит автоматически в силу закона, поскольку переход к государству имущества прямо установлен вышеуказанными нормами закона и не поставлен в зависимость от каких-либо его действий.
В силу положений ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В отличие от других вещей, которые наследуются только в том случае, если они принадлежали наследодателю на праве собственности, земельные участки могут также наследоваться, если они принадлежали ему на основании особого права - пожизненного наследуемого владения (ст. 2175 ГК РФ), которое согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" сохраняется на земельные участки, предоставленные до введения в действие данного кодекса, и может переходить только в порядке наследования.
При этом для права пожизненного наследуемого владения характерен особый субъектный состав. Субъектами этого права могут быть только граждане, что вытекает из природы этого права: переход его может быть осуществлен только после смерти гражданина, - которым предоставляются земельные участки безвозмездно и только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из приведенных положений следует, что в случае смерти наследодателя при отсутствии наследников, входящее в состав наследства право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается, поскольку это право может принадлежать только гражданину, при этом соответствующее имущество не признается выморочным, так как в указанной ситуации земельный участок остается в муниципальной или государственной собственности, ввиду того, что предоставленное гражданину право пожизненного наследуемого владения само по себе изначально не влечет утрату государством или муниципальным образованием права собственности на соответствующий объект недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что Вьюговскому Н.Ф. на основании государственного акта на землю № выделен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок № общей площадью 300 кв.м в с/т № «Автоуаз».
Из материалов дела усматривается, что Вьюговский Н.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти.
Фактически от пользования земельным участком отказался при жизни Вьюговский Н.Ф., однако, заявление об отказе от спорного имущества, отсутствует.
После смерти Вьюговского Н.Ф. заведено наследственное дело, наследником после его смерти является его дочь - Белова ФИО7, которой нотариусом выданы свидетельство о праве на наследство по закону на жилое помещение, денежные вклады.
Таким образом, Белова М.Н. является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент оформления государственного акта на имя Вьюговского Н.Ф. (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1), прекращение права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местных Советов народных депутатов при добровольном отказе происходит по заявлению землевладельца, землепользователя, арендатора, а при прекращении соответствующей деятельности - по решению Совета народных депутатов, предоставившего земельный участок.
Право на земельный участок в указанных случаях прекращается с момента принятия решения местным Советом народных депутатов. В этих случаях из бюджета Совета выплачивается стоимость произведенных затрат на улучшение земель, а при необходимости взыскивается ущерб, связанный с ухудшением качественного состояния и порчей земель (ч. 1 - 3).
В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Поскольку нормами Земельного кодекса Российской Федерации не определено понятие отказа от права собственности на земельный участок как основания прекращения права собственности, в данном случае применимы общие нормы гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
В соответствии с п. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования определены в ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 которой называет отказ землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 указанного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.) при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 этого Кодекса.
Указанными правовыми нормами, действовавшими на момент фактического отказа Вьюговского Н.Ф. от спорного земельного участка не регламентировался порядок оформления отказа лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и порядок оформления такого отказа, а лишь устанавливалась обязательность заявления об отказе от права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.
Земельный налог либо иные обязательные платежи в отношении спорного имущества в бюджет не вносятся, что в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации является обязательным условием владения и пользования землей. Предусмотренная пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести его в собственность умершим не была исполнена.
В силу положений п.1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Не использование владельцем земельного участка или его преемниками садового участка по назначению без уважительных причин нельзя признать добросовестным осуществлением своими правами.
Белова М.Н. от прав владения земельным участком не отказывалась в установленном порядке, поскольку и право собственности на него за ней в установленном порядке не регистрировалось в Управлении росреестра Ульяновской области, в судебном заседании указала, что интереса к земельному участку не имеет, не посещала его более 20 лет, не возражает против прекращения права пожизненного наследуемого владения Вьюговского ФИО13 на земельный участок №№ с кадастровым номером №, расположенный в с\т № 4 «Автоуаз» Ленинского района г. Ульяновска Ульяновской области.
При таких обстоятельствах, право пожизненно наследуемого владения Вьюговского ФИО14 на земельный участок №№ кадастровым номером №, расположенный в с\т № «Автоуаз» в Ульяновской области подлежит прекращению.
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к Администрации города Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области следует отказать.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198, 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к Беловой ФИО10 - удовлетворить.
Прекратить право пожизненно наследуемого владения Вьюговского ФИО8 на земельный участок № с кадастровым номером №, расположенный в с\т № «Автоуаз» в Ульяновской области.
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к Администрации города Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области отказать.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении права пожизненного наследуемого владения Вьюговского ФИО12 на земельный участок № с кадастровым номером №, расположенный в с\т № «Автоуаз» Ленинского района г. Ульяновска Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Грачева