2-1076/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Чишмы РБ 24 августа 2021 года
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Касимовой Ч.Т.,
при секретаре Газеевой А.Х.,
с участием заместителя прокурора Чишминского района РБ Лихмана Ю.Н.,
ответчиков - представителя Администрации муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан Федоровой А.Ю., действующей на основании доверенности № 268 от 01 февраля 2021 года,
представителя МБОУ СОШ с. Алкино-2 - Загидуллиной Г.М., действующей на основании доверенности от 23 августа 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чишминского района РБ обратился в суд с указанным иском к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее – МБОУ СОШ с. Алкино-2) об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Чишминского района во исполнение поручения прокуратуры республики 12.05.2021 г. № 21-142021 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в МБОУ СОШ с. Алкино-2.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ СОШ <адрес>-2 отнесена к 3 категории опасности.
МБОУ СОШ <адрес>-2 в дневное время не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Здание МБОУ СОШ <адрес>-2 не оснащена системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес МКУ Управление образования муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, выявленные нарушения не устранены.
Уровень защищенности школы не отвечает целям безопасности учащихся, педагогов и иных лиц, способствует беспрепятственному проникновению на территорию посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан просит обязать Администрацию МР Чишминский район РБ не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование приобретения и установки системы оповещения и управления эвакуацией, охраны сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти здания МБОУ СОШ <адрес> - 2, расположенного по адресу: <адрес> обязать МБОУ СОШ <адрес> - 2 в течение 3 месяцев с даты выделения финансовых средств на указанные цели в здании школы установить систему оповещения и управления эвакуацией, а также обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охрану войск национальной гвардии Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
Заместитель прокурора Чишминского районного суда Республики Башкортостан ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации МР Чишминский район РБ ФИО3 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований, представив возражение, в котором указала на недостаточность финансирования данных мероприятий.
Представитель МБОУ СОШ Алкино -2 - ФИО4 рассмотрение требований прокурора оставила на усмотрение суда, пояснив суду, что в случае выделения финансовых средств, указанные в иске мероприятия могут быть проведены.
Заслушав стороны, обсудив доводы искового заявления, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Для выполнения организационных, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее по тексту - Требования).
В соответствии с пп. «а, б» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
В силу пп. «д» п. 24, п. 26 Требований образовательные организации 2 -4 категории должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
<данные изъяты>
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (пункт 7) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 7 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан проведена проверка, в ходе которой установлено, что в МБОУ СОШ <адрес>-2 в дневное время не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Здание МБОУ СОШ <адрес>-2 не оснащена системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (в нарушение пп. «д» п. 24 требований).
Ответчиком предоставлен список, в котором отражено, что МБОУ СОШ <адрес>-2 отнесена к 3 категории опасности по обеспечению антитеррористической защищенности.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес МКУ Управление образования МР Чишминский район Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Выявленные нарушения не устранены.
Суд приходит к выводу о том, что выявленные в результате проверки нарушения способствует беспрепятственному проникновению на территорию посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, поскольку уровень защищенности школы не отвечает целям безопасности учащихся, педагогов и иных лиц, а непринятие мер по обеспечению безопасности создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Согласно Уставу образовательной организации МБОУ СОШ <адрес>-2 является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального района <адрес> РБ в сфере образования.
Учредителем учреждения является муниципальный район Чишминский район. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении муниципального района Чишминский район.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование приобретения и установки системы оповещения и управления эвакуацией, охраны сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> - 2 муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес> - 2, пер. Школьный, <адрес>.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова <адрес>-2 муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с даты выделения финансовых средств на указанные цели в здании школы установить систему оповещения и управления эвакуацией, а также обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охрану войск национальной гвардии Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение составлено 29 августа 2021 года.
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Ч.Т. Касимова