Дело № 2-1386/2012
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 сентября 2012 года г.Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия:в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Ноговициной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Е.А. к Администрации г.Черногорска о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство,
У С Т А Н О В И Л:
Мельникова Е.А. обратилась в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося со смертью М.З.А., и признании ее принявшей указанное наследство в виде жилого дома по адресу: ***
Исковые требования мотивированы тем, что *** умерла бабушка Мельниковой Е.А. – М.З.А. после ее смерти открылось наследство в виде жилого дома по адресу: ***. Отец Мельниковой Е.А. – М.А.И. являлся сыном М.З.А. М.А.И. умер в местах лишения свободы 11.12.2001 г., не успев при жизни принять наследство после смерти М.З.А. О смерти бабушки истцу известно не было, так как она проживала в Сухобузимском районе Красноярского края. О смерти отца Мельникова Е.А. узнала, когда ей было 17 лет и она не отдавала себе отчет в том, что ей нужно принимать наследство. Было или нет у отца, наследственное имущество, Мельниковой Е.А. не известно. О том, что после смерти бабушки осталось наследство в виде жилого дома, истец узнала лишь 11.07.2012 г., когда получила справку в БТИ г.Черногорска.
В судебном заседании истец Мельникова Е.А. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, пояснила, что после того, как ее отец М.А.И. убил ее мать и был осужден к лишению свободы, истицу забрала к себе ее тетя. С 10 лет Мельникова Е.А. проживала в ***. Отец был лишен родительских прав в отношении Мельниковой Е.А., он умер в 2001 году в местах лишения свободы, не успев принять наследство после смерти бабушки. О смерти бабушки и наличии наследства Мельниковой Е.А. стало известно лишь в июле 2012 года. Иных наследников, кроме Мельниковой Е.А., у М.З.А. и М.А.И. не имеется. М.А.И. был единственным сыном М.З.А. супруг М.З.А.. умер раньше нее. Полнородных братьев и сестер у Мельниковой Е.А. не имеется.
Представитель Администрации г.Черногорска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что против иска не возражает.
Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца Мельникову Е.А., допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о рождении I-ПВ № 647920 (л.д. 11) М.З.А. является матерью М.А.И.
В свою очередь, согласно свидетельству о рождении IV-БА № 331595 (л.д. 12) М.А.И. является отцом Мельниковой Е.А., *** года рождения.
М.З.А. умерла *** г., что следует из свидетельства о смерти I-ПВ № 523629 (л.д. 6).
Согласно справке ИЦ МВД по РХ от 21.08.2012 г. (л.д. 24, 25) 22.06.1995 г. М.А.И. осужден к лишению свободы на срок 9 лет 6 месяцев.
М.А.И. умер *** (свидетельство о смерти I-ПВ № 523833, л.д.7).
По информации нотариуса Черногорского нотариального округа С.А.В. (л.д. 19) наследственные дела после умершей *** М.З.А.. и умершего *** М.А.И. в производстве нотариуса не зарегистрированы.
Из справок Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» (л.д. 9, 10, 16, 17) следует, что домовладение по адресу: *** числится на имя М.З.А., правоустанавливающим документов является свидетельство о праве на наследство по закону от 16.03.1971 г. (л.д. 18).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на указанный выше жилой дом не зарегистрированы (уведомление от 17.08.2012 г., л.д. 21).
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно п. 1 ст. 1156 ГК РФ если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.
Пунктом 2 статьи 1156 ГК РФ установлено, что право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях.
Если оставшаяся после смерти наследника часть срока, установленного для принятия наследства, составляет менее трех месяцев, она удлиняется до трех месяцев.
По истечении срока, установленного для принятия наследства, наследники умершего наследника могут быть признаны судом принявшими наследство в соответствии со статьей 1155 настоящего Кодекса, если суд найдет уважительными причины пропуска ими этого срока.
Из объяснений истца и материалов дела следует, что М.А.И. являвшийся наследником первой очереди после смерти М.З.А. умер после открытия наследства, не успев его принять.
На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ Мельникова Е.А. является наследником первой очереди после смерти ее отца М.А.И.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля У.Г.Н. подтвердила доводы Мельниковой Е.А., пояснив, что она была знакома с родителями Мельниковой Е.А., когда ее отец убил мать, Мельниковой Е.А. было 10 лет, ее забрала к себе жить ее тетя. Мельникова Е.А, была единственным ребенком в семье, по линии матери у нее есть браться и сестры, но отцы у них разные. У отца Мельниковой Е.А. ни братьев, ни сестер не было. О том, что бабушка умерла, и после нее остался жилой дом, Мельниковой Е.А, в июле 2012 года сообщила дочь У.Г.Н. Е..
При таких обстоятельствах, учитывая, что об открытии наследства Мельниковой Е.А. стало известно лишь в июле 2012 года, при этом шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о принятии наследства ею не пропущен, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мельниковой Е.А. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося *** со смертью М.З.А., и признании ей принявшей указанное наследство, подлежат удовлетворению.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что наследство, в отношении которого заявлены исковые требования, открылось *** когда истец Мельникова Е.А., *** года рождения, находилась в возрасте 13-ти лет, при этом по отношению к наследодателю М.З.А. истец проживала в другом регионе; в связи со смертью матери, осуждением отца и лишением его родительских прав находилась в трудной жизненной ситуации, являлась малолетней, в связи с чем по объективным причинам не могла знать об открытии наследства и принять меры к его своевременному принятию и оформлению.
Поскольку иных наследников судом не установлено, спора в отношении наследственного имущества не заявлено, доля Мельниковой Е.А. в наследственном имуществе М.З.А.. составляет 1 (одну) целую.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Восстановить Мельниковой Е.А. срок для принятия наследства, открывшегося *** со смертью М.З.А., и признать Мельникову Е.А. принявшей указанное наследство.
Определить долю Мельниковой Е.А. в наследстве, открывшемся *** со смертью М.З.А., в размере 1 (одной) целой.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко
Справка: мотивированное решение составлено 17.09.2012 г.
Судья Д.М. Дмитриенко