44а-1111/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 15 августа 2018 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу заместителя министра образования и науки Пермского края Сидоровой Ларисы Сергеевны, поданную представителем Решетниковым Олегом Александровичем на постановление заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19.02.2018, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.05.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 06.07.2018 по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра образования и науки Пермского края Сидоровой Л.С., предусмотренном ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19.02.2018 №035-18-АДМ должностное лицо – заместитель министра образования и науки Пермского края Сидорова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. (дело №035-18-адм л.д. 1-5).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.05.2018 постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – УФАС России по Пермскому краю) № 035-18-адм от 19.02.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица - министра образования и науки Пермского края Сидоровой Л.С., оставлено без изменения, жалоба Сидоровой Л.С. - без удовлетворения (л.д. 38-45).
Решением судьи Пермского краевого суда от 06.07.2018 решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.05.2018 оставлено без изменения, жалоба Сидоровй Л.С. – без удовлетворения (л.д. 123-125).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 20.07.2018, защитник Сидоровой Л.С. по доверенности Решетников О.А. просит отменить постановление заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю от 19.02.2018, а также принятые по делу судебные акты, прекратить в отношении Сидоровой Л.С. производство по делу об административном правонарушении. В обоснование своих требований указывает, что административным органом, а также судами не учтено, что ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ. Полагает, что само по себе не включение в документацию об электронном аукционе требования о наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности не может ограничивать конкуренцию, а напротив создает возможность участия в таком электронном аукционе неограниченного круга лиц, в том числе лиц, не имеющих такой лицензии. Государственный контракт по результатам электронного аукциона подписан не Сидоровой Л.С. Доказательства того, что какие-либо преимущества были предоставлены автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Краевой казачий центр «Пластун» отсутствуют. Административным органом не дано надлежащей оценки полномочиям Министерства образования и науки Пермского края. Реализация программы учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету «Основы безопасности жизни» не входит в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, при реализации которой необходимо наличие лицензии. Указывает, что обязательным элементом реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования является выдача документов об образовании на основании проведенной аттестации. При этом, техническое задание, являющееся приложением к государственному контракту не предусматривает проведения итоговой аттестации участников учебно-полевых сборов. Считает, что проведение учебно-полевых сборов необходимо рассматривать как деятельность по оказанию информационных услуг, услуг по организации досуга и присмотра за детьми. Проведение учебно-полевых сборов в соответствии с документацией электронного аукциона, заключенным государственным контрактом, не предполагало оказания каких-либо образовательных услуг.
Для проверки доводов жалобы 24.07.2018 истребовано дело об административном правонарушении, поступило в Пермский краевой суд 07.08.2018.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
Часть 1 ст.14.9 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, устанавливала административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п.п. 5, 13 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135, антимонопольный орган привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
Согласно положениям ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела 10.03.2015 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.ru Министерством образования и науки Пермского края опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» без указания требований о необходимости предоставления участником лицензии на осуществление образовательной деятельности.
По результатам проведения аукциона государственный контракт Министерством образования и науки Пермского края заключен с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Краевой казачий центр «ПЛАСТУН», не имеющей лицензии на образовательную деятельность.
Документация об аукционе утверждена исполняющей обязанности министра образования и науки Пермского края Сидоровой Л.С.
Решением Комиссии УФАС России по Пермскому краю от 03.11.2017 в действиях Министерства образования и науки Пермского края признано нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в создании Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Краевой казачий центр «ПЛАСТУН» преимущественных условий участия в аукционах на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» путем невключения в аукционную документацию установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к участникам аукциона о наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренций на соответствующем товарном рынке.
Указанное решение в установленном законом порядке не обжаловано, вступило в законную силу и, в соответствии с ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ послужило поводом для возбуждения в отношении должностного лица – исполнявшего обязанности министра образования и науки Пермского края Сидоровой Л.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.
Факт совершения Сидоровой Л.С. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении №035-18-адм от 06.02.2018 (дело №035-18-адм л.д. 7-9); распоряжением председателя Правительства Пермского края №43-ркп от 23.05.2016 (дело №035-18-адм л.д. 18); дополнительным соглашением от 06.05.2016 (дело №035-18-адм л.д. 20); письмом Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации №01-51-2192/05-10157 от 08.09.2017 (дело №035-18-адм л.д. 35); письмом Департамента управления и конкурсными процедурами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2017 (дело №035-18-адм л.д. 36,37); распечатками с сайта закупок (дело №035-18-адм л.д. 39-41); письмом Гособрнадзора Пермского края №СЭД-54-04- 15-30 от 28.02.2017 (дело №035-18-адм л.д. 42); образовательной программой учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету «Основы безопасности жизни», утвержденной руководителем АНО «Краевой казачий центр дополнительного образования детей «ПЛАСТУН» и согласованного министром образования и науки Пермского края К. (дело №035-18-адм л.д. 43-50); государственным контрактом от 30.03.2015 К-26/085(дело №035-18-адм л.д. 51-56); протоколом №3.10-26/1; документацией об аукционе; предписанием УФАС по Пермскому краю от 03.11.2017, выданным в адрес Министерства образования и науки Пермского края (дело №035-18-адм л.д. 57); письмом Министерства образования и науки Пермского края №СЭД-26-01-34-710 от 14.12.2017 о принятии мер, направленных по недопущению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также антимонопольного законодательства при проведении закупок; решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 466-17-а от 03.11.2017 (дело №035-18-адм л.д. 70).
Проверяя законность принятого по делу постановления, судебные инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришли к правомерному выводу о виновности Сидоровой Л.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность должностного лица, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащем субъекте вмененного правонарушения были предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов принятого решения, с которыми следует согласиться.
Поскольку Сидорова Л.С. в соответствии с распоряжением председателя Правительства Пермского края №43-ркп с 23.05.2016 на период временной нетрудоспособности К., в том числе по состоянию на 26.05.2016 (дату утверждения документации об аукционе) исполняла обязанности министра образования и науки Пермского края, она является должностным лицом, на которое возложена обязанность принимать исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи, с чем она обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что реализация программы учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету «Основы безопасности жизни» не входит в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, при реализации которой необходимо наличие лицензии, были предметом рассмотрения судьи Пермского краевого суда, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой нет оснований, в связи с чем они подлежат отклонению как несостоятельные.
Ссылка заявителя на то, что отсутствие к участнику аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету «Основы безопасности жизни» требований относительно наличия лицензии не могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, является несостоятельной, поскольку отсутствие такого требования в данном случае является нарушением п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе, вследствие чего лицам, не отвечающим такому требованию, создаются преимущественные условия. Лица, получившие лицензии на осуществление образовательной деятельности, и, тем самым, подтвердившие в установленном порядке свое соответствие лицензионным требованиям в сфере образовательной деятельности, оказываются в неравных условиях с лицами, не получившими такую лицензию, но в то же время фактически допущенными Министерством к осуществлению образовательной деятельности ввиду отсутствия в аукционной документации требований о наличии лицензии.
Иные доводы жалобы также не ставят под сомнение законность и обоснованность судебных постановлений и не влекут их отмену.
Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производство по делу, не установлены.
Административное наказание назначено Сидоровой Л.С. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в минимальном размере наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Сидоровой Л.С. допущено не было.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьёй 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
постановление заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19.02.2018, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.05.2018, решение судьи Пермского краевого суда от 06.07.2018, по делу об административном правонарушении в отношении Сидоровой Ларисы Сергеевны оставить без изменения, жалобу Решетникова О.А. в интересах Сидоровой Л.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда