73RS0003-01-2022-004448-96
Дело № 2а-2927/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 08 декабря 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Низаметдиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кафиятуллова А.Ш, к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушения прав, возложении обязанности привести помещения в нормативное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Кафиятуллов А.Ш. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушения прав, возложении обязанности привести помещения в нормативное состояние.
Требования мотивировал тем, что, находясь в соответствии с действующим приказом ПВР Минюста России от 04 июля 2022 года №110 ему полагается в соответствии с п.5.15.ч.5 пользоваться изданиями периодической печати библиотеки.
Пунктом 31 ч.5 ПВР предусмотрено, что при отсутствии в камере водообогревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячей воды для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком для подозреваемых и обвиняемых время с учетом потребности.
В силу п. 29.5 ч. 5 ПВР камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.
В соответствии с пунктом 35 ч.5 ПВР, подозреваемым и обвиняемым выдается в СИЗО одна настольная игра на десять человек или на камеры, если в ней содержится менее десяти человек.
Однако вышеизложенные пункты ПВР нарушаются в полном объеме.
На основании изложенного просит об устранении нарушения прав, возложении обязанности на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области привести помещения в нормативное состояние помещение в нормативное состояние в соответствии с п. 40 ч.5 ПВР.
Административный истец Кафиятуллов А.Ш., участвующий в судебном заседании посредством системы ВКС, настаивал на удовлетворении административного иска. При этом в судебном заседании требования о непредставлении периодической печати не поддерживает.
Представитель административного ответчика ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ульяновской области», заинтересованного лица начальника ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ульяновской области» Бобровского С.В., Рабани Д.Г. просил в удовлетворении административного иска отказать, представлены возражения, в которых подробно изложена позиция.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Кафиятуллов А.Ш. арестован ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Железнодорожного районного суда г. Ульяновска по ст. ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 4 п. «г» УК РФ.
Кафиятуллов А.Ш. находится в ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ульяновской области» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
По прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был размещен в камеру №, где и содержится.
Кафиятуллов А.Ш. в своем административном иске указывает на нарушение приказа ПВР Минюста России от 04 июля 2022 года №110, а именно: на отсутствие возможности пользоваться изданиями периодической печати библиотеки, отсутствие кипяченой воды, отсутствие искусственного освещения, а также вентиляционного оборудования, отсутствие настольных игр.
Считая свои права нарушенными по доводам административного иска,
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу ч. 2 и 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04 июля 2022 года №110 регламентируют внутренний распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов УИС) при реализации предусмотренных Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения их изоляции, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (далее Правила).
Согласно п. 28.14 Правил камера СИЗО оборудуется вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).
Согласно п.29 Правил камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.
Согласно п.31 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.
Согласно п.35 Правил подозреваемым и обвиняемым выдается в СИЗО одна настольная игра на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.
Из п.37, 38 Правил следует, что издания периодической печати из библиотеки СИЗО выдаются в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек. Обмен книг и журналов из библиотеки СИЗО осуществляется не реже одного раза в 10 дней. Правила пользования библиотечным абонементом утверждаются начальником СИЗО или лицом, его замещающим.
Из материалов дела следует, что общая площадь камеры № составляет 42,4 кв.м. жилая площадь камеры составляет 38,3 кв.м. и предназначена для размещения девяти человек, исходя из 4 кв.м. на одного человека.
Камера № расположена на внутреннем посту № первого этажа режимного корпуса №. Система холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. На внутреннем посту № установлена приточная вентиляция, находящаяся в исправном состоянии. Камера снабжена радиатором системы водяного отопления, двумя окнами с открывающейся форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поли карбоната до потолка, что обеспечивает приватность при исправлении естественных нужд. Санитарное состояние камеры № удовлетворительное. Камерное помещение № оборудовано светильником дверного освещения светодиодным, светильником ночного освещения и светильником в санитарном узле со светодиодными лампами, данные светильники находятся в исправном состоянии.
Кроме того, камера № обеспечена водонагревательными приборами в виде электрокипятильников заводского изготовления мощностью не более 0,6 кВт.
Как указывает административный ответчик, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области горячее водоснабжение не предусмотрено, так как здание режимного корпуса № построено в 1980 году, а режимного корпуса № построено в 1977 году. В настоящее время для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками. Подозреваемые и обвиняемые могут иметь и хранить при себе, получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету в магазине АО «Предприятие УИС «Калужское» при ФКУ СИЗО-1 электрокипятильники бытовые заводского изготовления. Кроме того, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются по заявлению лиц, содержащихся в учреждении с учетом потребности. Для обеспечения подозреваемых и обвиняемых осужденных горячей водой в пищеблоке учреждения имеются два котла электрические объемом 150 литров.
За период содержания Кафиятуллов А.Ш. с заявлениями как устными, так и письменными в адрес администрации следственного изолятора о необходимости предоставления горячей воды, на выдачу периодических изданий, на выдачу настольных игр, на необеспечение горячей водой не обращался, жалобы не предъявлял.
Ссылка административного истца на п.29 Правил является несостоятельной, поскольку камера №, в которой содержался административный истец, не выполняет функцию камеры для временной изоляции. Камеры, предусмотренные п.29 Правил в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отсутствуют.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области указал, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка на предмет наличия в камере № настольных игр. По результатам проверки составлен акт и установлено, что в камере № имеется настольная игра (шашки) в картонном исполнении, что соответствует п.27.4 Правил.
Оценив в совокупности представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска Кафиятуллова А.Ш. к ФКУ «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушения прав, возложении обязанности привести помещения в нормативное состояние.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Кафиятуллова А.Ш. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушения прав, возложении обязанности привести помещения в нормативное состояние отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з А.И. Низаметдинова
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-2927/22 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска.