судья Полевщиков А.В.
дело № 7-2577/2021 (21-1132)
59RS0007-01-2021-006623-95
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 ноября 2021 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании в г. Перми жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Орион» в лице законного представителя - генерального директора Панфилова А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.09.2021, постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.06.2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.06.2021 общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Орион» (далее по тексту – ООО «ТК «Орион») с учетом вынесенного в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ определения от 13.09.2021 об исправлении описки признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.09.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы юридического лица, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене решение судьи районного суда и постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении либо о направлении дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО «ТК «Орион» Панфилов А.В.., извещенный надлежащим образом, участия не принимал.
Защитник Бельков Е.В., действующий на основании доверенности, жалобу по ее доводам поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Белькова Е.В., представителя Управления Роспотребнадзора Меркушеву Е.М.. возражавшую против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
В силу ч.4 ст.6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как закреплено в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», размещение отходов - это хранение и захоронение отходов, отходы производства и потребления (то же что и отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 2 названного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно ч.7 ст. 23 указанного Федерального закона исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых в силу части 3 названной статьи является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно положениям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, и содержащей материалы, в том числе, по эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов с учетом необходимых материалов по охране окружающей среды, к твердым бытовым относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и другие.
Полигоны, как следует из положений названной Инструкции, это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21, по тексту приводится редакция, действовавшая на момент проведения проверки), определяющие порядок обращения с отходами, в том числе порядок размещения отходов, согласно п.п. 243, 265 которых хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов. Хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна разрабатываться и утверждаться программа производственного контроля полигона ТКО, предусматривающая контроль за: фракционным, морфологическим, радиологическим и химическим составом отходов, классами опасности поступающих на полигон отходов; состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней физических факторов в зоне возможного влияния полигона.
Пунктом 254 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что с целью подтверждения эффективности осуществляемых мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и отсутствия негативного влияния полигона на водные объекты хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, выше полигона по потоку грунтовых вод и не менее 2-х скважин ниже полигона.
В соответствии с п. 255 СанПиН 2.1.3684-21 отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территорий полигонов ТКО хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему полигон, должен осуществляться в пруды из двух секций.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 21.05.2021 года ООО «ТК «Орион» при осуществлении деятельности на полигоне ТБО ЗАТО Звездный с мусоросортировочной станцией, размещенном на земельном участке с кадастровым номером **, общей площадью 90000 кв.м, расположенном по адресу: пермский край, ЗАТО Звездный, ул. Промышленная», 11, допустило в нарушение приведенных требований сбор дождевых и талых вод хозяйственной зоны территории полигона системой водоотводных лотков в односекционный пруд-накопитель; не обеспечило ведение контроля за составом поступающих на полигон отходов (фракционным, морфологическим, и химическим составом); не обеспечило в программе производственного контроля Общества контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом поступающих на полигон отходов; не обеспечило соблюдение технологического цикла по распределению и изоляции отходов, предусмотренного регламентом работы полигона: промежуточная изоляция отходов не проводится ежесуточно, не проведена полная изоляция слоев отходов; не обеспечило наличие 3-х скважин с целью подтверждения эффективности осуществляемых мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и отсутствия негативного влияния полигона на водные объекты хозяйствующим субъектом.
Указанные нарушения были выявлены в ходе проведенной должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 30.04.2021 №853 плановой выездной проверки, отражены в акте проверки №886 от 10.06.2021, послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.4 ст. 6.35 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю при рассмотрении дела, в дальнейшем судья районного суда при рассмотрении жалобы, оценив исследованные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии вины ООО «ТК «Орион» в несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, совершении им административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 6.35 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «ТК «Орион» вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №3179 от 15.06.2021, которым зафиксировано событие административного правонарушения; актом проверки №886 от 10.06.2021; протоколом санитарно-эпидемиологического обследования №1446-ЦА от 03.06.2021; предписанием об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, и иными материалами дела.
Указанные выше нарушения приведены в указанном акте, нарушений Федерального закона от 26.12.2008 №296-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые могли повлечь недопустимость использования данного акта в качестве доказательства, не установлено.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ТК «Орион» ранее осуществляло размещение ТКО (ТБО) на полигоне, на котором в настоящее время осуществляет размещение отходов производства, в связи с чем, обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к размещению отходов, в том числе в части сбора дождевых и талых вод, ведения контроля за составом поступающих отходов, обустройства необходимого количества скважин для контроля за степенью вредного воздействия на окружающую среду, разработки и внедрения необходимых мероприятий производственного контроля.
Тот факт, что с 2021 года принятие ТКО (ТБО) для размещения на полигоне остановлено, а также тот факт, что в настоящий момент на полигоне размещаются отходы производства, не свидетельствует о том, что ранее размещенные для захоронения на данном полигоне ТКО (ТБО) и размещаемые в настоящее время отходы производства перестали негативно воздействовать на окружающую среду, что обязывает Общество соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования в части размещения отходов на полигоне, в том числе требования, предусмотренные п.243-266 СанПиН 2.1.3684-21.
Доводы жалобы о том, что вменяемые обществу нарушения п.п. 243, 254, 255 и 265 СанПиН 2.1.3684-21 не регулируют порядок обращения с отходами, а определяют правила эксплуатации полигона, нарушение которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.6.4 КоАП РФ, заявлены без учета того, что нарушения санитарных правил, предусматривающих требования к обращению отходов, допущены при эксплуатации полигона – объекта размещения отходов, а часть 4 ст.6.35 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, является специальной нормой по отношению к ст.6.3 Кодекса.
Не нашли своего подтверждения и доводы жалобы о том, что Обществом не допущено нарушение п. 243 СанПиН 2.1.3684-21 в части ненадлежащего ежедневного промежуточного изолирования слоев отходов.
Разделом 6 «Регламента и технологии складирования отходов на полигоне ТБО ЗАТО Звездный» утвержденных директором общества 31.05.2015 года предусмотрен порядок складирования отходов на рабочей карте, в том числе в теплое время года предусмотрено обязательное ежесуточное изолирование уплотненного слоя ТБО (п.6.6.).
Вместе с тем в ходе осмотра территории полигона в рамках проведенной должностными лицами Роспотребнадзора проверки было визуально зафиксировано наличие неизолированных слоев ТБО, образовавшихся не менее 3-х дней назад. Доводы жалобы о том, что предметом осмотра специалиста Роспотребнадзора был откос полигона между картами №3 и №4, который изолируется после его полного формирования, судом не принимается, поскольку в соответствии с регламентом и технологией складирования какого-либо исключения из правил ежесуточного изолирования уплотненного слоя ТБО не предусмотрено, нормативно-правового обоснования возможности такого исключения суду не предоставлено. Следует отметить, что к акту проверки приложен содержащий указание на выявленные нарушения протокол (акт) санитарно-эпидемиологического обследования, подписанный участвовавшей в ходе осмотра инженером-экологом Ч.
Не усматривается оснований для признания обоснованными доводов жалобы о том, что нарушения п. 265 СанПиН 2.1.3684-21 в части отсутствия приводимого контроля за фракционным, морфологическим, радиологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон ООО «ТК «Орион» не допущено, поскольку «Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «ТК «Орион», являющаяся неотъемлемой частью Программы производственного контроля предусматривает контроль за морфологическим и химическим составом отходов, принятых на полигон.
В соответствии с программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «ТК «Орион», утвержденной директором общества в 2018 году, предусмотрено проведение анализов для определения морфологического и химического состава принимаемых отходов на полигоне, который проводится 1 раз в год в целях экологического мониторинга за уровнем вредного воздействия полигона на окружающую среду.
Вместе с тем, несмотря на то, что данная программа является частью программы производственного контроля, проведение морфологического и химического анализа отходов 1 раз в год, при условии, что в теплое время суток изолирование поступивших отходов производится ежесуточно, а в холодное время раз в трое суток, не свидетельствует об исполнении обязанности по ведению контроля за фракционным, морфологическим, и химическим составом отходов, поступающих на полигон, поскольку фактически анализу подлежат отходы уже размещенные на полигоне в части их воздействия на окружающую среду после размещения на полигоне.
Таким образом, в рамках указанной программы осуществляется экологический мониторинг факторов негативного влияния на окружающую среду, а не контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон.
Порядок размещения (складирования) поступающих на полигон ЗАТО «Звездный» отходов установлен «Регламентом и технологией складирования, отходов на полигоне ТБО ЗАТО Звездный» утвержденный директором общества 31.05.2015, в соответствии с Разделом 2 которого в порядке входного контроля осуществляется лишь определение объема доставленных отходов, радиологический дозиметрический контроль, а также визуальный контроль за составом поступающих отходов, при этом, обязательному лабораторному исследованию подлежат лишь осадки сточных вод (ОСВ). Какие-либо иные виды контроля отходов, поступающих на полигон, регламентом и технологией не предусмотрены.
Представленные в обоснование довода о проводимом морфологическом и химическом контроле результаты исследований проб отходов от 2020 года также подтверждают лишь факт проведения экологического мониторинга, но не подтверждают проведение контроля за составом поступающих отходов (фракционным, морфологическим, химическим), что свидетельствует о том, что программа производственного контроля ООО «ТК «Орион» в нарушение п.265 СанПиН дата-21 не предусматривает ведение контроля за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон, который фактически не проводится, что свидетельствует о допущенном нарушении.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы, направленные на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, не опровергают наличие в действиях ООО «ТК «Орион» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.6.35 КоАП РФ и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу постановления и решения.
Административное наказание назначено ООО «ТК «Орион» с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.4 ст.6.35 КоАП РФ, является разумным и справедливым, соразмерно содеянному.
Постановление о привлечении ООО «ТК «Орион» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.06.2021, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 15.09.2021 оставить без изменения, жалобу ООО «ТК «Орион» - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.