Дело №2-867/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2014 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карху А.В. к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Карху А.В. (истец) обратилась в суд с заявлением к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация поселения), мотивируя тем, что на ее заявление о выдаче разрешения на строительство жилого дома в ... на участке с кадастровым номером № администрация поселения ответила отказом, сославшись на то, что согласно утвержденному Генеральному плану поселения от хх.хх.хх г. участок попадает в санитарно-защитную зону. На основании обстоятельств, изложенных в заявлении, истец просила суд признать действия администрации поселения незаконными, возложить обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома.
В судебном заседании представитель истицы, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Шуйского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлены судом надлежащим образом. Согласно поступившему отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, решение вопроса оставили на усмотрение суда. В отзыве указали, что земельный участок истицы попадает в санитарно-защитную зону - 300 м. - ....
Суд, заслушав представителя истицы, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: ..., земельный участок расположен в ... части кадастрового квартала №, кадастровый номер №. Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано на основании постановления администрации п.Шуя Прионежского района № от хх.хх.хх г.
Истец хх.хх.хх г. обратилась в администрацию поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Письмом от хх.хх.хх г. администрация поселения отказала истице, указав, что земельный участок с кадастровым номером № попадает в 300 метровую санитарно-защитную зону, в связи с чем, строительство на данном участке запрещено.
На основании статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданское законодательство ограничивает права собственника положением о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено требование о соблюдении санитарных правил при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.
Согласно подпункту 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
В соответствии с подпунктами 2.1, 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Подпунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Статьей 56 Земельного кодекса РФ установлены особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (пункт 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (часть 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Одним из основных принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В рамках названных полномочий решением III сессии III созыва Совета Шуйского сельского поселения № 01 от 18.12.2013 года утвержден Генеральный план Шуйского сельского поселения. В текстовой части Генерального плана указание на наличии воинской части с санитарно-защитной зоной 300 м. отсутствует.
На графической части Генерального плана, выполненного в масштабе 1:10000, воинская часть также отсутствует.
Из пояснений истца следует, что в указанном месте воинской части давно нет.
Из представленной ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» информации следует, что военный городок №, располагавшийся в ... высвобожден. В интересах Вооруженных сил Российской Федерации не используется и к дальнейшему использованию не спланирован.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что объект, с 300 метровой санитарно-защитной зоной в непосредственной близости с участком истца отсутствует, суд считает требования истицы законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Карху А.В. к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать отказ администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия в выдаче разрешения на строительство незаконным.
Возложить на администрацию Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность выдать Карху А.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером № в ... Прионежского района Республики Карелия.
Взыскать с администрации Шуйского сельского поселения в пользу Карху А.В. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца через Прионежский районный суд Республики Карелия со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда будет составлено 09 декабря 2014 года.