Дело № 2-436/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2016 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Березовской Н.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В., истицы Калашниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Калашниковой О.В. к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Калашниковой О.В. к администрации города Зеи с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка по обращению Калашниковой О.В. по вопросу нарушения жилищных прав. Проверкой установлено: на основании ордера <Номер обезличен> от 27 октября 1997 года Калашникова О.В. являлась нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. На основании ордера <Номер обезличен> от 16 ноября 2001 года Калашникова О.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением администрации г. Зеи <Номер обезличен> от 25 июля 2007 года жилые помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес> включены в реестр жилых помещений маневренного фонда г. Зеи. В настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 30,2 кв.м, Калашникова О.В. занимает на основании договора найма специализированного жилого помещения от 12 октября 2009 года <Номер обезличен>. Несмотря на то, что с Калашниковой О.В. заключен договор найма специализированного жилого помещения, она продолжала проживать в указанном жилом помещении на условиях договора социального найма жилого помещения. Согласно актам и заключению межведомственной комиссии от 04 мая 2007 года и 02 июля 2014 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания в нем граждан. С 28 февраля 2005 года Калашникова О.В. состоит на учете в администрации г. Зеи в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До настоящего времени администрацией г. Зеи в нарушение действующих норм жилищного законодательства решение о предоставлении Калашниковой О.В. иного жилого помещения не принято, чем существенным образом нарушены ее жилищные права. В связи с чем просит обязать администрацию города Зеи предоставить Калашниковой О.В. в городе Зея Амурской области по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30,2 кв.м.
Определением суда от 24 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Зея.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Зейского района Олиферов М.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.
Истец Калашникова О.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика – Администрации города Зеи Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявления, согласно которым исковые требования не признал по следующим обстоятельствам. На основании ордера от 16 ноября 2001 года <Номер обезличен> Калашникова О.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Впоследствии в отношении вышеуказанного жилого помещения с Калашниковой О.В. был заключен договор найма специализированного жилого помещения от 12 октября 2009 года <Номер обезличен>. В данном жилом помещении Калашникова О.В. зарегистрирована по месту жительства с 28 октября 1997 года. С 28 февраля 2005 года Калашникова О.В. состоит на учете в администрации г. Зея в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Заключением межведомственной комиссии от <Дата обезличена> многоквартирный жилой <адрес> признан непригодным для проживания в нем граждан. Постановлением администрации города от 31 июля 2015 года № 1330 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы», включающая подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зане Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области», которой предусмотрено, в том числе, переселение жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Реализация мероприятий по данной подпрограмме осуществляется за счет федеральных и областных средств с учетом софинансирования бюджета города в размере 2,5%. Переселение граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания (в том числе из <адрес>), предусмотрено посредством предоставления им благоустроенных жилых помещений и будет осуществляться по мере доведения до города Зеи в рамках реализации указанной подпрограммы достаточного объема финансирования из бюджетов соответствующих уровней. Поскольку до настоящего времени финансирование в объеме, достаточном для реализации подпрограммы, городу Зее не доведено, то переселить жильцов многоквартирного <адрес>, в том числе и Калашникову О.В. в рамках подпрограммы в настоящее время не представляется возможным. В свою очередь администрация города Зея не имеет возможности переселить Калашникову О.В. в другое жилое помещение иным способом кроме как за счет средств подпрограммы, в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, отвечающих установленным техническим и санитарным нормам. Кроме того, Калашникова О.В. в администрацию г. Зея с заявлением о внеочередном предоставлении ей жилого помещения не обращалась, ввиду чего оснований для предоставления ей жилого помещения в настоящее время не имеется. Также, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку ответчиком является орган местного самоуправления, то приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для предоставления его истцу должно осуществляться путем заключения муниципального контракта в порядке и с соблюдением сроков, определенных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На основании изложенного, в случае удовлетворения требований прокурора и установлении обязанности администрации города предоставить Калашниковой О.В. жилое помещение, в решении суда должен быть указан срок, в течение которого данная обязанность должна быть выполнена, определенный с учетом требований законодательства о закупках.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зея, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, поддерживает позицию изложенную администрацией г. Зея.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, его представителя, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан.
