Дело № 2-1647/2021
УИД: 92RS0001-01-2020-002528-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2021 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., с участием истца Алехина К.И., с участием представителя ответчика – Лебедева М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Алехина Константина Ивановича к государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия и компенсации морального вреда
установил:
Истец Алехин К.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации г. Севастополя (далее – ответчик, Центр), в котором с учетом изменения исковых требований просит отменить решение ответчика № об отказе в назначении страховой пенсии по старости Алехину К.И.; назначить истцу положенную по закону страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать компенсацию морального вреда в размере 167 654 рублей, из расчета 9 862 руб. - прожиточный минимум для пенсионера * 17 мес. - количество месяцев невыплаты пенсии.
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление ответчику о назначении страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ ответчик, рассмотрев данное заявление, принял решение № об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости. Истцу отказано на основании ст.7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с указанным решением ответчика, истец обратился за защитой своих прав в судебном порядке.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, полагая требования истца необоснованными, представил письменные возражения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 (часть 1), о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П, от 15 июня 1998 года N 18-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П).
Соответственно, правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, пенсии которым были назначены уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний, что решения о назначении этих пенсий в дальнейшем будут учитываться при определении объема пенсионных прав таких лиц в случае изменения их правового положения в связи с прохождением государственной службы в Российской Федерации.
С 01.01.2015 действует Федеральный закон т 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Судом установлено, что Алехин К.И. обратился в Центр с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и заявлением о запросе выплатного дела из Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес>.
В соответствии со ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее — Соглашение) при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Пунктом 3 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 21.03.1996, № 1056; далее - Указания Минсоцзащиты РФ № 1-1-У) предусмотрено, что лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.
При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены.
При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии.
В результате рассмотрения заявления Алехина К.И. от ДД.ММ.ГГГГ и имеющихся документов, Центром было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Соглашения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Ответчик разъяснил Алехину К.И., что в случае поступления сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства и поступлении пенсионного дела из Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес>, Центр вернется к рассмотрению вопроса о назначении истцу страховой пенсии по старости.
В 2021 году в Центр поступило пенсионное дело № в отношении Алехина К.И. из <адрес>, Украина.
Согласно поступивших материалов пенсионного дела Алехин К.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии по возрасту в Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес>.
Также, указанные материалы пенсионного дела содержат заявление Алехина К.И. от ДД.ММ.ГГГГ о запросе пенсионного дела из <адрес> и сам запрос от ДД.ММ.ГГГГ № пенсионного дела №, направленный Управлением Пенсионного фонда Украины в <адрес> в Управление Пенсионного фонда Украины в городе <адрес>.
Отказывая в назначении пенсии, ответчик ссылался на то, что вышеуказанные материалы не содержат сведения о прекращении выплаты пенсии Алехину К.И. по его прежнему месту жительства в городе <адрес>. Информация о сроках прекращения выплаты пенсии Алехину К.И. по прежнему месту жительства городе <адрес> в Центр не предоставлена.
Также ответчик в обоснование своего отказа указывает на то, что согласно служебной информации Центра от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в поступивших из <адрес>, Украина, материалах пенсионного дела Алехина К.И. усматривается информация также о наличии пенсионного дела истца в городе Докучаевске Донецкой народной республики (ДНР), Алехин К.И. был приглашен на прием в Клиентскую службу (на правах отдела) № для подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости и запросе пенсионного дела из <адрес> ДНР. Во время приема Алехин К.И. отказался запрашивать пенсионное дело и подавать заявление о назначении страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ответчиком самостоятельно было запрошено пенсионное дело из <адрес> ДНР, сделаны два запроса. Однако дело так в Центр не поступило.
Таким образом из доводов ответчика следует, что истец получал две пенсии: одну – в Днепре, другую – в Докучаевске. Однако ответчиком суду не представлено каких-либо доказательств данному доводу.
Суд считает, что позиция ответчика об установлении зависимости назначения пенсии от поступления сведений из Докучаевска является незаконной. Поскольку при отсутствии ответа на запрос пенсия истцу так и не будет назначена, чем будет нарушено право истца на получение пенсии.
В связи с чем суд полагает, что истец не допускал нарушения ст. 7 Соглашения, а также Указаний Минсоцзащиты РФ №-ФИО6 предоставлена информация о прекращении выплаты пенсии Алехину К.И. в г. <адрес>
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене. Также суд считает необходимым обязать государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации г. Севастополя назначить Алехину Константину Ивановичу страховую пенсию по старости как, лицу, достигшему определенного возраста, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ – даты подачи заявления.
Кроме того суд полагает, что в случае поступлении в Центр сведений о том, что Алехин К.И. также получает (получал) пенсию в <адрес> ДНР, то ответчик вправе взыскать с ответчика переплаченную сумму назначенной пенсии. Истец в поданном заявлении указал, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены.
Суд считает, что исковые требования Алехина К.И. о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Центр принимает решения об установлении выплаты, либо отказе в ее установлении на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Рассмотрение представленных заявителем документов органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) предусмотрено законодательно, и такие действия не могут причинить заявителю моральный вред, независимо от их результата.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими права гражданина подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Перечень оснований для компенсации морального вреда является исчерпывающим. Он определен в действующих нормативно-правовых актах и подлежит взысканию только тогда, когда такая возможность прямо предусмотрена законом (ст. 151 ГК РФ).
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» дано разъяснение, что по каждому делу необходимо выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений.
Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» указал, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения к такой ответственности органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также их сотрудников, — не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122, пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд и средства его бюджета являются федеральной собственностью Российской Федерации и имеют строго целевое назначение. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, его доходная и расходная части ежегодно утверждаются Федеральным законом. Нецелевое расходование средств бюджета недопустимо.
Поскольку стороны освобождены от оплаты государственной пошлины, то судом данные расходы не распределяются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации г. Севастополя назначить Алехину Константину Ивановичу страховую пенсию по старости как, лицу, достигшему определенного возраста, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья –
Решение изготовлено в окончательной форме 19.07.2021.