Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-16/2019 (2-1728/2018;) ~ М-1652/2018 от 09.08.2018

Дело №2-16/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 января 2019 г. г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Губиной Е.П.,

при секретаре Пичуриной Э.А.,

с участием истца Сусанова В.Ю., представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Михлиной И.Е.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сусанова В.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным результата медико-социальной экспертизы, установлении утраты трудоспособности, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Сусанов В.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России) о признании незаконным результата медико-социальной экспертизы, установлении утраты трудоспособности.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГ работал <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГ с ним произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГ №*** и который работодателем не оспаривался. В результате данного несчастного случая на производстве ему <данные изъяты>, в связи с чем он 4 месяца (в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) находился на больничном. Впоследствии он переведен на легкую работу с назначением ежемесячной выплаты по увечью в размере 36 руб., которая выплачивалась до января 1992 г.

Ссылался на то, что он неоднократно обращался в бюро социальной экспертизы для определения степени утраты трудоспособности, на что получал отказ. В июне 2018 г. он также обратился в бюро социальной экспертизы, на что ДД.ММ.ГГ ему была дана справка №№*** о том, что его утрата трудоспособности в процентах установлена не была.

Считая данный отказ незаконным, уточнив требования, истец просил признать результат медико-социальной экспертизы бюро медико-социальной экспертизы №1 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России об отказе определения степени утраты трудоспособности, изложенный в справке №№*** от ДД.ММ.ГГ незаконным, а также обязать данное учреждение установить ему степень утраты трудоспособности и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В судебном заседании Сусанов В.Ю. заявленные требования поддержал, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении с учетом его уточнений, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России Михлина И.Е. возражала против требований истца, считала, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований с учетом их уточнений не имеется, представила суд письменные возражения на исковые требования Сусанова В.Ю., которые при рассмотрении дела поддержала.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу пункта 1 части 3 статьи 8 приведенного Федерального закона
на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификации и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона).

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Пунктом 3 статьи 11 приведенного Федерального закона установлено,
что степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.

Согласно статье 13 вышеуказанного Федерального закона освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится в установленные этим учреждением сроки. Переосвидетельствование застрахованного может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы указанное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в суд.

Во исполнение Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. №789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Согласно пункту 22 Правил данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

В соответствии с пунктом 23 Правил результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.

Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под роспись. Порядок составления справки и ее форма утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 24 Правил).

В силу пункта 33 Правил решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться, в частности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах (подпункт «е» пункта 24(1) Правил).

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной
экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина. По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в письменной форме, ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина (пункт 29 (1) Правил).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. №310 утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – Порядок).

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы». В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2014 года №59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец
в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГ с Сусановым В.Ю. произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГ №***.

В результате данного несчастного случая на производстве истцу <данные изъяты>, в связи с чем он 4 месяца (в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) находился на больничном. Впоследствии он переведен на легкую работу с назначением ежемесячной выплаты по увечью в размере 36 руб., которая выплачивалась до января 1992 г.

ДД.ММ.ГГ Сусанов В.Ю. обратился в бюро МСЭ №1 филиала
ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России с заявлением
о проведении в отношении него освидетельствования с целью определения степени утраты его трудоспособности.

Как усматривается из дела медико-социальной экспертизы истца, ДД.ММ.ГГ в отношении Сусанова В.Ю. проведена медико-социальная экспертиза.

В соответствии с актом №***ДД.ММ.ГГ/2018 от ДД.ММ.ГГ и протоколом №***ДД.ММ.ГГ/2018 от ДД.ММ.ГГ в состав комиссии входило 3 специалиста, сформированный из врачей по медико-социальной экспертизе А.А.А. и Б.Б.Б. специалиста по социальной работе В.В.В. и руководитель бюро медико-социальной экспертизы Г.Г.Г.

По результатам проведенного в отношении истца освидетельствования утрата его профессиональной трудоспособности установлена не была.

С заключением медико-социальной экспертизы истец ознакомлен, что подтверждается его подписью в листе информирования граждан, являющегося приложением к вышеуказанному акту.

С заявлением о выдачи копии акта медико-социальной экспертизы и протокола проведения медико-социальной экспертизы, истец к ответчику не обращался.

Таким образом, требования вышеприведенных правовых положений при проведение медико-социальной экспертизы соблюдены.

Не согласившись с результатами медико-социальной экспертизы, истец обратился в суд.

При рассмотрении дела судом на основании ходатайства стороны истца назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России.

Согласно заключению экспертного учреждения от ДД.ММ.ГГ №*** на момент освидетельствования в бюро МСЭ №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» у Сусанова В.Ю. данных для установления процентов утраты профессиональной трудоспособности не имеется.

Экспертное заключение, выполненное ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России, по мнению суда, является обоснованными и соответствующими вышеуказанным требованиям. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что данное экспертное заключение отражает объективность исследования, в связи с чем суд принимает в основу решения его выводы.

В силу части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Несмотря на заявленные предмет и основание иска, медико-социальная экспертиза, отвечая на вопросы суда, признала правильность решения бюро МСЭ №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» от ДД.ММ.ГГ, в том числе с учетом состояния здоровья истца по представленным медицинским документам по состоянию на дату проведения оспариваемого обследования.

Таким образом, разрешая заявленные истцом требования, исследовав процедуру проведения в отношении Сусанова В.Ю. освидетельствования, соблюдение ответчиком требований закона при освидетельствовании истца, и, не установив нарушений порядка медицинского освидетельствования, суд приходит к выводу о законности принятого бюро МСЭ №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» решения.

При этом суд учитывает, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом, установление степени утраты трудоспособности не относится к компетенции судебных органов.

Таким образом, обстоятельства последующего возможного ухудшения состояния здоровья истца не является значимыми для рассмотрения настоящего дела по изложенным истцом требованиям, но могут быть приняты во внимание при новых освидетельствованиях истца в установленном порядке.

Поскольку оспариваемое истцом решение МСЭ №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» является законным и обоснованным, то требования истца удовлетворению не подлежат.

Ссылка истца на то, что по результатам проведенного в отношении него освидетельствования выдана только справка, а не решение, не может повлиять на законность вывода суда, поскольку, согласно вышеприведенным Правилам, о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности выдается справка утвержденного образца, содержащая соответствующее решение медико-социальной экспертизы.

Иные доводы истца также отклоняются судом, как опровергающиеся установленными по делу обстоятельствами и представленными в материалы дела доказательствами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Сусанова В.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным результата медико-социальной экспертизы, установлении утраты трудоспособности, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 января 2019 г.

Судья Е.П. Губина

2-16/2019 (2-1728/2018;) ~ М-1652/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сусанов Валерий Юрьевич
Ответчики
ФГУ ГБ МСЭ по Орловской области Бюро социальной экспертизы № 1
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Губина Елена Петровна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
09.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2018Передача материалов судье
13.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2018Подготовка дела (собеседование)
27.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2018Судебное заседание
12.09.2018Судебное заседание
02.10.2018Судебное заседание
08.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Судебное заседание
25.12.2018Производство по делу возобновлено
27.12.2018Судебное заседание
09.01.2019Судебное заседание
14.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2019Дело оформлено
08.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее