РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Дорогойченковой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-186/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Шерстникову А. И. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №
по <адрес> обратилась в суд с административным иском
к Шерстникову А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени.
В обоснование требований истец указал, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, налога на имущество и транспортного налога в связи с наличием у него в собственности объектом недвижимости. В добровольном порядке налогоплательщик не уплатил обязательные платежи, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд.
Административный истец, уточнив иск, просит суд взыскать
с Шерстникова А.И. недоимку на общую сумму 23522,60 рублей, в том числе:
- по налогу на имущество за 2016 год пени в сумме 1656,51 рублей за период с <дата> по <дата>,
- налог на имущество за 2020 год в размере 11747,00 рублей, пени в сумме 70,57 рублей за период с <дата> по <дата>,
- по налогу на имущество за 2017 год пени в сумме 9,17 рублей за период с <дата> по <дата>,
- по налогу на имущество за 2019 год пени в сумме 22,34 рублей за период с <дата> по <дата>,
- по земельному налогу за 2016 год пени в сумме 2,34 рублей за период с <дата> по <дата>,
- по земельному налогу за 2016 год пени в сумме 325,80 рублей за период с <дата> по<дата>,
- земельный налог за 2020 год в размере 9484,45 рублей,
- по земельному налогу за 2019 год пени в сумме 179,90 рублей за период с <дата> по <дата>,
- по земельному налогу за 2019 год пени в сумме 7,34 рублей за период с <дата> по <дата>,
- по земельному налогу за 2019 год пени в сумме 17,18 рублей за период с <дата> по <дата>.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Административный ответчик Шерстников А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, представил суду отбыв, в котором просил в иске налоговой инспекции отказать, в связи с пропуском срока на обращение в суд за взысканием недоимки, а также указывая, что задолженность погашена путем зачета излишне уплаченных сумм.
Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, ответчика надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.
Исследовав письменные материалы дела, материалы дела мирового судьи, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Из материалов дела следует, что Шерстников А.И., ИНН №, в спорные периоды являлся собственником:
- с <дата> по настоящее время собственником жилого помещения по адресу: <адрес>,
- с <дата> по настоящее время собственником жилого здания по адресу: <адрес>
- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка по адресу: <адрес>
- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка по адресу: <адрес>,
<адрес>, участок 3,
- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка по адресу: <адрес>,
<адрес>, участок 2,
- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка по адресу: <адрес>
- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка
по адресу: <адрес>, Просека 9, Барбошина Поляна, участок б/н,
- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка
по адресу: <адрес>, <адрес>
- с <дата> по <дата> собственником нежилого здания по адресу: <адрес>,
- <дата> по настоящее время собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
С учетом положений вышеуказанных норм, Шерстников А.И. является плательщиком земельного налога и налога на имущество, в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения.
Установлено, что налогоплательщику Шерстникову А.И. налоговым органом исчислены:
- за 2016 год налог на имущество в сумме 13804,00 рублей, земельный налог в сумме 20190,00 рублей, о чем налогоплательщику направлено уведомление № от <дата>,
- за 2017 год налог на имущество в сумме 15257,00 рублей, земельный налог в сумме 17269,00 рублей, о чем налогоплательщику направлено уведомление № от <дата>,
- за 2019 год налог на имущество в сумме 19492,00 рублей, земельный налог в сумме 26788,00 рублей, о чем налогоплательщику направлено уведомление № от <дата>,
- за 2020 год налог на имущество в сумме 20162,00 рублей, земельный налог в сумме 9484,45 рублей, о чем налогоплательщику направлено уведомление № от <дата>.
В установленный налоговым законодательством срок Шерстников А.И.
