Судья Казимирова Г.В. дело № 33-1583/2020
№ 2-4015/2019АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2020 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Чабан Л.Н.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Артеменко Н.Г.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Торосян А.М. на основании доверенности Мельниковой А.А. на решение Центрального районного суда г.Сочи от 06 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Торосян А.М. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязании ответчика осуществить его снос за свой счет.
Требования мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, самовольно возвел на нем объект капитального строительства с существенными отступлениями от разрешенных параметров строительства, указанных в уведомлении, который, по мнению администрации, является самовольной постройкой и подлежит сносу.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 06 сентября 2019 г. исковое заявление администрации <...> удовлетворено. Суд признал объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, самовольной постройкой и обязал ответчика осуществить его снос за свой счет. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель Торосян А.М. на основании доверенности Мельникова А.А. просит об отмене судебного постановления и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований администрации города Сочи. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя Торосян А.М. на основании доверенности Кортиева Р.Л., поддержавшего доводы жалобы, представителя Микшис М.М. на основании доверенности Поздееву У.К., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 25.04.2018 г. земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1700 +/- 14,43 кв.м по адресу: <...>, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности Торосян А.М.
05 марта 2018 года предыдущему собственнику земельного участка с кадастровым номером <...> Вергун А.А. выдано разрешение на строительство № <...> индивидуального жилого дома с количеством этажей 3, общей площадью 1012,3 кв.м, объем 3406,4 куб.м, площадь застройки 679,2 кв.м, высота 11,35 м по адресу: Краснодарский край, <...>, со сроком действия до 05 марта 2028 г.
30 апреля 2019 года ответчиком в адрес истца направлено уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, согласно которому изменены параметры планируемого строительства на земельном участке с кадастровым номером <...>: количество надземных этажей - 2, высота - 10,8 м, площадь застройки - 514,3 кв.м.
В связи с нахождением земельного участка в зоне согласования с ФСО РФ на основании письма от 28 марта 2019 г. ответчику согласовано строительство объекта высотой здания - 10,8 м, количеством этажей - 2, площадью застройки - 514,3 кв.м. Письмом от 21 августа 2019 года уточнено количество надземных этажей - 2.
28 мая 2019 года истцом ответчику направлено уведомление № <...> о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Из акта проверки департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края № 14-Ц-Ф-173-НС от 10 июля 2019 года следует, что на момент проверки на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, выполнено устройство несущего железобетонного каркаса здания с количеством этажей 3, один из них подземный, устройство наружных ограждающих стен 2-х надземных этажей. Велись работы по утеплению фасада. Работы по заполнению оконных и дверных проемов, устройство внутренних перегородок и внутренних инженерных сетей не выполнены.
Согласно акту осмотра объекта капитального строительства от 21 августа 2019 года, произведенному на основании определения Центрального районного суда г. Сочи от 09 августа 2019 г., на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, находится объект капитального строительства с количеством этажей 3, один из них подземный. Выполнено: устройство наружных ограждающих стен 2-х надземных этажей, утепление фасада, частичное заполнение оконных и дверных проемов 1-2 надземных этажей, частичное устройство внутренних перегородок из керамзитобетонных блоков. Для вертикального сообщения с подземного до второго надземного этажа выполнена двухмаршевая монолитная железобетонная лестница. Вход в здание запроектирован в осях А-А/3-4, фактически выполнен в осях Г-Г/4-5. Выполнены непредусмотренные проектом внутренние перегородки в осях 2-2/Г-Б, Б-Б/2-3. Перегородка в осях 4-4/Г-Б выполнена без устройства предусмотренного проектом дверного проема. По проекту (план 1 и 2 этажей) на каждый балкон предусмотрен выход через дверной проем, фактически выполнено устройство дополнительных дверных проемов в осях 1-2/Г-А, 5-6/Г-А. Фактически застройщиком возведен объект капитального строительства с количеством этажей – 3, с отклонением от предельных параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта, расположенного, в том числе, в зоне согласования с ФСО РФ (ФСБ РФ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно – бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункт 2).
Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, к числу которых относятся, в частности, возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Пунктом 2 части 7 названной статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В пункте 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом суд первой инстанции установил, что фактически ответчиком возведен объект капитального строительства, не соответствующий параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве. Иного уведомления ответчик не направлял, необходимое согласование ФСО на фактически возведенный объект не получил. Выявленные нарушения норм градостроительного законодательства являются существенными и не позволяют спорный объект сохранить.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные исковые требования органа местного самоуправления, следовательно, решение суда является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии документов, подтверждающих разрешение на строительство трехэтажного объекта, опровергаются материалами дела. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчику разрешено строительство трехэтажного объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, получившей в судебном акте надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 06 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Торосян А.М. на основании доверенности Мельниковой А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: