Судья: Фомина Т.А. Дело № 33-28133/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Бурдыны Р.В.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2015 г. апелляционную жалобу администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 15 сентября 2015 г. по делу по административному исковому заявлению Сушко Ольги Сергеевны к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в согласовании постановления о предоставлении земельного участка в аренду и об обязании согласовать постановление; к администрации Каширского муниципального района Московской области об обязании издать постановление о предоставлении в аренду земельного участка и заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Министерства имущественных отношений Московской области Лужакова Р.Г.,
установила:
Сушко О.С. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Московской области от 28 мая 2015 г. об отказе в согласовании постановления о предоставлении земельного участка в аренду и об обязании согласовать постановление, а также просила обязать администрацию Каширского муниципального района Московской области издать постановление о предоставлении в аренду земельного участка и обязать Комитет по управлению имуществом этой администрации заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование требований Сушко О.С. указала, что в 2014 г., желая реализовать свое право на получение в аренду земельного участка, обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, для ведения индивидуального жилищного строительства. 20 мая 2014 г. администрация Каширского муниципального района опубликовала в газете «Вести Каширского района» № 5 (23) объявление о намерении предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> для ведения индивидуального жилищного строительства. В этом сообщение было указано, что заявления от желающих заключить договор аренды этого земельного участка принимаются в администрации Каширского муниципального района в течение месяца с даты опубликования данной информации. В течение указанного срока с момента публикации объявления других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило. Постановлением администрации Каширского муниципального района от 20 октября 2014 г. № 2397-пг утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, и этим постановлением на Сушко О.С. возложена обязанность обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ. 02 февраля 2015 г. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>.
28 мая 2015 г. по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, было отказано в согласовании проекта постановления администрации Каширского муниципального района о предоставлении Сушко О.С. в аренду испрашиваемого земельного участка, и было рекомендовано реализовать право аренды земельного участка на торгах. Сообщение о принятии этого решения заявителем было получено 20 июня 2015 г. по почте.
В судебное заседание в суде первой инстанции Сушко О.С. не явилась, была извещена. Ее представитель Расторгуев М.М. требования поддержал.
Представитель администрация Каширского муниципального района и Комитета по управлению имуществом этой администрации Харыбин А.А. явился, иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Министерство имущественных отношений Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, было извещено.
Решением Каширского городского суда Московской области от 15 сентября 2015 г. требования Сушко О.С. были удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Каширского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Московской области Лужаков Р.Г, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке (л.д.58), в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 150 и 327 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения действующего законодательства призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу этого Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, в следующем порядке. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный срок принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом этого пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 ноября 2010 г. № 1549-О-О, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из анализа приведенных положений законодательства и правовых позиций следует, что публичное информирование в отношении предоставления земельного участка направлено на защиту интересов не только населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок и способ реагирования на соответствующую информацию.
Из материалов дела усматривается, в 2014 г. Сушко О.С. обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства.
20 мая 2014 г. администрация Каширского муниципального района опубликовала в газете «Вести Каширского района» № 5 (23) объявление о намерении предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, с указание на принятие заявок в течение одного месяца с момента публикации объявления.
Заявитель утверждает и это обстоятельство никем не оспаривалось, что с момента публикации объявления других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило.
Постановлением администрации Каширского муниципального района от 20 октября 2014 г. № 2397-пг утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, с указанием Сушко О.С. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> и 05 марта 2015 г. был выдан кадастровый паспорт №<данные изъяты>.
28 мая 2015 г. по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, было отказано в согласовании проекта постановления администрации Каширского муниципального района о предоставлении Сушко О.С. в аренду испрашиваемого земельного участка, и было рекомендовано реализовать право аренды земельного участка на торгах.
В письме администрации Каширского муниципального района от 16 июня 2015 г. Сушко О.С. было сообщено об отказе в заключении договора аренды испрашиваемого ею земельного участка.
Разрешая заявленные требования Сушко О.С. и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые действия для предоставления земельного участка в аренду Сушко О.С. были совершены, принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления Сушко О.С. земельного участка был соблюден, в связи с чем у администрации Каширского муниципального района возникла обязанность заключить с ней договор аренды испрашиваемого земельного участка. Каких-либо нарушений при осуществлении публикации сообщения о предоставлении земельного участка судом не установлено.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда ввиду следующего.
Формирование границ испрашиваемого Сушко О.С. земельного участка влечет за собой нарушение прав и законных интересов третьих лиц, поскольку сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду названного земельного участка с указанием их местоположения, площади, разрешенного использования, не размещалось на официальном сайте администрации Каширского муниципального района в сети Интернет. Тем самым, администрацией Каширского муниципального района в полной мере не были приняты меры обеспечению открытого, публичного и равного доступа граждан к реализации своих прав на приобретение земельных участков в аренду.
Исследовав содержащуюся в газете «Вести Каширского района» публикацию о намерении предоставить земельный участок в аренду, судебная коллегия приходит к выводу, что она не может восприниматься, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду. Так, в сообщении указано о предоставлении земельного участка, но сам объект в этой публикации не конкретизирован и его точное место нахождения неизвестно. Не были перечислены в публикации и сведения, позволявшие заинтересованному лицу получить дополнительную информацию, конкретизирующую этот земельный участок. Кроме того, в публикации не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствуют сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела копии 6 страницы газеты «Вести Каширского района» № 5 (23) от 20 мая 2014 г. усматривается, что в этом номере опубликованы два абсолютно одинаковых сообщения в отношении намерения администрации Каширского муниципального района предоставить в аренду земельные участки ориентировочной площадью 1500 кв.м по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства (л.д.11). Из этой публикации невозможно понять, какое именно сообщение относится к испрашиваемому Сушко О.С. земельному участку.
Таким образом, осуществленная публикация не способствовала получению наибольшего числа заявок и не обеспечивала возможность предоставления всеми желающими заявлений, в том числе для участия в торгах, а также возможность получения собственником земельного участка максимально выгодных условий при заключении договора аренды этого земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что имелись основания для отказа в предоставлении Сушко О.С. в аренду испрашиваемого им земельного участка.
С учетом изложенного, решение суда, которым удовлетворены заявленные Сушко О.С. требования, связанные с возложением на орган местного самоуправления и на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанностей, касающихся предоставления Сушко О.С. в аренду испрашиваемого земельного участка и заключения с ней договора аренды этого земельного участка, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении ее заявления.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каширского городского суда Московской области от 15 сентября 2015 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Сушко Ольги Сергеевны к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в согласовании постановления о предоставлении земельного участка в аренду и об обязании согласовать постановление; к администрации Каширского муниципального района Московской области об обязании издать постановление о предоставлении в аренду земельного участка и заключить договор аренды земельного участка.
Председательствующий
Судьи