Дело 2-398/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вуктыл Республика Коми 25 декабря 2017 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Блягоз Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора города Вуктыл Республики Коми Курято М.Р.,
истца Паздниковой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вуктыле Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вуктыл Республики Коми в интересах Паздниковой Раисы Ивановны к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24 апреля 2012 года; восстановлении в сводном списке граждан - получателей сертификатов на 2017 год с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Вуктыл Республики Коми 01 декабря 2017 года обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» об обязании администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» направления в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства актуализированного пакета документов в отношении Паздниковой Р.И., как претендента на получение сертификата на 2017 год по Республике Коми по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года; обязании Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признании за Паздниковой Р.И. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24 апреля 2012 года; восстановлении Паздниковой Р.И. в составом семьи 2 (два) человека, в сводном списке граждан - получателей сертификатов на 2017 год по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года.
Истец Паздникова Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, а также уточнила их и просила произвести соответствующую социальную выплату без уменьшения ее размера на величину стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес> поскольку указанное жилое помещение подарено ее супругом П. их сыну И. ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенным судом о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований, указав о несогласии с ними в полном объеме, полагая, что дата постановки на учет Паздниковой Р.И. должна определяться с даты подачи ею заявления о переходе в очередь по категории «инвалиды», то есть с 13 июня 2013 года.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» также будучи надлежащим образом извещенным судом о дате, времени и месте судебного заседания, представил суду отзыв относительно заявленных исковых требований, просил принять решение на усмотрение суда и также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение истца и прокурора, принимая во внимание позицию ответчиков по делу, а также оценив собранные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Паздникова Р.И. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 21 марта 2008 года.
На основании личного заявления от Паздниковой Р.И. о переводе из очереди граждан из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» Паздникова Р.И. по постановлению администрации муниципального района «Вуктыл» от 14 июня 2013 года № 06/618 «Об изменении условий, на основании которых осуществлена постановке на учет в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» переведена, в категорию «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с датой постановки на учет - 13 июня 2013 года.
В адрес администрации муниципального района «Вуктыл» 26 февраля 2015 года от Паздниковой Р.И. поступило заявление о переводе в категорию «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства», с датой постановки на учет - 24 апреля 2012 года, в соответствии со справкой серии МСЭ-2011 № об установлении второй группы инвалидности бессрочно, выданной заявителю 24 апреля 2012 года.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, вынесено постановление администрации муниципального района «Вуктыл» от 07 апреля 2015 года № 04/293 «Об изменении условий, на основании которых осуществлена постановка на учет в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
На основании данного постановления номер очередности Паздниковой Р.И. перенесен с датой постановки на учет - 24 апреля 2012 года, то есть с момента выдачи справки об инвалидности бессрочно.
В дальнейшем, администрацией муниципального образования городского округа «Вуктыл» пакет документов на Паздникову Р.И. направлен в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми с составом семьи 2 человека, включая истца.
На основании приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 09 марта 2017 № 158 - ОД Паздникова Р.И. была включена в резервный список граждан - претендентов на получение сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год.
В администрацию муниципального образования городского округа «Вуктыл» 31 июля 2017 года поступило письмо Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, согласно которого Министерством отказано Паздниковой Р.И. в праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года.
Данный отказ мотивирован тем, что дата постановки на учет Паздниковой Р.И. должна определяться с даты подачи ею заявления о переходе в очередь по категории «инвалиды», а не с даты установления инвалидности.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Довод Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о том, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, в связи, с чем дата постановки на учет истца должна определяться с даты подачи им заявления о переходе в очередь по категории «инвалиды» - с 13 июня 2013 года не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований Паздниковой Р.И. Предоставление жилищной субсидии гарантировано государством. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истца о праве состоять в очереди граждан, претендующих на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с конкретной даты, отвечает положениям конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
Однако, принимая во внимание, что отзыв Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми содержит сведения о завершении в текущем 2017 году работы по выдаче сертификатов выпуска 2017 года в установленные федеральным законом сроки - ДД.ММ.ГГГГ и средства федерального бюджета использованы в полном объеме, истец подлежит включению в соответствующий список-получателей на 2018 год.
В настоящее время истец имеет регистрацию и фактически проживает по адресу: <адрес>
На основании договора дарения жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ П. (супруг истца) подарил указанное жилое помещение сыну И. Инвентаризационная стоимость данного объекта недвижимости в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости составляет <данные изъяты>.
В связи с чем, истец Паздникова Р.И., уточнив исковые требования, просила суд при расчете социальной выплаты не производить вычет стоимости данного жилого помещения из социальной выплаты.
Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» установлен положениями ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с абз. 4 ст. 6 указанного Федерального закона в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Указанная редакция абзаца 4 статьи 6 данного Федерального закона от 07 июня 2017 года действует с 18 июня 2017 года. Однако, ранее действовавшая редакция Закона от 17 июля 2011 года, вступившая в действие с 01 января 2012 года, также содержала аналогичную норму в части уменьшения размера жилищной субсидии в случае отчуждения принадлежащего им на праве собственности жилого помещения. В свою очередь редакция, действовавшей до 01 января 2012 года, также содержала требования об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину - участнику программы на праве собственности, и уменьшении размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Учитывая, что сделка, совершенная супругом истца Паздниковой Р.И., включенного в члены семьи получателя жилищного сертификата, по отчуждению жилого помещения была совершена после выражения истцом своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признании ее участником в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, то стоимость данного жилья должна учитываться при принятии решения о выдаче истцу жилищной субсидии.
Таким образом, исковые требования Паздниковой Р.И. об обязании выделения государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера социальной выплаты, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Вуктыл Республики Коми в интересах Паздниковой Раисы Ивановны к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24 апреля 2012 года, без уменьшения размера социальной выплаты; восстановлении в сводном списке граждан - получателей сертификатов на 2017 год с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года - удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Вуктыл» направить в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми актуализированный пакет документов в отношении Паздниковой Раисы Ивановны, как претендента на получение сертификата на 2018 год по Республике Коми по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года.
Обязать Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признать за Паздниковой Раисой Ивановной право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24 апреля 2012 года и восстановить Паздникову Раису Ивановну с составом семьи 2 человека, в сводном списке граждан - получателей сертификатов на 2018 год по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 24 апреля 2012 года.
В удовлетворении исковых требований Паздниковой Раисы Ивановны к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании выделения государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера социальной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца путем подачи жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева