Дело № 2-86/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Крутиха 13 июля 2012 г.
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Акиньшина А.В.,
при секретаре Каршиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Давыденко Ларисы Владимировны к Бурматову Александру Николаевичу о выселении,
установил:
Давыденко Л.В. обратилась в суд с иском к Бурматову А.Н. о выселении, указывая на то, что она является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>. На указанное жилое помещение у нее имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданное ей ДД.ММ.ГГГГ.
С 2000 года она стала сожительствовать с ответчиком Бурматовым А.Н., которого по собственной инициативе зарегистрировала по указанному адресу. В настоящее время отношения с Бурматовым А.Н. испортились, регистрацию его по месту жительства она прекратила. Однако Бурматов А.Н. не желает покидать ее жилое помещение и продолжает без законных на то оснований находиться в нем, пользуется ее личными вещами. В соответствии со ст.ст.30 и 35 ЖК РФ Давыденко Л.В. считает, что она как собственник жилого помещения имеет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей на праве собственности жилым помещение. Добровольно Бурматов А.Н. не желает выселяться из ее жилого помещения.
В судебном заседании истица Давыдено Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что Бурматов А.Н. никакого отношения к приобретению части жилого дома не имеет. Действительно он был вселен ею в данное жилое помещение по доброй воле в качестве члена ее семьи. У них имеется совместный ребенок. До марта-апреля 2011 года у них были фактические семейные отношения. В настоящее время Бурматов А.Н. не является членом ее семьи, семейных отношений у них нет, поскольку ответчик совершал в отношении нее противоправные действия. В собственности, кроме части жилого дома, расположенного в <адрес>, у нее имеется квартира в <адрес>.
Ответчик Бурматов А.Н. исковые требования не признал и пояснил, что действительно с 2000 года он сожительствовал с истицей. Жили они одной семьей, у них были фактические семейные отношения. Сначала они проживали в <адрес> в доме, принадлежащем Давыденко Л.В.. Затем его продали и купили дом по <адрес>. На указанное жилое помещение позднее Давыденко Л.В. оформила документы и по этим документам он никакого отношения к жилому помещению не имеет, не является его собственником, хотя заработанные им средства он отдавал Давыденко Л.В.. Кроме этого, они копили средства на приобретение квартиры в <адрес> и в 2011 году ее приобрели, но документы на квартиру также оформляла Давыденко Л.В. только на себя. Выселиться Бурматов А.Н. не согласен, для решения своих жилищных вопросов ему необходим срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он уже договорился купить дом, но освободят его только после ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время он работает механизатором в ООО «Алеусский лес», его среднемесячная заработная плата составляет около 10 тысяч рублей, у него в собственности имеется автомобиль ВАЗ, а также сбережения около 70 тысяч рублей.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что в собственности у истца Давыденко Л.В. имеется жилой дом, расположенный в <адрес>, общей площадью 72,4 кв. метра, жилой площадью 43,1 кв. метра. Право собственности Давыденко Л.В. на указанное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной в материалы дела копии домовой книги следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу был зарегистрирован ответчик Бурматов А.Н.. Как пояснила в судебном заседании истица Давыдено Л.В. она по доброй воле, как собственник жилого помещения зарегистрировала Бурматова А.Н. в жилом помещении и вселила его, поскольку с 2000 года они сожительствовали, у них сложились фактические семейные отношения, он был вселен ею в качестве члена ее семьи. Примерно до марта-апреля 2011 года они вели общее хозяйство. У них имеется совместный несовершеннолетний ребенок.
В соответствии со ст.304 ГК РФ истец, как собственник жилого помещения, право собственности которого никем не оспорено, вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.
Статьей 35 Конституции РФ определено право каждого гражданина РФ свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Согласно ст.1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В связи с тем, что предметом спора является жилое помещение, то соответственно ограничения собственника жилья по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть предусмотрены только жилищным законодательством РФ. Пунктом 1 ст.30 ЖК РФ определено право собственника жилого помещения осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Статьей 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать правила пользования жилым помещением.
В соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.11.2006 № 455-О, вышеназванная норма ЖК РФ (ч.4 ст.31 ЖК РФ) не может рассматриваться как не совместимая с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилым помещением и не обеспечивающая защиту конституционных прав на жилище.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 Семейного кодекса РФ). Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов его семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Давыденко Л.В. вселила Бурматова А.Н. в качестве члена своей семьи, у них на протяжении длительного времени существовали фактические семейные отношения, они проживали совместно, у них имеется совместный несовершеннолетний ребенок, они вели совместное хозяйство, при таких обстоятельствах, суд считает возможным признать Бурматова А.Н. членом семьи истца Давыденко Л.В.. В соответствии с положениями ч.2 ст.31 ЖК РФ Бурматов А.Н. как член семьи собственника данного жилого помещения имел равное с собственником право пользования жилым помещением. По общему правилу, в соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ право пользования за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, следовательно, бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч.1 ст.35 ЖК РФ).
Поскольку ответчик в настоящее время в силу действующего жилищного и семейного законодательства не является членом семьи истицы, не ведет с ней общего хозяйства, у него отсутствует самостоятельное право пользования данным жилым помещением, не обусловленное волей собственника жилья и он подлежит выселению.
В соответствии с п.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по снованиям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В целях обеспечения баланса интересов как истца, так и ответчика, учитывая принципы разумности и справедливости, материальное положение ответчика Бурматова А.Н., отсутствие у него иного жилого помещения, суд считает необходимым сохранить за ответчиком Бурматовым А.Н. право пользования жилым помещением частью жилого дома, расположенного в <адрес>, принадлежащим на праве собственности истцу Давыднко Л.В. сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░