Судья А.Е.В, Дело 33-32722/2020
Уникальный идентификатор дела
50RS0010-01-2019-002618-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Анпилоговой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2020 года апелляционную жалобу Ф.В..М. на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 июля 2020 года по делу по иску по иску Главного Управления МВД России по Московской области к Ф.В..М. о взыскании материального ущерба в порядке регресса,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
ГУ МВД России по <данные изъяты> обратилось в суд с иском к Ф.В.М. о взыскании материального ущерба в порядке регресса.
В обоснование заявленных требований указано, что 03.01.2014 г. наряд в составе инспекторов ДПС ОГИБДД УМВД России по г.о. Железнодорожный старшего лейтенанта полиции Д.А.С, и Р.И.Н. выехали на место ДТП по адресу: <данные изъяты>. При оформлении сотрудниками ДПС происшествия с участием Ф.В..М. последний бросил взрывное устройство в служебный автомобиль ВАЗ-2170, гос.рег.знак О 3494 50, в котором находились Д.А.С, и Р.И.Н., в результате чего произошел взрыв. В результате взрыва Д.А.С, от полученных травм скончался. Р.И.Н. получил взрывную травму (тяжкий вред здоровью) и был доставлен в отделение реанимации центральной городской больницы.
Приговором Московского областного суда от 25 ноября 2014 года Ф.В..М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 и ст. 317 Уголовного кодекса РФ.
На основании свидетельства о болезни, выданного ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Московской области» от 23 мая 2014 года № 3564, Р.И.Н. признан негодным к службе в ОВД с формулировкой «военная травма», приказом от 31 июля 2014 года № 186 Р.И.Н. уволен из органов внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ № 342-ФЗ. Р.И.Н. установлена третья группа инвалидности с 04.08. 2014 года по <данные изъяты> с ежегодным переосвидетельствованием. Причина инвалидности – военная травма.
За период с 04 августа 2014 года по 18 марта 2019 года старшему лейтенанту полиции в отставке выплачена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <данные изъяты> коп.
Заочным решением Железнодорожного городского суда Московской области иск ГУ МВД России по Московской области к Ф.В..М. был удовлетворен. С Ф.В..М. в пользу ГУ МВД России по <данные изъяты> в счет возмещения ущерба взыскано 318363 рублей 94 коп. за период с 04 08.2014 г. по 30.06.2015 г. Решение вступило в законную силу 15.03.2016 г.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с Ф.В..М. в пользу ГУ МВД России по Московской области за период с 01 июля 2015 года по 18 марта 2019 года в счет возмещения материального ущерба сумму в размере 1286459 рублей 91 коп.
Ответчик исковые требования не признал.
Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ф.В..М.просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель истца просила решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, 03.01.2014 г. в период прохождения службы в органах внутренних дел в должности в должности инспектора ДПС Р.И.Н. в результате противоправных действий, произошедших по вине Ф.В..М., получил взрывную травму (тяжкий вред здоровью), причинившую ему тяжкий вред здоровью.
Приговором Московского областного суда от 25.11.2014 г. Ф.В..М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 и ст. 317 Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из заключения служебной проверки от 01.08.2014 г. по факту получения травмы Р.И.Н. следует, что она получена им при выполнении служебных обязанностей (л.д. 36-40).
06.08.2018 г. Р.И.Н. установлена III группа инвалидности по причине «военная травма» - бессрочно, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2017 № 0200190, выданной 06 августа 2018 года (л.д. 78), а также стойкая утрата трудоспособности, что следует из соответствующей справки от 29 сентября 2014 года (л.д. 79).
На основании приказа от 31.07.2014 года № <данные изъяты> л/с с Р.И.Н. расторгнут контракт, он уволен и исключен из реестра сотрудников ОВД в связи с болезнью (л.д. 45)
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования МВД по Московской области о взыскании денежных средств в порядке регресса, суд первой инстанции исходил из того, что вина Ф.В..М. в причинении вреда сотруднику ОВД Р.И.Н. подтверждена вступившим в законную силу приговором, в связи с чем, ссылаясь на ч.6 ст. 43 ФЗ «О полиции» и ст. 1086 ГК РФ, пришел к выводу о наличии у МВД по Московской области права регрессорного требования к Ф.В..М. в размере выплаченной Р.И.Н. ежемесячной денежной компенсации за период с 01.07.2015 г. по 18.03.2019 г.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, при этом исходит из следующего.
Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (пункт 1 ст. 969 ГК РФ Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в полиции (ст. 1084 ГК РФ), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части 5 и 6 ст. 43 Федерального закона от <данные изъяты> N 3-ФЗ "О полиции", вступившего в силу с <данные изъяты>).
Так, в соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой (главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно части 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда.
Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации гражданско-правовая ответственность за вред жизни или здоровью граждан, в том числе причиненный при исполнении ими обязанностей военной службы и службы в полиции, установлена при наличии общих оснований наступления такой ответственности, в связи, с чем возмещение вреда в указанных ситуациях возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел имело место в результате виновных, противоправных действий должностных лиц органов внутренних дел, других государственных органов.
Гарантии дополнительной социальной защиты сотрудника полиции в форме возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или увечья сотрудника при исполнении служебных обязанностей установлены статьей 43 Федерального закона «О полиции», ранее действовала аналогичная норма - статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции». Установленные данным специальным Законом для сотрудников полиции компенсационные выплаты являются дополнительной социальной гарантией, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе и статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда сотруднику органов внутренних дел, если соблюдены определенные законом условия.
Одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» являлось не только причинение увечья сотруднику при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и назначение ему пенсии по указанным в названной статье основаниям, то есть по инвалидности.
В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», вступившим в силу с 1 марта 2011 года (Закон Российской Федерации «О милиции» утратил свое действие), имеется аналогичная норма (часть 6 статьи 43), в которой закреплены те же условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Во исполнение положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. была утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам.
Статьей 43 действующего в настоящее время Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» установлены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа ГУ МВД России по Московской области от 07 сентября 2017 года № 1938 л/с, старшему лейтенанту полиции в отставке Р.И.Н. с <данные изъяты> по <данные изъяты> назначена ежемесячная выплата денежной компенсации в размере.
Приказом ГУ МВД России по Московской области от 07 мая 2018 года № <данные изъяты> л/с старшему лейтенанту полиции в отставке Р.И.Н. с 14 августа 2017 года по 01 сентября 2018 года назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 75% утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
На основании приказа ГУ МВД России по Московской области от 18 сентября 2018 года № 1966 л/с, старшему лейтенанту полиции в отставке Романцову И.Н. назначена выплата ежемесячной денежной компенсации с 01 сентября 2018 года – бессрочно, в размере 75% утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции, за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Как усматривается из справки о денежном довольствии старшего лейтенанта полиции в отставке Р.И.Н.. от 10.05.2018 года МУ МВД России «Балашихинское», на момент расторжения контракта составляло 52350 рублей (л.д. 41).
Согласно справке ГУ МВД России по Московской области от 06.06.2019 года, старшему лейтенанту в отставке Р.И.Н. выплачена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда за период с 04.08.2014 года по 18.03.2019 года в сумме <данные изъяты> рублей 85 коп., что также подтверждается платежными поручениями (л.д. 86, 87-130).
Заочным решением Железнодорожного городского суда Московской области от 24.12.2015 года с Ф.В.М, в пользу ГУ МВД России по Московской области за период с 04.08.2014 года по 30.06.2015 года в счет возмещения материального ущерба взыскана сумма 376 762 рубля 06 коп.
С учетом изложенного, принимая во внимание, вынесенное заочное решение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца за период с 01.07.2015 года по 18.03.2019 года в счет возмещения материального ущерба 1 <данные изъяты> коп.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, выводы суда мотивированны, повода для их иной оценки судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы в соответствующей части судебной коллегией отклоняются.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.В..М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи