Дело № 12-48/17
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п.Куеда 31 июля 2017 г.
Судья Куединского районного суда Пермского края Воробьев С.И.,
при секретаре Крутиковой О.И.
с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Разгуляевой Ю.Б., Кузнецова С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермь», расположенного по адресу ул.Ленина, 62, г.Пермь, Пермский край, ИНН 5902201970, КПП 997150001, ОГРН 1035900103997, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.12.2003 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Лукойл-Пермь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в том, что общество по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушило условия договора аренды №z0653 от ДД.ММ.ГГГГ, лесного участка расположенного на территории <адрес>, срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: по истечении срока действия договора лесной участок не передан арендодателю по акту приема-передачи ( п.13.13), не разработан проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы ( п.13.3), не подавалась лесная декларация ( п.13.4), назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
ООО «Лукойл-Пермь», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой и просило отменить постановление, прекратить производство по делу по следующим основаниям. ООО «Лукойл-Пермь» во исполнение договора разработало проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы. Срок действия проекта освоения лесов производен от срока действия договора аренды. Договор аренды возобновлен в силу п.2 ст.621 ГК РФ, в связи с чем разработка нового проекта освоения лесов не требуется. Фактически участок не использовался обществом, поэтому лесные декларации с 2015 не направлялись. На момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ договора аренды являлся возобновленным, проект освоения действующим, в связи с чем отсутствует событие правонарушения. Ответственность наступает в связи с использованием лесов, однако общество не использует лесной участок, и обратное не доказано административным органом. Административным органом в нарушение требований ст.2.1 КоАП РФ не установлена вина общества.
Представители ООО «Лукойл-Пермь» Разгуляева Ю.Б. и Кузнецов С.Ф. доводы жалобы поддержали, просили отменить постановление. Дополнительно считали, что обязанности подать лесные декларации и передать лесной участок арендодателю не возникли.
Административный орган Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель Полевщиков С.И. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве просил оставить жалобу ООО «Лукойл-Пермь» без удовлетворения.
Судья, заслушав участников заседания и, рассмотрев материалы административного производства, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу требований ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении условий договора использования леса.
В соответствии ч.1 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В соответствии с ч.1 ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.
В соответствии ч.1, 3 ст.89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в ч. 2 ст. 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3).
Из содержания п.30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 N 24075) проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статьей 43 Лесного кодекса РФ предусмотрен вид использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст.610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу положений п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Однако в соответствии с ч.3 ст.71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 ст.72 Лесного кодекса РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае, если лесной участок используется арендатором для выполнения на нем работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст.43 Лесного кодекса РФ).
В силу ст.26 Лесного Кодекса РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. (пункт 2)
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (пункт 3).
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, которым предусмотрено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Как усматривается из материалов дела, 29.04.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края и ООО «Лукойл-Пермь» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в <адрес>, Куединское лесничество, Ошьинское участковое лесничество для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
По условия договора аренды, закрепленных п.п.13.1, 13.3, 13.4, 13.13 на арендатора возложена обязанность использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, подавать лесную декларацию, в случае прекращения действия договора передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи.
Привлекая ООО «Лукойл-Пермь» к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что в случае возобновления действия договора аренды в порядке ст. 621 ГК РФ, арендатор лесного участка обязан вновь разработать проект освоения лесов, а также получить положительное заключение государственной экспертизы, а ввиду того, что ООО «Лукойл-Пермь» использует лесной участок в отсутствие проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, не представляет лесные декларации, не передало участок по акту приема-передачи, обществом допущены нарушения требований статей 26, 88, 89 Лесного кодекса РФ, а также п.п.13.1, 13.3, 13.4, 13.13 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
С такими выводами должностного лица согласиться нельзя.
Во исполнение требований лесного законодательства РФ и условий договора аренды ООО «Лукойл-Пермь» разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, срок действия указанного проекта определен сроком действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. На проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, получено положительное заключение государственной экспертизы, которое утверждено Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 12.07.2010, который также закрепляет, что срок действия положительного заключения установлен на срок действия проекта освоения лесов.
По истечении срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лукойл-Пермь» ежемесячно оплачивало арендную плату до 2017 г., в связи с чем на основании п.2 ст. 621 ГК РФ и ч.3 ст.72 Лесного кодекса РФ договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ считается возобновленным на тех же условиях.
В соответствии с вышеприведенными нормами права срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка.
Таким образом, сроки действия проекта освоения леса и положительного заключения государственной экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка.
Пункт 13.13 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ обязывает арендатора передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в случае прекращения действия договора.
Учитывая, что в силу положений п.2 ст.621 ГК РФ договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ возобновлен на тех же условиях, то сроки действия проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы на него не являются истекшими и оснований для разработки и представления арендодателю нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также передачи лесного участка арендодателю по акту приема-передачи не имеется.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Примером могут служить самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами, осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов, ведение работ способами, способствующими порче лесов и т.д.
Доказательств того, что ООО «Лукойл-Пермь» использовало на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ лесной участок, переданный ему по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ либо допустило такое бездействие, которое повлекло порчу лесного участка, материалы дела не содержат, напротив акт осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что каких-либо работ на арендованном лесном участке не производится, захламления участка либо объектов на нем нет, в связи с чем не доказан факт использования лесного участка ООО «Лукойл-Пермь» ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения, вмененного ООО «Лукойл-Пермь», отсутствует и оно необоснованно привлечено к административной ответственности по данной норме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Поскольку в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермь» удовлетворить.
Постановление заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермь» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.И.Воробьев