РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2013 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Котова П.Н., при секретаре Курбановой А.М., с участием представителя заявителя Семенова С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 63354 подполковника Горобца Алексея Николаевича об оспаривании действий начальника федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом в заключении договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Горобец обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - Управление) от 6 мая 2013 г. № 177, связанное с отказом в заключении договора социального найма распределенного ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, <адрес>, <адрес>, обязав начальника Управления заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по названному адресу.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания заявитель в суд не прибыл, доверив представлять свои интересы Семенову С.О.
В обоснование заявленных требований представитель заявителя Семенов в судебном заседании пояснил, что Горобец на момент распределения ему жилого помещении имел выслугу лет более 20 лет. В соответствии с положением ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» заявитель имеет право на предоставление ему жилого помещения в избранном месте жительства. При таких обстоятельствах оспариваемое решение начальника Управления нарушает права Горобца. В настоящее время Горобец и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства начальник Управления в суд не прибыл. Представитель данного должного лица Зотов направил в суд возражения относительно заявленных требований, в которых просил рассмотреть дело без его участия.
В своих возражениях представитель начальника Управления Зотов требования заявителя не признал и просил суд в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции представитель указал, что решение начальника Управления законно, поскольку обязательным условием для обеспечения Горобца жилым помещением в избранном месте жительства является увольнение с военной службы, в связи с тем, что заявителем не были представлены в Управление документы, подтверждающие факт увольнения его с военной службы, он не имеет права на предоставление жилого помещения в избранном месте жительства.
Выслушав мнение представителя заявителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Горобца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно извещению от 28 марта 2013 г. № 194445 заявителю было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании решения начальника Управления от 6 мая 2013 г. № 177 Горобцу было отказано в заключение договора социального найма распределенного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
На основании исследованных в судебном заседании копий послужного списка Горобца и контрактов о прохождении военной службы, суд приходит к выводу, что заявитель относиться к категории военнослужащих, которым на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития.
В соответствии с абз. 11 вышеуказанной статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда РФ от 14 мая 2013 г. № 694-О, положения вышеуказанного абзаца статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» также распространяются и на категорию военнослужащих, к которой относится Горобец.
По смыслу ч. 4 ст. 32, ч. 1 ст. 37 и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее п. «м» ст. 71, п. «б» ст. 72 и п. «д», «е» ст. 114, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Реализуя дополнительные меры социальной защиты, законодатель закрепил в ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений определенной категории военнослужащих. При этом военнослужащие приобретают данное право при наличии определенных условий, одно из которых достижение общей продолжительности военной службы 20 лет и более, являющееся самостоятельным и не зависящим от необходимости увольнения с военной службы.
На основании п. 13 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Из системного толкования абз. 11 и п. 1, п. 13 ст. 15 и абз. 2 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона РФ следует, что достижение военнослужащим общей продолжительности военной службы 20 лет и более является самостоятельным основанием предоставления жилого помещения в избранном месте жительства, которое в последующем создает условие своевременного увольнения военнослужащих данной категории с военной службы и исключает возможность длительного нахождения военнослужащих в распоряжении соответствующих командиров (начальников), приводящего к необоснованному расходованию бюджетных средств.
При этом суд принимает во внимание, что обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства военнослужащих, достигших общей продолжительности военной службы 20 лет и более, продолжающих проходить военную службу по контракту, не нарушает и не противоречит порядку обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, установленному федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Предоставление в собственность бесплатно жилых помещений военнослужащим, достигшим общей продолжительности военной службы 20 лет и более, является одной из дополнительных государственных мер социальной защиты.
В судебном заседании было установлено, что в настоящее время Горобец, признанный нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, проживает в служебном жилом помещении и достиг общей продолжительности военной службы более 20 лет.
Извещение о распределении жилого помещения, свидетельствует о наличии возможности государства обеспечить заявителя жилым помещением в избранном месте жительства.
На основании изложенного, учитывая, что основанием отказа начальника Управления заключить с заявителем договор социального найма является непредоставление документов, подтверждающих увольнение Горобца с военной службы, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение начальника Управления следует признать незаконным, обязав его заключить с заявителем договор социального найма распределенного жилого помещения.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Горобца Алексея Николаевича об оспаривании действий начальника федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в заключении договора социального найма жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 177, связанное с отказом в заключении договора социального найма распределенного жилого помещения.
Обязать начальника федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Горобцом Алексеем Николаевичем договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий