Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5/2022 (2а-322/2021;) ~ М-353/2021 от 13.12.2021

Дело № 2а-5/2022

УИД 28RS0011-01-2021-000734-89

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Новокиевский Увал                                      17 марта 2022 года

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.А.,

при секретаре Маскальцовой В.С., Суровской А.Н., Федотове С.А.,

с участиемстаршего помощника прокурора Мазановского района Амурской области Жирноклеевой Т.А., заявителя Савельевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах Савельевой Галины Владимировны о признании незаконным решение Государственного казенного учреждения амурской области – управления социальной защиты населения по Мазановскому району, оформленное в виде уведомления от 16.09.2021 № 1-3779 об отказе Савельевой Галине Владимировне в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, возложении обязанности на министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Савельевой Г.В. решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --,

УСТАНОВИЛ:

-- обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что уведомлением Государственного казенного учреждения - управление социальной защиты населения по -- социальной защиты населения -- (далее - управление) от -- -- Савельевой Галине Владимировне отказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --.

В качестве основания для отказа указано, что в соответствии с п. 1.7 постановления -- от -- -- «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории --» (далее - Порядок) срок обращения граждан с целью получения мер поддержки, в том числе выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, был установлен до --. Кроме того, в соответствии с п.3.13 Порядка определено, что заявители, обратившиеся за получением выплаты на капитальный ремонт жилого помещения с -- по --, должны использовать ее до --. В связи с чем, предоставление мер поддержки гражданам, чье жилье пострадало в результате паводка, произошедшего на территории -- в период с июля-августа 2019, завершено.

Считает, что данное уведомление об отказе управления нарушает конституционные права и законные интересы заявителя в части возможности получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и является незаконным по следующим основаниям.

В ходе проверки установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: --, принадлежало на праве общей собственности --2, -- - супругу Савельевой Г.В.

В связи с возникновением опасных природных явлений и подъемом уровня рек на территории -- в период с -- --2 обратился в администрацию -- по вопросу признания дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту.

В соответствии с актами обследования помещений межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее - комиссия) и составленных на основании них заключений от -- -- жилое помещение, расположенное по адресу: --, признано подлежащим капитальному ремонту, в связи с возникновением опасных явлений и подъемом уровня рек на территории -- в период с --.

Однако, согласно свидетельству о смерти --2 умер --, о чем в отделении ЗАГС по -- составлена запись акта о смерти -- от --.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону за № -- от -- наследство, состоящее из ? доли земельного участка площадью 1600 кв.м., с кадастровым номером 28:17:010801:254 и ? доли жилого дома расположенное по адресу: --, перешло в собственность Савельевой Г.В.

Таким образом, в собственности --11с -- числится жилое помещение, расположенное по адресу: --, общей площадью 47,8 кв.м., а также земельный участок под ним, расположенный по адресу: --, общей площадью 1600 кв.м. (выписка из единого государственного реестра недвижимости от 29.10.2020г.).

Распоряжением губернатора -- от -- ---р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории --» (в ред. от --) с -- на территории

-- введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию --.

Распоряжением главы -- от -- ---р определены границы зон чрезвычайной ситуации, в том числе жилое помещение по адресу: --.

Факт постоянного проживания Савельевой Г.В. по адресу: --, подтверждается регистрацией по месту проживания.

Иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения, пригодные для проживания, и не поврежденных в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории --, заявитель не имеет.

Вместе с тем, имеющееся гарантированное право заявителя на получение выплаты на осуществление капитального ремонта одного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия в собственности или доли в праве общей собственности заявителя на иное жилое помещение, которое также пострадало в результате чрезвычайной ситуации.

Просит суд признать незаконным решение Государственного казенного учреждения -- - управления социальной защиты населения по --, оформленное в виде уведомления от -- -- об отказе Савельевой Галине Владимировне в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --. Обязать министерство социальной защиты населения -- принять в отношении Савельевой Галины Владимировны решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --. Решение обратить к немедленному исполнению.

От ответчика Государственного казенного учреждения -- – управления социальной защиты населения по -- поступил письменный отзыв, согласно которому Савельева Г.В. -- обратилась в управление с заявлением о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: --.

При приеме заявления у --9 были запрошены необходимые документы, в том числе акт обследования жилого помещения пострадавшего в 2021 году, заключение о непригодности жилого помещения, акт визуального обследования. --9 запрашиваемые документы не представила. Представила документы обследования жилого помещения (акт, заключение) только за 2019 год.

Указанное жилое помещение пострадало в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории --.

Порядок предоставления выплаты на капитальный ремонт утвержден постановлением -- от -- -- «Об утверждении правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещении в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории --».

