Решение
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года Г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Дубицкой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8983\2020 по иску Морозова Вячеслава Дмитриевича к СНТ «Антей» об установлении границ земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Истец Морозов В.Д обратился в суд с иском к СНТ «Антей» об установлении границ земельного участка.
В обосновании своих исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС, решением общего собрания членов СНТ «Антей» за истцом закреплен земельный участок площадью 960 кв.м, ссылаясь на положение ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также на существование границ земельного участка на местности более 15 лет, просит установить границы земельного участка площадью 960 кв.м
Истец в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя по доверенности Стрелковскую С., которая, извещенная надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании настаивала на установлении границ земельного участка площадью 960 кв.м, ссылаясь, что истец более 15 лет пользуется земельным участком данной площадью.
Представитель третьего лица -Администрации Одинцовского городского округа Московской области по доверенности Бондаренко А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика СНТ «Антей» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как усматривается из материалов дела, Государственным актом правопредшественнику СНТ «Антей» - войсковой части 21387 предоставлен земельный участок площадью 970 га для коллективного садоводства (л.д.43).
Согласно Постановлению Главы Администрации Одинцовского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ Морозову В.Д. предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,06 га, находящийся по адресу: АДРЕС. Этим же постановлением СНТ «Антей» переданы земли общего пользования площадью 0,435 га в коллективную собственность.(л.д. 16-18).
Решением общего собрания членов СНТ «Антей» от 15.03.1999 года Морозову В.Д. предоставлен дополнительно земельный участок 0,036 га, свободный от строений. На земельном участке площадью 0,036 га предполагалось размещение склада для инвентаря.( л.д. 46-47)
Таким образом, Морозову В.Д. предоставлен дополнительно земельный участок площадью 360 кв.м из земель общего пользования, что противоречит действующему законодательству по нижеследующим основаниям.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан",( действующей в период принятия решения общим собранием от 15.03.1999 года) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится принятие решения о распределении образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории.
В силу статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года ( в редакции действующей до 02.08.2019 года) члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно (пункт 2.7).
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (пункт 2.8).
Истцом в администрацию Одинцовского района Московской области для решения вопроса о предоставлении земельных участков в порядке перераспределения не были представлены предусмотренные пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документы о распределении им спорного земельного участка из земель общего пользования товарищества.
Генеральный план застройки СНТ «Антей» в установленном законом порядке не утверждался, имеется только ситуационный план по состоянию на 2000 год ( л.д.35)
Определением суда от 18.12.2019 года по делу назначено проведение землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено ООО «НИИ судебных экспертиз»
Согласно заключению судебной экспертизы, определено местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: АДРЕС и расположенных на нем строений.
Границы определены в результате натурных измерений, по существующему на местности забору. Фактическая граница исследуемого участка № в СНТ «Антей» по состоянию на дату осмотра имеет расхождения с границей, восстановленной по ситуационному плану по состоянию 2000 г.
Изменение границ произошло за счет смещения боковых границ участка в восточном направлении, т. е. западная граница, смежная с участком №, смещена в сторону исследуемого участка №, и восточная граница смещена в сторону соседнего участка №. Северная граница участка, смежная с ГЛФ, смещена вглубь участка. Площадь участка в фактических границах - 960 кв.м, меньше площади в границах, восстановленных по ситуационному плану по состоянию на 2000 год, которая составила 1096 кв.м.
Исследуемый земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: АДРЕС находится в границах отвода по гос. акту 1988 года.
Эксперт разработал два варианта установления границ земельного участка площадью 600 кв.м и площадью 960 кв.м
Согласно статье 1 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",( в редакции действующей до 01.01.2017 года) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).
Согласно ч. 9 ст. 38 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 42.8, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
В силу ч. 1,3 ст. 42.8, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ) Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.
При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть:
-больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;
- больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" площадь земельного участка при его уточнении может быть увеличена относительно правоустанавливающих документов не более чем на 10%.
Ранее действовавшее законодательство (п. 8 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") также предусматривало право увеличить площадь земельного участка при уточнении его границ на 10% и более (в зависимости от принятой в той или иной местности градостроительной документации).
Установление границ земельного участка в соответствии с судебным актом, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и внесения в кадастр недвижимости сведений о местоположении и площади земельных участков.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Площадь земельного участка истца по фактическому пользованию составляет 960 кв.м, что на 360 кв.м превышает площадь соответствующего земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что более чем на 10%.
Разрешая спор, суд исходит из следующего, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м, право собственности на земельный участок большей площади в установленном законом порядке не оформлено, с соответствующим заявлением в Администрацию Одинцовского округа о предоставлении в собственность земельного участка большей площади не обращался, после уточнения границ земельного участка истца площадь земельного участка увеличилась более чем на десять процентов, что превышает допустимую погрешность, формирование земельного участка за счет земель общего пользования противоречит действующему законодательству, поскольку земли общего пользования не могут передаться в личную собственность, решения общего собрания членов СНТ об отказе от земель общего пользования площадью 360 кв.м, не принималось, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, при этом суд обращает внимание, что установить границы земельного участка площадью 600 кв.м истец может во внесудебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Морозова Вячеслава Дмитриевича к СНТ «Антей» об установлении границ земельного участка площадью 960 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В.Лосева