Дело №2-585/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Ананичевой Н.Б.,
при секретаре Ильиной Н.В.,
с участием представителя процессуального истца помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Гуслова Е.А., представителя ответчика Демешкиной М.А., действующей на основании доверенности №01-03-48 от 19.01.2017 сроком полномочий до 31.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» об обязании соблюдения природоохранного законодательства,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» (сокращенное наименование – ООО «Томскгеонефтегаз»), в котором просит обязать ответчика при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на Соконварском нефтяном месторождении, расположенном в Александровском районе Томской области, не позднее 31.12.2017 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки указанного месторождения.
Свои требования мотивировал тем, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области проведена проверка исполнения нефтегазодобывающими предприятиями Томской области лицензионных условий и требований проектной документации в части объемов утилизации попутного нефтяного газа (далее по тексту – растворенный газ), в ходе которой установлено, что ответчиком осуществляется геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья на Соконварском нефтяном месторождении, расположенном на участке недр «Проточный-2» в Александровском районе Томской области. В соответствии с условиями лицензии ТОМ15067НР ООО «Томскгеонефтегаз» приняло на себя обязательства по обеспечению соблюдения требований технического проекта разработки месторождения, а также по выполнению установленных законодательством требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В 2016 году ответчиком на Соконварском нефтяном месторождении добыто 3,747 тысячи тонн нефти, извлечено 0,23 млн. м3 растворенного газа. Действующим проектным документом на разработку Соконварского нефтяного месторождения является «Технологическая схема разработки Соконварского нефтяного месторождения Томской области», которым в 2016 году на данном месторождении установлен уровень использования растворенного газа в размере не менее 95%. Учитывая, что действующим природоохранным законодательством установлена обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, требования закона ответчиком не выполнены, поскольку уровень использования растворенного (попутного) газа на Соконварском нефтяном месторождении в 2016 году был обеспечен ООО «Томскгеонефтегаз» лишь на уровне 0,9%. Непринятие мер по комплексному извлечению из недр попутного нефтяного газа на указанном месторождении и его использованию влечет сверхнормативную потерю добытого попутного газа на уровне 94,1% и указывает на нерациональное использование ООО «Томскгеонефтегаз» недр при их разработке. Общий объем неиспользованного вопреки указанным требованиям попутного нефтяного газа, сожженного ООО «Томскгеонефтегаз» на факелах в 2016 году, превысил 0,21млн.м3. Прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добытого газа – его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ (продуктов горения газа) в атмосферный воздух, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Неисполнение ответчиком предусмотренной законом обязанности в последующих периодах эксплуатации названного месторождения неизбежно приведет к нарушению прав граждан в будущем.
С учётом характера и объеме мероприятий, необходимых для создания на месторождении соответствующих объектов переработки и инфраструктуры, а также степени экологической опасности изложенных нарушений, установленный технологическим проектом минимальный уровень использования попутного нефтяного газа (растворенного газа), добываемого на Соконварском нефтяном месторождении, должен быть обеспечен ООО «Томскгеонефтегаз» не позднее 31.12.2017.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Гуслов Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что несоблюдение минимального уровня использования попутного нефтяного газа нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку оказывает существенное негативное влияние на окружающую природную среду.
Представитель ответчика ООО «Томскгеонефтегаз» Демешкина М.А. в судебном заседании иск не признала, суду пояснив, что в настоящее время на месторождении забор нефти приостановлен, организацией ведется работа по внесению изменений в проектную документацию, в связи с чем на данной стадии проект утилизации попутного газа представить не представляется возможным. По существу против возражения исковых требований не возражала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
В силу ст. 52 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 (в ред. от 03.07.2016) права и обязанности пользователя недр возникают у него с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Из материалов дела следует, что на основании лицензии ТОМ15067НР, зарегистрированной 29.12.2010 Федеральным агентством по недропользованию МПР России, ООО «Томскгеонефтегаз» осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на Соконварском нефтяном месторождении, расположенном на участке недр «Проточный-2» в Александровском районе Томской области.
В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 (в ред. от 03.07.2016) Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Статьей 22 данного Закона предусмотрено, что обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ закреплена наряду с обязанностью выполнения условий, установленных лицензией.
Судом установлено, что проектным документом разработки Соконварского нефтяного месторождения является «Технологическая схема разработки Соконварского нефтяного месторождения Томской области», согласованная протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС 23.12.2015 №1073.
Таким образом, требования по рациональному комплексному использованию недр при разработке месторождений определены при составлении проектной документации.
В соответствии с указанным проектным документам уровень использования растворенного газа на Соконварском нефтяном месторождении Томской области в 2016 г. установлен в размере 95%.
Согласно сведениям об объемах добычи в 2016 году нефти, газа и утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях ООО «Томскгеонефтегаз» фактический уровень использования растворенного газа на Соконварском нефтяном месторождении соответствовал 0,9%.
Таким образом, вместо использования, ООО «Томскгеонефтегаз» сожжено на факелах 0,21млн.м3 газа, добытого при разработке Соконварском нефтяном месторождении, что в нарушение вышеприведенных норм закона и установленных проектной документацией параметров свидетельствует о несоответствии в 2016 году обеспечения минимального уровня использования (утилизации) добываемого растворенного газа ООО «Томскгеонефтегаз».
Прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Указанные выводы суда также подтверждаются постановлением Росприроднадзора по Томской области от 20.02.2017 о назначении ООО «Томскгеонефтегаз» административного наказания №Н-068 (б/н-02-02-2017), объяснениями генерального директора ООО «Томскгеонефтегаз» Назаревича И.В.
При таких данных выявленные прокурором нарушения минимального уровня использования попутного нефтяного газа ООО «Томскгеонефтегаз» в 2016 году нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Характер прокурорского надзора определяется его задачами, назначением прокуратуры как органа, осуществляющего контроль и надзор за законностью и ведет к утверждению единообразного и точного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями и должностными лицами на всей территории Российской Федерации. Главным критерием оценки прокуратурой деятельности объектов надзора служит, в том числе, соответствие их деятельности требованиям законом и изданных на их основе подзаконных актов. При выявлении нарушений прокурор обязан требовать устранения правонарушений, причин и условий, им способствующих.
В соответствии со ст.11 ГК РФ, ст.ст.3,4,5 ГПК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке.
Статья 27 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, компетенция Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в части обращения с настоящим иском обусловлена необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере природоохранного законодательства, поскольку в судебном заседании на основании представленных доказательств установлено нарушение ответчиком в 2016 году положений природоохранного законодательства, заключающееся в нерациональном использовании попутного газа и, как следствие, приводящее к повышенному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу и загрязнению окружающей среды, что отражается на здоровье и благополучии неопределенного круга граждан.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом заявленных исковых требований, основанных на техническом проекте разработки указанного месторождения, минимальный уровень использования попутного нефтяного газа должен быть обеспечен ООО «Томскгеонефтегаз» не позднее 31.12.2017.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» об обязании соблюдения природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на Соконварском нефтяном месторождении, расположенном в Александровском районе Томской области, не позднее 31.12.2017 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки месторождения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 6000,00 руб., от которой истец был освобожден в силу закона при подаче иска.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Ананичева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>