В соответствии с пунктом 1.7 Порядка срок обращения граждан с целью получения мер поддержки, в том числе выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, был установлен до --.

Пунктом 3.13 Порядка определено, что заявители, обратившиеся за получением выплаты на капитальный ремонт жилого помещения с -- по --, должны использовать ее до --.

Предоставление мер поддержки гражданам, чье жилье пострадало в результате паводка, произошедшего на территории -- в период июля-августа 2019 года, завершено и управлением принято решение об отказе в приеме заявления.

Ответчик считает, что действия управления в отношении --9 законные, --9 отказано в приеме заявления в соответствии с действующим законодательством.

Из отзыва от -- следует, что Министерство социальной защиты населения -- возражает по заявленным требованиям на основании следующего.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что в связи с возникновением опасных природных явлений и подъемом уровня рек на территории -- в период с -- жилое помещение, принадлежащее на нраве общей собственности --2, Савельевой Г.В.. расположенное по адресу: -- актами обследований межведомственной комиссии было признано подлежащим капитальному ремонту.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от -- наследство, состоящее из 1/2 доли земельного участка площадью 1600 кв.м. и жилого дома, расположенного по адресу: --. перешло в собственность Савельевой Г.В.

Поскольку с -- в собственности --11 имеется указанное жилое помещение, истец просит принять решение о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения.

В силу п. «л» ч. 1 ст. 11 закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от -- -- утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (далее - Правила).

Во исполнение указанных правил Постановлением -- от -- -- утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года па территории --» (далее - Правила --).

Согласно п. 1.3. Правил -- (в редакции, действующей на момент открытия, принятия наследства) право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Из представленных документов усматривается, что --14 являясь единоличным собственником жилого дома, расположенного по адресу: --. 13, обратился в министерство с заявлением о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Уведомлением -- министерство сообщило о предоставлении выплаты в размере 286 800,00.

Как следует из свидетельства о смерти от --. --10 умер --. Меры социальной поддержки --2 не получены и не реализованы. --11 за предоставлением мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого дома не обращалась.

-- Савельева Г.В. обратилась в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по -- (далее - ГКУ УСЗН) с заявлением о предоставлении выплаты на капитальный ремонт вышеуказанного жилою дома.

Письмом от -- -- ГКУ УСЗН уведомило об отказе в приеме заявления, поскольку срок обращения граждан, с целью получения мер поддержки, в том числе выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения был установлен до -- (п. 1.7.Порядка).

Представленный пакет документов заявителя ГКУ УСЗН направилов министерство для рассмотрения вопроса о предоставлении выплаты и принятия решения.

С целью рассмотрения заявлений и документов, поданных заявителями (представителями), министерство создает комиссию по их рассмотрению (п. 2.10 Правил).

При рассмотрении комиссией министерства заявления и документов --11, о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --, комиссией было принято решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку было установлено, что указанное жилое помещение не принадлежало Савельевой Г.В. на момент введения режима чрезвычайной ситуации, собственником жилого помещения являлся --2 (супруг). Право собственности на жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости только --.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 1183 ГК РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Из приведенной нормы следует, что социальные выплаты не включаются в состав наследства и не наследуются, а потому в отношении их не применяются правила о наследовании по завещанию и по закону, так как такие выплаты связаны непосредственно с личностью наследодателя.

Таким образом, учитывая, что Савельева Г.В. не являлась собственником жилого помещения на момент введения режима чрезвычайной ситуации, а также учитывая факт того, что социальные выплаты не включаются в состав наследства, у истца отсутствует право на получение мер социальной поддержки.

Министерство социальной защиты населения -- просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

От заинтересованного лица администрации Угловского сельсовета -- поступил письменный отзыв, согласно которому, жилой дом, расположенный по адресу: -- муниципальной собственностью не является, на балансе администрации Угловского сельсовета не стоит.

Данный жилой дом, был построен в 2005 году (--2) и находился в его владении и во владении его жены Савельевой Галины Владимировны. Супруги --14 с момента постройки дома проживали в нём совместно. (На основании записи в похозяйственной книге -- лицевой счет № -- - 2011гг.; похозяйственной книге -- лицевой счет -- за период 2012-2016гг.; похозяйственной книге -- лицевой счет № -- - 2020гг.). Похозяйственные книги за более ранний период находятся в архиве --.

После смерти --2, весной 2020 года Савельева Галина Владимировна проживает, в вышеуказанном доме одна.

Считает, что требования истца являются обоснованными, и должны быть удовлетворены в полном объеме.

