РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Клявлино 24 декабря 2019 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.В., с участием истца Акимовой А.А. и представителя истца Ефремова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-365\2019 по иску Акимовой Анны Александровны, А.А.С., А.А.С., А.С.С., к Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Клявлинский филиал государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации», Ишмуратова М.В., Иванов Ю.А, Иванова П.Ю., Соловьев П.А., Мамедов А.Г., об уточнении границ и площади земельного участка, и о признании права собственности на данный земельный участок с уточненной площадью,
УСТАНОВИЛ:
Акимова Анна Александровна в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей А.А.С., А.А.С., А.С.С., чьи законные интересы она представляет, обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, об уточнении границ и площади земельного участка, и о признании права собственности на данный земельный участок, с уточненной площадью, указывая на то, что ей и её несовершеннолетним детям А.А.С., А.А.С., А.С.С. принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли в праве) земельный участок, расположенный по адресу: (*адрес*), имеющий кадастровый номер (*№*), площадью 800 квадратных метров. Данный земельный участок принадлежит им на основании договора купли продажи от 04 февраля 2016 года. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. На данном земельном участке находится принадлежащий им жилой дом. В апреле 2019 года, в целях уточнения границ земельного участка, Акимовой А.А. было заказано проведение кадастровых работ по определению фактических границ и площади земельного участка в Клявлинском филиале государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации» (далее – Клявлинский филиал ГУП СО «ЦТИ»). Однако в сентябре 2019 г. был получен ответ с данной организации, согласно которого кадастровые работы были приостановлены, так как имеются препятствия для подготовки межевого плана, а именно: конфигурация и местоположение земельного участка в натуре отличается от конфигурации в материалах инвентаризации. Площадь земельного участка отличается от площади, представленной в свидетельстве о государственной регистрации права от 11.02.2016 г. В ходе кадастровых работ было установлено, что фактическая площадь участка больше, чем по сведениям ЕГРН и документу, подтверждающему право на земельный участок и составляет 1308 квадратных метров (по сведениям ЕГРН – 800 кв. м.). Данная граница земельного участка существует на местности более 15 лет, а именно с момента вселения в жилой дом и предоставления земельного участка в собственность прежним владельцам и соответствует материалам инвентаризации, за исключением незначительных расхождений, возникших в результате более точного определения границ по результатам межевания при помощи высокоточного геодезического оборудования. Уточняемый земельный участок, был фактически образован и существовал с момента его выделения прежнему собственнику М.В.Г. в 1998 году (согласно материалов инвентаризации). Границы данного земельного участка не изменялись. Считает данный участок своим, в границах, которые были определены в настоящее время в результате межевания и с уточненной площадью. Так, по материалам инвентаризации земель, по сведениям архивного фонда данных Росреестра, прежнему собственнику М.В.Г. был предоставлен земельный участок площадью 1432 кв. м. Данная площадь фактически более соответствует действительности, т.е. той площади, которой они владеют в действительности (1308 кв.м.), а не по документам (800 кв.м.), и подтверждается по результатам межевания. Расхождения в фактической конфигурации и площади уточняемого земельного участка, определенной по результатам межевания, с конфигурацией, содержащейся в материалах инвентаризации, возникли в силу того, что при выделении земельного участка его точные границы не устанавливались, точная площадь не определялась, так как в то время межевание не делалось. Полное совпадение конфигурации и границ уточняемого земельного участка, отраженного в материалах инвентаризации и в плане установления границ, подготовленного по результатам межевания, невозможно ввиду различных способов определения местоположения границ земельного участка. Если раньше границы определялись ориентировочно без закрепления на местности, то по результатам межевания границы определены с использованием высокоточного геодезического оборудования. При выдаче документов о праве собственности на землю, материалы инвентаризации не были учтены, не было учтено также - какова фактическая площадь участка, в результате чего в земельно-кадастровую документацию были внесены неточные сведения. Истец считает, что границы принадлежащего ей и её детям земельного участка в настоящее время, определены по фактическим границам, существующим на местности пятнадцать и более лет. Просит суд установить границы принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенного по адресу: (*адрес*), в соответствии с координатами характерных точек, указанных в иске, и считать правильной площадь равной 1308 квадратных метров, исключив из ЕГРН сведения о площади данного земельного участка в 800 квадратных метров, признать за ними право собственности на данный земельный участок с уточненной площадью.