не исполнила в полном объеме обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования:
- требование № по состоянию на <дата> об уплате за 2019 год в срок до <дата> недоимки по земельному налогу в сумме 45,27 рублей, пени в сумме 179,90 рублей (сумма по требованию 225,17 рублей),
- требование № по состоянию на <дата> об уплате за 2019 год в срок до <дата> недоимки по земельному налогу в сумме 3454,00 рублей, пени в сумме 7,34 рублей (сумма по требованию 3461,34 рублей),
- требование № по состоянию на <дата> об уплате за 2019 год в срок до <дата> недоимки по земельному налогу в сумме 4491,00 рублей, пени в сумме 17,18 рублей (сумма по требованию 4508,18 рублей),
- требование № по состоянию на <дата> об уплате в срок до <дата> пеней по налогу на имущество в сумме 9,17 рублей на сумму недоимки 109,00 рублей, пеней по налогу на имущество в сумме 1727,74 рублей на сумму недоимки 13771,00 рублей, пеней по налогу на имущество в сумме 22,34 рублей на сумму недоимки 1031,00 рублей, пеней по земельному налогу в сумме 328,14 рублей на сумму недоимки 3595,00 рублей (сумма по требованию 2087,39 рублей),
- требование № по состоянию на <дата> об уплате за 2020 год в срок до <дата> недоимки по земельному налогу в сумме 9484,45 рублей, недоимки по налогу на имущество в сумме 20162,00 рублей и пени в сумме 70,57 рублей.
Согласно пункту 4 статьи 52, пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.
Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц.
В развитие приведенных нормативных положений Приказом Федеральной налоговой службы от <дата> N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.
Согласно пункту 8 данного Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).
Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:
а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью;
б) с использованием кода активации в ЕСИА.
В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика формируется автоматически.
Из анализа указанных норм следует, что доступ к личному кабинету налогоплательщика может быть открыт лишь после регистрации налогоплательщика - физического лица и создания учетной записи ЕСИА.
В настоящем случае тот факт, что Шерстников А.И. является пользователем личного кабинета налогоплательщика, что подтверждено выписками со страницы журнала обмена с ЛК, содержащими сведения о направлении уведомлений и требований об уплате налога в личный кабинет должника.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогам и пени.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 НК РФ право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени и штрафа с физического лица подлежит реализации в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Это правило уточняется во втором пункте указанной статьи. Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. Если в течение этого срока сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Установлено, что сумма недоимки превысила 10000 рублей с выставлением требования № по состоянию на <дата> со сроком уплаты до <дата>.
<дата> налоговый орган обратился к мировому судье
с заявлением о вынесении судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ
№а-666/2022 о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени за 2020 год.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением того же мирового судьи от <дата> судебный приказ
№а-666/2022 по заявлению административного ответчика отменен.
Однако обязанность по уплате задолженности по налогу и пени налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем <дата> налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Шерстникова А.И. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.
Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ, налоговым органом соблюден.
Представленный административным истцом расчет задолженности по налогам и пени административным ответчиком не оспорен.
Вместе с тем из представленного административным истцом определения и материала мирового судьи №а-666/2022, представленного по запросу суда следует, что судебный приказ был вынесен, а в дальнейшем отменен по отличным от настоящего иска требованиям, а именно о взыскании с Шерстникова А.И. недоимки за 2020 год по транспортному налогу, по земельному налогу на имущество и пени.
Доказательств обращения административного истца с заявленными по настоящему административному иску требованиями (пени за 2016, 2017 и 2019 годы) в порядке приказного производства, вынесения судебного приказа и последующей его отмены в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, не представлено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Исходя из положений пункта 7 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе документы, приложение которых предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление было подано налоговым органом в части требований о взыскании пени за 2016, 2017, 2019 годы с нарушением специальных требований статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и общих, предусмотренных статьей 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению и взысканию подлежит недоимка по налогу на имущество за 2020 год в размере 11747,00 рублей, пени в сумме 70,57 рублей за период с <дата> по <дата>, недоимка по земельному налогу в размере 9484 рубля.
В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
При этом суд отклоняет доводы Шерстникова А.И. о зачете налоговым органом сумму переплаты в счет имеющейся задолженности, поскольку налоговым органом представлены решения об отказе в зачете налога по причине указания несуществующего кода ОКТМО.
Исходя из положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета
г.о. Самара в размере 839 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Шерстникову А. И. удовлетворить частично.
Взыскать с Шерстникова А. И., ИНН №, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, недоимку по налогу на имущество за 2020 год в размере 11747,00 рублей, пени в сумме 70,57 рублей за период с <дата> по <дата>, недоимку по земельному налогу за 2020 год в размере 9484 рубля, а всего 21301,57 рублей.
Взыскать с Шерстникова А. И., ИНН №, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета
г.о. Самара в размере 839 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Н. Кремнева
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.
Председательствующий Т.Н. Кремнева