На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия представителя ответчика Государственного казенного учреждения -- – управления социальной защиты населения по --, представителя ответчика Министерство социальной защиты населения по --, заинтересованных лиц: представителя Угловского сельсовета --, представителя администрации -- надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении дела не заявляли, просивших рассмотреть без их участия.

В судебном заседании старший помощник прокурора -- Жирноклеева Т.А., настаивая на удовлетворении иска, указала доводы изложенные в иске, пояснила, что Министерством социальной защиты -- --14 отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что она не имела права собственности на жилое помещение. В тоже время брак между Савельевой Г.В. и её умершим супругом был зарегистрирован в 1973 году, проживали они в указанном доме с 2002 года. Право собственности за --14 было зарегистрировано в 2014 году, на основании свидетельства выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству --. Технический паспорт от 2012 года. На основании норм Гражданского кодекса, Семейного кодекса, полагает, что данное имущество принадлежит обоим супругам в силу закона. --14 обратился -- в управление социальной защиты населения --, уведомление было рассмотрено, было принято положительное решение, однако -- --14 умер.

Для того чтобы получить документы, оформить право собственности --14 понадобилось время, согласноГК РФ - 6 месяцев для вступления в наследство, что является уважительной причиной для подачи заявления в Министерство социальной защиты на выплату. Кроме того, согласно материалам дела имеется информация с МСЭ по -- о том, что у Савельевой Г.В. имеется заболевание: гипертоническая болезнь 3 стадии, артериальная гипертензия 3 стадии, очень тяжелый риск с кризом средней тяжести, данное заболевание является тяжелым, полагает, что --14 было сложно самостоятельно обратиться с иском в суд, так как она не имеет юридического образования. Глава Угловского сельсовета Куницына помогла --14 в помощи в юридическом оформлении документов.

Согласно порядку предоставления выплаты, срок подачи заявления пострадавшими определен до --. У --14 появилось право правообладателя --, то есть до окончания подачи у --14 было время, она являлась законным обладателем данной выплаты. --14 обратилась --, за сроками установленного порядка, в связи с её состоянием здоровья. Согласно материалам дела, выписки МСЭ ей установлена инвалидность 2 группы с 2008 года, у неё психическое заболевание. В силу тяжелого психического заболевания, неграмотности --14 своевременно не обратилась за выплатами, кроме того уважительной причинной, считает время принятия наследства.С -- --14 стала правообладателем выплаты, но она подала заявление за сроками выплаты по уважительной причине, в связи состояниемеё здоровья.

В судебном заседании административный истец Савельева Г.В., поддерживая требования прокурора и доводы изложенные прокурора в судебном заседании пояснила, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2019 году, жилое помещение пострадало и нуждается в ремонте. Жилое помещение было зарегистрировано за её мужем, они проживали совместно. Она просит произвести выплаты на капитальный ремонт, которые не получил муж при жизни, кроме того она после принятия наследства стала собственником жилого помещения, в связи с чем имеет право на предоставлении ей выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.

Выслушав прокурора, Савельеву Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, закреплено в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»граждане Российской Федерацииимеютправо на защиту жизни, здоровьяиличного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе прочих установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. «а» ч. 1).

Из пункта «л» части 1 статьи 11 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, предоставляются гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В силу п. 1.3 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 (далее - Правила № 596), право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

На основании п. 1.4 Правил № 596 выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.

На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федераций право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» (в ред. от 27.08.2021) с 26.05.2021 на территории Амурской области введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района.

Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 № 464-р определены границы зон чрезвычайной ситуации, в том числе жилое помещение по адресу: --.

Из материалов дела следует, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- -- пострадало жилое помещение, расположенное по адресу --, что подтверждается актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии -- от --, жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту.

Согласно акту визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (паводка, ливневых дождей) от -- жилой дом, расположенный по адресу: --,объект затоплен, обследование не возможно, значительное повреждение конструктивных элементов, влияющих на характеристики несущей способности объекта, степень повреждения конструктивных элементов составляет 51 %.

Жилое помещение, расположенное по адресу: --, принадлежало на праве общей собственности --2, --, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии --.

Согласно уведомлению о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения -- от -- --2 предоставлена выплата на капитальный ремонт жилого помещения в размере 286 800 рублей 00 копеек.

Согласно свидетельству о смерти отделения ЗАГС по -- серии I-OT -- от --, --2 умер --.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону за № -- от -- наследство, состоящее из ? доли земельного участка площадью 1600 кв.м., с кадастровым номером 28:17:010801:254 и ? доли жилого дома расположенное по адресу: --, перешло в собственность Савельевой Г.В.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от -- следует, что Савельевой Г.В., принадлежит земельный участок и жилой домрасположенные по адресу:--, основание государственной регистрации - свидетельство о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу.