Представитель истца Ефремов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, суду пояснил, что истцом в целях уточнения границ своего земельного участка и приведения границ в соответствии с установленными законодательством требованиями, было заказано проведение межевания, по результатам которого было установлено, что фактическая площадь участка больше, чем по сведениям ЕГРН и составляет 1308 квадратных метров (по сведениям ЕГРН – 800 кв. м.), а также незначительно изменилась конфигурация, что является препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка. Между тем, данный земельный участок в границах, которые определены по результатам межевания был фактически образован и существовал с момента его выделения прежнему собственнику М.В.Г. в 1998 году. Границы участка существуют на местности более 15 лет и не изменялись. Так, по материалам инвентаризации земель, по сведениям архивного фонда данных Росреестра, земельный участок прежнему собственнику был предоставлен площадью 1432 кв. м. Данная площадь фактически более соответствует действительности, т.е. той площади, которой истец владеет фактически, а не по документам, и подтверждается по результатам межевания. Фактическая площадь земельного участка по сравнению с площадью указанной в материалах инвентаризации, не увеличилась, а напротив, уменьшилась с 1432 кв. м. до 1308 кв. м., что в соответствии п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, не является препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка и свидетельствует о том, что самовольного захвата земельного участка не было. При выдаче документов о праве собственности на землю, материалы инвентаризации не были учтены, не было учтено также - какова фактическая площадь участка, которой владеет пользователь земельного участка, в результате чего в земельно-кадастровую документацию были внесены неточные сведения. Расхождения в площади и конфигурации участка возникли в силу того, что при выделении участка прежним собственникам, его точные границы не определялись, межевание не производилось, тогда как, в настоящее время, границы участка закреплены на местности с использованием высокоточного геодезического оборудования. Споров о границе земельного участка не имеется. Наложений и пересечений границ не имеется. Граница земельного участка всеми заинтересованными лицами, была согласована в установленном законом порядке, чьи-либо права не нарушаются. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Истец Акимова А.А., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, суду пояснила, что указанные дом и земельный участок были приобретены по договору купли-продажи у прежних собственников в 2016 году. Границы участка ими не изменялись. Менялся забор, но его ставили в том же месте, где стоял старый сгнивший деревянный забор. Споров с соседями о границах земельных участков не имеется, все соседи подписали акт согласования границ участков. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области в судебное заседании не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, против удовлетворения иска не возражает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Клявлинский филиал государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Привлеченная по делу в качестве третьего лица Ишмуратова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица Иванов Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Привлеченная по делу в качестве третьего лица Иванова П.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица Соловьев П.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица Мамедов А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав доводы истца и его представителя, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч.1 ст.8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункта 2 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пунктов 1,2 ст. 5 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
В силу ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В силу пункта 4.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В силу пункта 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
В силу положений пункта 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Судом установлено, что Акимовой Анне Александровне, а также её несовершеннолетним детям А.А.С. (*дата*) г.р., А.А.С, (*дата*) г.р., А.С.С. (*дата*) г.р., принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/4 доле в праве каждому) земельный участок, расположенный по адресу: (*адрес*) имеющий кадастровый номер (*№*), площадью 800 квадратных метров.
Данный земельный участок принадлежит истцам на основании договора купли продажи от 04 февраля 2016 года. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.06.2019 г.
Состоящий на государственном кадастровом учете земельный участок является ранее учтенным, с видом разрешенного использования - для ведения личного приусадебного хозяйства, отнесенный к землям населенных пунктов, площадь которого декларированная, а граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На данном земельном участке находится принадлежащий истцам жилой дом, площадью 33,8 кв. м., с кадастровым номером (*№*).
В апреле 2019 года, в целях уточнения границ земельного участка, Акимовой А.А. было заказано проведение кадастровых работ по определению фактических границ и площади земельного участка в Клявлинском филиале государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации». Однако в сентябре 2019 г. был получен ответ с данной организации, согласно которого кадастровые работы были приостановлены, так как имеются препятствия для подготовки межевого плана, а именно: конфигурация и местоположение земельного участка в натуре отличается от конфигурации в материалах инвентаризации. Площадь земельного участка отличается от площади, представленной в свидетельстве о государственной регистрации права от 11.02.2016 г. В ходе кадастровых работ было установлено, что фактическая площадь участка больше, чем по сведениям ЕГРН и документу, подтверждающему право на земельный участок и составляет 1308 квадратных метров (по сведениям ЕГРН – 800 кв. м.).
В результате проведения кадастровых работ Клявлинским филиалом ГУП СО «ЦТИ» подготовлен план установления границ и акт согласования местоположения границ земельного участка.
Местоположение и конфигурация границ уточняемого земельного участка, была определена кадастровым инженером в результате геодезической съемки по фактически сложившейся границе, существующей на местности пятнадцать и более лет и закрепленной с использованием объектов искусственного происхождения (имеется забор и хозяйственные постройки), а также исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а именно по материалам инвентаризации земель ст. Клявлино. Данная граница земельного участка существует на местности более 15 лет, а именно с момента вселения в жилой дом и предоставления земельного участка в собственность и соответствует материалам инвентаризации, за исключением незначительных расхождений, возникших в результате более точного определения границ по результатам межевания при помощи высокоточного геодезического оборудования.
Уточняемый земельный участок, был фактически образован и существовал с момента его выделения прежнему собственнику М.В.Г. в 1998 году (согласно материалов инвентаризации). Границы данного земельного участка не изменялись.
Так, по материалам инвентаризации земель, по сведениям архивного фонда данных Росреестра, прежнему собственнику М.В.Г. был предоставлен земельный участок площадью 1432 кв. м.
Незначительные расхождения в фактической конфигурации и площади уточняемого земельного участка, определенной по результатам межевания, с конфигурацией, содержащейся в материалах инвентаризации, возникли в силу того, что при выделении земельного участка его точные границы не устанавливались, точная площадь не определялась, так как в то время межевание не делалось. Полное совпадение конфигурации и границ уточняемого земельного участка, отраженного в материалах инвентаризации и в плане установления границ, подготовленного по результатам межевания, невозможно ввиду различных способов определения местоположения границ земельного участка. Если раньше границы определялись ориентировочно без закрепления на местности, то по результатам межевания, границы определены с использованием высокоточного геодезического оборудования.
При выдаче документов о праве собственности на землю, материалы инвентаризации не были учтены, не была учтена также фактическая площадь участка, в результате чего в земельно-кадастровую документацию были внесены неточные сведения.
Уточняемый земельный участок граничит:
с землями сельского поселения ст. Клявлино.
с земельным участком с кадастровым номером (*№*), расположенным по адресу: (*адрес*), правообладателем которого является: Ишмуратова Маргарита Викторовна. Граница указанного смежного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, т.е. межевание не проводилось.
с земельным участком с кадастровым номером (*№*), расположенным по адресу: (*адрес*), правообладателями которого являются: Иванов Юрий Алексеевич, Иванова Полина Юрьевна, Соловьев Павел Александрович. Граница указанного смежного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, т.е. межевание не проводилось.
с земельным участком с кадастровым номером (*№*), расположенным по адресу: (*адрес*), правообладателем которого является: Мамедов Азис Гейдар Оглы. Граница указанного смежного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, т.е. межевание не проводилось.
Споров о границе земельного участка не имеется. Граница земельного участка всеми заинтересованными лицами, в том числе с администрацией сельского поселения ст. Клявлино и с собственниками соседних смежных земельных участков была согласована в установленном законом порядке. Существование земельного участка в существующих границах не нарушает чьих-либо прав.
В ходе кадастровых работ, при сопоставлении геодезической съемки, наложений и пересечений границ уточняемого земельного с другими смежными земельными участками, не имеется.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», имеются основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении данного земельного участка, и в случае не устранения данных причин к отказу в их осуществлении по следующим пунктам данной статьи:
3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (конфигурация учитываемого земельного участка по материалам инвентаризации земель ст. Клявлино отличается от конфигурации, полученной по результатам межевания);
32) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, изменение площади уточняемого земельного участка на величину не более, чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для соответствующего разрешенного использования, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в ЕГРН, или, если такой размер установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, не является препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка.
В соответствии с Земельным кодексом РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельного участка устанавливаются правилами землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, которые утверждаются органами местного самоуправления. Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области утверждены решением Собрания представителей сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области от 27.04.2018 г. № 23. Минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования - для ведения личного приусадебного хозяйства, указанными правилами не установлен. Следовательно, увеличение площади участка не должно превышать 10 % от площади, содержащейся в ЕГРН.
Площадь земельного участка с кадастровым номером (*№*), определенная по результатам межевания, по сравнению с площадью указанной в ЕГРН, увеличилась более чем на 10 % (увеличилась с 800 кв. м. до 1308 кв. м., т.е. на 508 кв. м. или на 63,5 %), что в соответствии п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, выходит за рамки предельно-допустимых законом значений и является препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка, в связи с чем, в связи с чем, возникли основания для судебного обращения истца для уточнения границ и площади земельного участка, а также признания права собственности на увеличившуюся часть земельного участка.
Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером (*№*), определенная по результатам межевания, по сравнению с площадью указанной в материалах инвентаризации, не увеличилась, а напротив уменьшилась и составила 1308 кв. м., (по результатам инвентаризации 1432 кв. м.), т.е. уменьшилась на 124 кв. м., или на 8,65 %, что в соответствии п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, не является препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка.
Таким образом, границы принадлежащего истцам земельного участка, определены по фактическим границам, существующим на местности пятнадцать и более лет, а также согласно материалам инвентаризации земель. Увеличения площади земельного участка по фактически сложившимся границам, определенным по результатам межевания, по сравнению с выделенным, не произошло, что свидетельствует об отсутствии факта самовольного захвата земли. Споров о границах земельного участка нет. Границы земельного участка, определенные по результатам межевания, чьих-либо прав не нарушают.
Иным путем, кроме как обращения в суд, установить границы данного земельного участка, истцу не представляется возможным.
Инвентаризация земель в РФ была проведена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
В соответствии с пунктом 1.4 Временного руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденного Роскомземом 17 мая 1993 года, основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являлись:
- выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
- установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности.
Во исполнение данного Указа Президента, было издано Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам", согласно которого, Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству с участием органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов в течение 1993-1995 годов было поручено провести на территории Российской Федерации инвентаризацию земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659, утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», в целях закрепления и передачи земельных участков в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью, утверждено Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений.
Данное Положение разработано с целью закрепления и предоставления земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 615)
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения, оно направлено на решение следующих задач: установление границ сложившихся объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.1 действующей Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
В соответствии с пунктом 1.2. данной Инструкции, установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
В соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Министерства экономического развития и торговли РФ (Роснедвижимости) от 13 сентября 2007 года № ВС/1345 «О ранее учтенных земельных участках», ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", по которым вне зависимости от места хранения документов имеются:
- записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР);
- оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);
- соответствующее решение о предоставлении земельного участка;
- записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;
- сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993;
- сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105;
- записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю, ведение которых осуществлялось в соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 «О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка», форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - приказ № 412). Согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.
С 1 января 2017 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г. № 921 “Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке”, согласно пункта 21 которого, межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков. Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В силу ст. 3 ГПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с защитой нарушенных либо оспариваемых прав этого лица, его свобод или законных интересов.
Согласно статье 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, вступившего в силу 30.10.2001 года, права на земельные участки, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу 29.01.1998 г.), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (вступил в силу 30 октября 2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (вступил в силу 30 октября 2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
В соответствии с частью 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (вступил в силу 29.01.1998 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктами 5 и 7 ч. 2. ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты, а также соответственно межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Таким образом, поскольку материалами инвентаризации земель сельского поселения ст. Клявлино, подтверждено выделение прежнему собственнику земельного участка площадью 1432 кв. м., в соответствии с письмом Роснедвижимости от 13 сентября 2007 года № ВС/1345, данный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, был выделен до введения в действие Земельного кодекса РФ, право на него признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Прежний собственник вступил во владение данным земельным участком в 1998 году до вступления в силу Земельного кодекса РФ (вступил в силу 30 октября 2001). Границы земельного участка с момента его выделения не изменялись и существуют на местности более 15 лет.
Изменения, в соответствии с материалами инвентаризации земель ст. Клявлино, подтверждающие факт того, что земельный участок фактически существует с большей площадью (1432 кв. м., а не 800 кв. м., как указано в ЕГРН) не были своевременно внесены в земельно-кадастровую документацию, и документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, были выданы без учета этих материалов и без установления и закрепления границ на местности, в результате чего фактическая площадь земельного участка, не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах.
Таким образом, данный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, существует в своих границах с момента его выделения во владение и пользование прежнему собственнику и границы его не менялись. Истец, по документам является собственником данного земельного участка с указанием площади, меньшей, по сравнению с фактической, по вышеуказанным причинам.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку право собственности прежних собственников на здание, возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (вступил в силу 30 октября 2001 г.), имеются правовые основания для закрепления границ участка и уточнения его площади, исходя из тех границ, которые существовали на момент его предоставления. Данная граница была закреплена по результатам межевания.
Незначительные расхождения в фактической площади и конфигурации земельного участка, с площадью и конфигурацией по материалам инвентаризации, связаны с более точными методами измерения, проведенными в ходе межевания.
Согласно статьи 22 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Суд усматривает, что в соответствии с актом согласования местоположения границы земельного участка, разногласий с собственниками граничащих земельных участков с участком истцов не имеется. Геодезическая съемка кадастровым инженером проводилась по фактически сложившимся границам земельного участка, а также по границам смежных землепользователей, существующим на местности более 15 лет.
Таким образом, суд усматривает, что Акимова А.А. А.А.С., А.А,С., А.С.С. являются собственником спорного земельного участка, основные границы близлежащих земельных участков и смежных с ним существуют на местности более 15 лет; самовольный захват земли не установлен, уточнение границ земельного участка по требованиям истцов не нарушает права собственников смежных земельных участков, границы участка согласованы с заинтересованными лицами, разногласий при согласовании местоположения границ и возражений не выявлено.
Суд считает, что установление границ земельного участка по координатам в соответствии с планом установления границ, представленным истцами, основан на нормах действующего законодательства, границы согласованы с правообладателями смежных земельных участков, споров по границам не имеется, оснований сомневаться в объективности представленного плана установления границ суд не усматривает, с учетом данных обстоятельств имеются основания для установления границ спорного земельного участка согласно каталога координат характерных точек границ, уточнения площади данного земельного участка и признания права собственности истцов на указанной земельный участок в соответствии с его уточненной фактической площадью и фактическим расположением границ.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что: следует установить границы земельного участка с кадастровым номером: (*№*) с видом разрешенного использования – для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенного по адресу: (*адрес*), принадлежащего истцам на праве собственности, в соответствии с координатами характерных точек, представленных в плане установления границ от 01 июля 2019 года, подготовленным кадастровым инженером Ермошкиным Д.А. по результатам выполнения кадастровых работ, а также уточнить площадь данного земельного участка; считать правильной площадь равную 1308 квадратных метров, исключив из ЕГРН сведения о площади данного земельного участка в 800 квадратных метров; признать право собственности истцов на данный земельный участок с уточненной площадью.
В соответствии с п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25) решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Акимовой Анны Александровны, А.А.С., А.А.С., А.С.С. к Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Клявлинский филиал государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации», Ишмуратова М.В., Иванов Ю.А, Иванова П.Ю., Соловьев П.А., Мамедов А.Г., об уточнении границ и площади земельного участка, и о признании права собственности на данный земельный участок с уточненной площадью удовлетворить в полном объеме.
Признать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенного по адресу: (*адрес*) принадлежащего на праве общей долевой собственности Акимовой Анне Александровне, А.А.С., А.А.С., А.С.С. (по 1/4 доле в праве каждому), в соответствии со следующими координатами характерных точек:
Обозначение характерных точек границы |
Координаты | |
Х |
Y | |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
(*данные изъяты*) |
Уточнить площадь земельного участка с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенного по адресу: (*адрес*), принадлежащего на праве общей долевой собственности Акимовой Анне Александровне, А.А.С., А.А.С., А.С.С. (по 1/4 доле в праве каждому): установить и считать правильной площадь равную 1308 квадратных метров, исключив из ЕГРН сведения о площади данного земельного участка в 800 квадратных метров.
Признать за Акимовой Анной Александровной (*дата*) года рождения, А.А.С. (*дата*) года рождения, А.А.С. (*дата*) года рождения, А.С.С. (*дата*) года рождения право общей долевой собственности (по 1/4 доле в праве каждому) на земельный участок с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для ведения личного приусадебного хозяйства, расположенного по адресу: (*адрес*) с уточненной площадью 1308 квадратных метров.
Решение суда, является основанием для внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29.12.2019 года.
Судья ( подпись)