В судебном заседании установлено, что прокурор Зейского района обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов Калашниковой О.В., в связи с подачей ею 20 февраля 2016 года заявления прокурору о защите ее жилищных и социальных прав.
При таких обстоятельствах обращение с данным иском в суд прокурора Зейского района законно и обоснованно.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных павах от 19 декабря 1966 года, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. 47 названного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе, о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
В соответствии с п. 49 названного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как было установлено в судебном заседании, Калашникова О.В. с 27 октября 1997 года являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании ордера <Номер обезличен>. Указанный факт сторонами не оспаривается и подтверждается также поквартирной карточкой на указанное жилое помещение.
С 16 ноября 2001 года Калашникова О.В. являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании ордера <Номер обезличен>, что также не оспаривается сторонами и подтверждается корешком ордера на жилую площадь муниципального жилищного фонда социального использования.
Постановлением главы города Зея <Номер обезличен> от 25 июля 2007 года был утвержден реестр жилых помещений маневренного фонда, в который внесен, в том числе, и жилой <адрес> комнаты <Номер обезличен> по <адрес> в <адрес>.
12 октября 2009 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Зеи с Калашниковой О.В. был заключен договор <Номер обезличен> найма специализированного жилого помещения, которым Калашниковой О.В. и членам ее семьи наймодатель передал за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Соглашением о продлении договора <Номер обезличен> от 12 октября 2009 года найма специализированного жилого помещения и внесении в него изменений от 12 ноября 2015 года настоящий договор был продлен до 12 октября 2016 года и исключены подпункты 1, 2 пункта 1.5, в которых имелось указание на членов семьи Калашниковой О.В.
Как следует из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи № 08-03/2/455 от 14 марта 2016 года, Калашникова О.В., <Дата обезличена> года рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 28 февраля 2005 года.
Согласно акту об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания <Номер обезличен> от 04 мая 2007 года, комиссией, созданной в соответствии с постановлением главы города от 31 мая 2006 года № 801, было произведено обследование жилого дома по адресу: <адрес> целью определения пригодности для постоянного проживания. Комиссия пришла к выводу, что по техническому состоянию данный жилой дом относится к категории аварийных, непригодных для постоянного проживания; восстановление жилого дома требует значительных затрат, сопоставимых с новым строительством, и предложила рассмотреть вопрос о возможности предоставления жильцам другого, пригодного для проживания жилья; продажи земельного участка под строительство жилого или общественного здания со сносом существующего строения.
02 июля 2014 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации города Зея от 26 июня 2014 года <Номер обезличен>, также было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого был составлен акт обследования помещения и вынесено заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, согласно которым комиссия пришла к выводу, что данный жилищный фонд не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому, и является непригодным для проживания граждан.
Постановлением главы администрации города Зея № 1330 от 31 июля 2015 года была утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы» в новой редакции. В перечень жилых домов признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015-2020 годах, в рамках данной программы включен, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно указанному перечню планируемая дата окончания переселения указанного жилого дома – 25 декабря 2016 года.
Как следует из ответа администрации г. Зея от 18 февраля 2016 года на запрос прокуратуры Зейского района, согласно актам и заключению межведомственной комиссии от 04 мая 2007 года и 02 июля 2014 года многоквартирный жилой <адрес> признан непригодным для проживания в нем граждан и включен в программу «переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города от 31 июля 2015 года № 1330. Планируемые сроки переселения в соответствии с подпрограммой – 2016-2020 годы. Реализация мероприятий по данной подпрограмме осуществляется за счет федеральных и областных средств с учетом софинансирования бюджета города в размере 2,5%. Расселение граждан, проживающих в аварийном жилье, в том числе <адрес>, путем предоставления им благоустроенных жилых помещений, будет осуществляться по мере доведения до города Зеи в рамках реализации указанной подпрограммы достаточного объема финансирования. С заявлением о предоставлении другого жилого помещения в администрацию г. Зея Калашникова О.В. не обращалась. Какие-либо другие жилые помещения Калашниковой О.В. не предлагались. В настоящее время администрация г. Зеи улучшить жилищные условия Калашниковой О.В. самостоятельно, без предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья не имеет возможности, в связи с отсутствием свободных жилых помещений отвечающих техническим и санитарным нормам. В период с 2005 года и по настоящее время гражданам, проживающим в жилом <адрес> предоставлялись благоустроенные жилые помещения, в частности были представлены жилые помещения трем гражданам. В 2010 году за счет средств бюджета города в рамках долгосрочной целевой программы «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в городе Зее на период 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города от 15 октября 2009 года <Номер обезличен> был выполнен капитальный ремонт в жилом доме по адресу: <адрес> на сумму 664980 руб., в том числе: ремонт внутренних систем холодного водоснабжения и канализации жилого дома на сумму порядка 215000 руб.; ремонт кровли на сумму 350000 руб.; общестроительные работы (заполнение оконных проемов, утепление стен) по жилищному фонду, расположенному по адресу: <адрес>, по <адрес> на сумму 99980 руб. На 2015 год средств в бюджете города на проведение ремонта внутренних систем электроснабжения жилого дома по <адрес> предусмотрены не были, в связи с отсутствием источника финансирования. Тем не менее, по мере исполнения доходной части бюджета в течение 2016 года планируется внести изменения в бюджет города в части увеличения расходной части бюджета по главному распорядителю средств «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи» по подпрограмме «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в городе Зее» на проведение работ по ремонту внутренних систем электроснабжения жилого дома по <адрес>.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая, время вселения истицы Калашниковой О.В. и период пользования спорной квартирой, суд приходит к выводу о необходимости применения как положения ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения, так и нормы ЖК РФ, регулирующего рассматриваемые правоотношения на момент разрешения спора.
Согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Таким образом, действие ордера с введением в действие ЖК РФ не утратило своей силы и распространяется на отношения, возникшие после 1 марта 2005 года.
Как следует из корешка ордера <Номер обезличен> от 16 ноября 2001 года, на основании которого Калашникова О.В. проживала по адресу: <адрес>, указанный корешок ордера был выдан ей на жилую площадь муниципального жилищного фонда социального использования.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что после 1 марта 2005 года между Калашниковой О.В. и администрацией г. Зея фактически сложились отношения, регулируемые нормами о жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 83 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Как установлено в судебном заседании, ранее жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлены Калашниковой О.В. на основании ордера на жилую площадь муниципального жилищного фонда социального использования.
Постановлением главы города Зея от <Номер обезличен> от 25 июля 2007 года жилой <адрес> комнаты <Номер обезличен> по <адрес> в <адрес> был переведен в жилые помещения маневренного фонда, в связи с чем Комитету по муниципальным имуществом было поручено заключить договоры найма специализированных жилых помещений с проживанием в нем граждан, а также с вновь заселяемыми гражданами.
12 октября 2009 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Зеи с Калашниковой О.В. был заключен договор <Номер обезличен> найма специализированного жилого помещения, которым Калашниковой О.В. и членам ее семьи наймодатель передал за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.2. указанного договора жилое помещение предоставлено нанимателю до момента улучшения своих жилищных условий (приобретение жилого помещения в собственность, выделение жилого помещения по договору социального найма, иных оснований, предусмотренных ст.ст. 95, 106 ЖК РФ).
Соглашением о продлении договора <Номер обезличен> от 12 октября 2009 года найма специализированного жилого помещения и внесении в него изменений от 12 ноября 2015 года настоящий договор был продлен до 12 октября 2016 года и исключены подпункты 1, 2 пункта 1.5, в которых имелось указание на членов семьи Калашниковой О.В..
Вместе с тем, ответчиком не было представлено доказательств того, что ранее заключенный с Калашниковой О.В. договор социального найма был прекращен, а именно, не было представлено письменного согласие на расторжение указанного договора от Калашниковой О.В., Калашникова О.В. не выезжала из жилого помещения, предоставленного ей по договору социального найма (ордеру), а проживает в нем до настоящего времени. Кроме того, на момент перевода указанного жилого дома в маневренный фонд не было и оснований, перечисленных в ст. 85 Жилищного кодекса РФ для расторжения договора социального найма жилого помещения.
Кроме того, согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному фонду, утвержденных постановлением Правительства от 26 января 2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.