Таким образом, в собственности --11 с -- значится жилое помещение, расположенное по адресу: --, общей площадью 47,8 кв.м.

Согласно уведомлению Государственного казенного учреждения - управление социальной защиты населения по -- социальной защиты населения -- от -- -- Савельевой Г.В. отказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --.

В соответствии с сведениями паспорта, Савельева Г.В. зарегистрирована по адресу --, с --.

Факт постоянного проживания Савельевой Г.В. в жилом помещении расположенным --, сторонами не оспаривается.

Принятие истцом наследства после смерти супруга--2 который на момент чрезвычайной ситуации имел право на социальную выплату, не свидетельствует о наличии у Савельевой Г.В. права на получение социальной помощи, поскольку в качестве обязательного условия для признания такого права является наличие у лица, обращающегося с заявлением, права собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В соответствии с п. 1 ст. 1183 ГК РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Таким образом, в состав наследства входит только то, имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.

Решением Министерства социальной защиты населения -- --2 (собственнику пострадавшего жилого помещения) предоставлена выплата на капитальный ремонт жилого помещения,однако последующие действия, направленные на получение указанной льготы, исполнены не были.

Социальная льгота, предоставленная за счет субъекта Российской Федерации для приобретения (строительства) жилья, неразрывно связанная с личностью гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, при жизни --2не была реализована.

Учитывая, что социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации не включаются в состав наследства, а также то обстоятельство, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации Савельева Г.В. не являлась собственником жилого помещения, свидетельством о праве на наследство по закону жилое помещение перешло Савельевой Г.В. только --, таким образому истца отсутствует право на получение мер социальной поддержки.

Савельева Г.В. обратилась в ГКУ - УСЗН по -- с заявлением о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, в результате чего, ей было отказано в принятии документов.

Письмом от -- -- ГКУ УСЗН уведомило об отказе в приеме заявления, поскольку срок обращения граждан, с целью получения мер поддержки, в том числе выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения был установлен до -- (п. 1.7.Порядка).

В ходе рассмотрения дела в суде, у Савельевой Г.В. были приняты в ГКУ УСЗН по -- социальной защиты населения -- документы и направлены в Министерство социальной защиты населения --.

Комиссией Министерства социальной защиты населения -- было рассмотрено заявление Савельевой Г.В. о предоставлении выплаты на капитальный ремонт, Савельевой Г.В. в предоставлении указанной выплаты было отказано.

В соответствии с п. 1.7 постановления -- от -- -- «Обутверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории --» (далее-Порядок) срок обращения граждан с целью получения мер поддержки, в том числе выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, был установлен до --.

Согласно п. 3.13. Порядка заявители, обратившиеся за получением выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в период с -- по --, должны использовать ее до --.

Савельева Г.В. обратилась в ГКУ - УСЗН по -- с заявлением о предоставлении выплаты --, с целью получения мер поддержки - выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, то есть за пределами срока установленного Порядком.

Кроме того на момент введения режима ЧС Савельева Г.В. не являлась собственником жилого помещения, её муж --2 при обращении за предоставлением выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, Савельеву Г.В. не указывал в качестве члена семьи собственника, Савельева Г.В. не признавалась членом семьи собственника, право собственности на жилое помещение зарегистрировалапосле введения режима ЧС 2019 года. В установленныеправилами сроки не обращалась за предоставлением ей мер социальной поддержки на капитальный ремонт, а наличие заболевания и инвалидности не являются уважительными причинами не обращения в срокза предоставлением выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшегов результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории --.

При таких обстоятельствах, решение Государственного казенного учреждения -- - управления социальной защиты населения по --, оформленное в виде уведомления от -- -- об отказе Савельевой Галине Владимировне в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: -- основано на законе, а потому требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Поскольку решение Государственного казенного учреждения -- - управления социальной защиты населения по --, является законными и обоснованным, оснований для возложения на министерство социальной защиты населения -- обязанности принять решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора -- в интересах Савельевой Галины Владимировны о признании незаконным решения Государственного казенного учреждения -- – управления социальной защиты населения по --, оформленное в виде уведомления от -- -- об отказе Савельевой Галине Владимировне в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения; возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения -- принять решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: --, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                        А.А. Потапов

Мотивированное решение изготовлено --.

2а-5/2022 (2а-322/2021;) ~ М-353/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Мазановского района
Савельева Галина Владимировна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Амурской области Управление Социальной защиты населения по Мазановскому району
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Администрация Мазановского района
Администрация Угловского сельсовета
Министерство финансов Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Потапов А.А.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2021Подготовка дела (собеседование)
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Подготовка дела (собеседование)
18.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее