Дело № 12-2/2022
РЕШЕНИЕ
20 января 2022 года г. Змеиногорск
Судья Змеиногорского городского суда Алтайского края Сафронов А.Ю., при секретаре Черёмушкиной Т.В.,
с участием: помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Эйхольц Н.В.,
рассмотрев жалобу должностного лица – главы администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края Кузнецова Евгения Анатольевича на постановление мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 06.10.2021 о привлечении должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 сентября 2021 г. и представленным материалам, 27.07.2021 в администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района зарегистрировано обращение Еруниной Л.М. по вопросам очистки арыка и вырубки кустарников. В нарушение ч.1 ст.12 Федерального Закона от 02.06.2006 № 59 - «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон) ответ Еруниной Л.М. в установленный 30-дневный срок администрацией г. Змеиногорска не дан. Ответ Еруниной Л.М. подписан и направлен заявителю только 03.09.2021, при этом решение о продлении срока рассмотрения обращения главой администрации г. Змеиногорска не принималось.
Муниципальное образование г. Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края является муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют функции в пределах границ городского поселения. Согласно ст.20. Устава муниципального образования город Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края (далее - Устав), принятого решением Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 17.12.2020 № 45, в структуру органов местного самоуправления входит: Совет депутатов, глава города, администрация города.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (далее - Закон).
В силу п.1, 4 ч. 1 ст. 10 указанного Закона орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статьей 12 Закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Часть 3 статьи 5 Закона закрепляет право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В нарушение указанных требований закона администрацией г. Змеиногорска Змеиногорского района ответ заявителю Еруниной Л.М. дан 03 сентября 2021 г., с нарушением 30-дневного срока рассмотрения обращения, предусмотренного 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Из объяснений Еруниной Л.М. усматривается, что 27 июля 2021 г. она обратилась в администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района с обращением, по вопросам очистки арыка и вырубки кустарников.
Ответ на обращение поступил из администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района 03 сентября 2021 года.
Решением Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 07.10.2020 №29 исполнение полномочий главы Администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края возложены на Кузнецова Евгения Анатольевича.
На основании ст. 15 указанного Закона лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6, ст.40 Устава предусматривает, что к полномочиям главы Администрации города относятся организация приема граждан в Администрации города, рассмотрение их обращений, принятие по ним решений.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами органов местного самоуправления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.
Таким образом, должностным лицом главой города Змеиногорска Змеиногорского района Кузнецовым Евгением Анатольевичем, совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.5.59 КоАП РФ, то есть нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами органов местного самоуправления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 08.10.2021 мировым судьей судебного участка Змеиногорского района Алтайского края вынесено постановление, в соответствии с которым должностное лицо – глава администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Кузнецов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 руб.
С вышеназванным постановлением глава администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Кузнецов Е.А. не согласился, просил постановление мирового судьи отменить в части наказания, в виде административного штрафа, ссылаясь, что при рассмотрении дела, им было заявлено ходатайство о применении при назначении наказания положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающего замену наказания в виде штрафа на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 чт. 3.4 КоАП РФ. При назначении наказания суд не принял во внимание, что администрация города Змеиногорска является некоммерческой организацией (муниципальным казенным учреждением), а Кузнецов Е.А. назначен главой администрации города, административное правонарушение, послужившее основанием к привлечению к административной ответственностью, совершено впервые и вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
В судебное заседание должностное лицо – главы администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края Кузнецов Е.А. не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлён надлежащим образом.
Помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Эйхольц Н.В. жалобу посчитал необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, выслушав помощника Змеиногорского межрайонного прокурора, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает, что презумпцию невиновности, как принцип законодательства об административных правонарушениях можно определить как положение, при котором лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности - один из важнейших принципов производства по делам об административных правонарушениях. Презумпция невиновности может быть опровергнута только путем доказывания установленными законом процессуальными средствами и лишь при наличии достаточных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Как следует из положений ст. 25.1 КоАП РФ, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является лицо, привлекаемое к административной ответственности по подозрению в совершении административного правонарушения.
По общему правилу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исходя из ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным до того момента, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сомнения признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности лица в правонарушении, за которое он привлекается к ответственности, а законные средства сбора доказательств исчерпаны.
Виновность является важнейшим обстоятельством, подлежащим выяснению, в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Виновность лица выражается в психическом отношении субъекта правонарушения к содеянному. Формы вины определены ст. 2.2 КоАП РФ. Сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, выражаются в том, что нет возможности с полной определенностью установить наличие умысла либо неосторожности в действиях лица. Отсутствие виновности как элемента состава административного правонарушения исключает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок их рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ определено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения главы администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края Кузнецова Е.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении выводы о том, что названным должностным лицом в нарушение ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ в 30 дневный срок не рассмотрено обращение гражданки Еруниной Л.М., поступившее 27.07.2021 по вопросу очистки арыка и вырубки кустарников.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копиями обращения Еруниной Л.М. в администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, ответа, направленного заявителю 03.09.2021, решением Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края о возложении на Кузнецова Е.А, полномочий главы администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, Уставом МО г. Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края, иными материалами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Положения ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, его вина, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы о виновности должностного лица Кузнецова Е.А., допустившего нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращения граждан, в совершении инкриминируемого правонарушения, сделаны с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и исследованными доказательствами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо – глава администрации города Змеиногорска Кузнецов Е.А. вину в совершенном административном правонарушении признал, пояснил, что 27.07.2021 года в администрацию города Змеиногорска Змеиногорского района с письменным заявлением обратилась гражданка Ерунина Л.М. по вопросу ликвидации зарослей кустарника рядом с арыком по ул. Коммунальная. Данное обращение было зарегистрировано в соответствии с требованием Закона. Главным специалистом по строительству, архитектуре, благоустройству, транспорту и ЖКХ администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края ФИО5 был подготовлен ответ на обращение 25.08.2021 и оставлен в приемной для дальнейшей регистрации и отправки заявителю. Специалист приемной ФИО6 в период с 23.08.2021 по 02.09.2021 находилась на больничном, в связи с чем обращение Еруниной Л.М. от 27 июля 2021 было зарегистрировано и отправлено заявителю 03.09.2021. В период временной нетрудоспособности Бердюгиной А.Э., Кузнецов Е.А. не организовал исполнение ее обязанностей.
При назначении должностному лицу административного наказания мировым судьёй требования ст.ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ст. 5.59 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Суд соглашается с невозможностью применения положений, предусмотренных ч. 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, т.к. правонарушение не выявленно в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме того, рассматриваемое правонарушение причинило вред общественным отношениям.
Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не нарушен.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Каких-либо иных доводов, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося по делу судебного постановления, в жалобе не приведено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено, нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы являться основанием для прекращения производства по делу, не допущено.
Несогласие должностного лица с данными мировым судьей оценкой установленных фактических обстоятельств и исследованных доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности принятого им постановления.
Доказательств, полученных с нарушением закона, в материалах дела не имеется.
Наказание должностному лицу главе администрации г. Змеиногорска Кузнецову Е.А. мировым судьей назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, предусмотренных санкцией ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для изменения постановления и назначения иного наказания не имеется.
Учитывая изложенное, доводы жалобы расцениваются судьей как избранный способ защиты с целью избежать административной ответственности за совершенное правонарушение.
Таким образом, установлено, что мировым судьёй верно применены нормы КоАП РФ, а также оценены значимые по делу обстоятельства.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 08.10.2021 о привлечении должностного лица главы администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края Кузнецова Евгения Анатольевича к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Кузнецова Е.А. на указанное постановление - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья А.Ю. Сафронов