Из представленных суду материалов следует, что жилой <адрес> 1 по 22 комнаты был переведен в жилые помещения маневренного фонда 25 июля 2007 года. Однако, на момент перевода данного жилого дома в жилые помещения маневренного фонда Калашникова О.В. проживала в указанном доме на основании ордера на жилую площадь муниципального жилищного фонда социального использования, договор социального найма жилого помещения с ней надлежащим образом прекращен не был.
Статьей 85 Жилищного кодекса РФ, установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2010 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.
Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью 30,2 кв.м., то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом, несмотря на то, что жилищной комиссией в заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 02 июля 2014 года не разрешен вопрос о том, подлежит либо нет указанный жилой дом ремонту или реконструкции, указанный жилой дом признан непригодным для проживания, с указанием на то, что указанное жилое помещение не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предъявляемым к жилому дому и является непригодным для проживания граждан.
Одновременно суд учитывает, что в соответствии с п. 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, по результатам работы комиссия принимает только одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Более того, как следует из акта об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания № 2 от 04 мая 2007 года, комиссия после осмотра указанного жилого дома пришла к выводу о том, что по техническому состоянию данный жилой дом относится к категории аварийных, непригодных для постоянного проживания, восстановление жилого дома требует значительных затрат, сопоставимых с новым строительством. При этом, несмотря на проводимые в 2010 году мероприятия по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключением межведомственной комиссии от 02 июля 2014 года указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания граждан.
Из представленных на запрос прокуратуры Зейского района пояснений администрации г. Зея следует, что на 2015 год средств в бюджете города на проведение ремонта внутренних систем электроснабжения жилого дома по <адрес> предусмотрены не были, в связи с отсутствием источника финансирования. Тем не менее, по мере исполнения доходной части бюджета в течение 2016 года планируется внести изменения в бюджет города в части увеличения расходной части бюджета по главному распорядителю средств «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи» по подпрограмме «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в городе Зее» на проведение работ по ремонту внутренних систем электроснабжения жилого дома по <адрес>.
Вместе с тем администрацией г. Зея достоверных и допустимых доказательств о намерении ремонтировать указанный жилой дом не представлено.
Более того, Постановлением главы администрации города Зея № 1330 от 31 июля 2015 года была утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы» в новой редакции; в перечень жилых домов признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015-2020 годах, в рамках данной программы включен, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно указанному перечню планируемая дата окончания переселения указанного жилого дома – <Дата обезличена>.
Указанное свидетельствует о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в ближайшее время ремонту не подлежит, а планируется именно к переселению проживающих в нем граждан.
На основании ч. 2 ст. 15, ст., 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма является пригодное для проживания жилое помещение. При этом, с учетом представленных суду доказательств, суд полагает, что жилое помещение, в котором проживает истец представляет опасность для ее жизни и здоровья по причине недопустимого уровня надежности, прочности, устойчивости строительных конструкций, оснований жилого дома, отсутствия холодного водоснабжения в необходимом количестве и полного отсутствия горячего водоснабжения, деформации трубы канализации, провисания проводки.
По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса РФ, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора Зейского района о возложении обязанности на администрацию города Зея по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью не менее 30,2 кв.м в г. Зея Амурской области Калашниковой О.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Ответчиком заявлено ходатайство об указании в решении суда, в случае удовлетворения требований прокурора и установлении обязанности администрации города предоставить Калашниковой О.В. жилое помещение, на срок, в течение которого данная обязанность должна быть выполнена, определенный с учетом требований законодательства о закупках.
Вместе с тем, суд считает, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку в данном же случае на ответчика постановленным решением возложена обязанность, связанная с передачей имущества – предоставлением взамен непригодного для проживания другого жилого помещения.
Кроме того, ответчиком не представлялись и судом не исследовались доказательства тому, что за период с 2007 года по настоящее время состояние дома каким-либо образом улучшилось, и дальнейшее проживание в нем жильцов при таких выводах комиссии является безопасным и не представляет угрозы их жизни и здоровью.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Зейского района в интересах Калашниковой О.В., удовлетворить.
Обязать администрацию города Зея Амурской области предоставить Калашниковой О.В. в городе Зея Амурской области по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 16 марта 2016 года.
Судья