Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21.01.2015 года
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Данияровой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-99/2015 по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Тюменской области, Администрации <данные изъяты> муниципального образования об обязании передать субвенции для организации приюта, пункта временного содержания безнадзорных животных, обязании организовать приют для безнадзорных домашних животных и пункт временного содержания домашних животных,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты> муниципального образования (далее Администрация) об обязании организовать приют для безнадзорных домашних животных, пункт временного содержания домашних животных. Требования мотивированны тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья людей на территории <данные изъяты> муниципального образования. Проверкой установлено, что органом местного самоуправления- администрацией <данные изъяты> муниципального образования вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются не надлежащим образом. Так, в нарушение действующего законодательства, Администрацией отлов безнадзорных домашних животных не организован, приют для безнадзорных домашних животных, пункт временного содержания, не созданы.
ДД.ММ.ГГГГ года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Тюменской области, в качестве третьего лица Администрация <данные изъяты> муниципального района. Прокурор требования уточнил, просит обязать Правительство Тюменской области в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную передать администрации <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Тюменской области субвенции для реализации полномочий, предусмотренные ч.1 ст. 6 Закона Тюменской области от 07.04.2003 №130 «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области», в части организации приюта для безнадзорных домашних животных и пункт временного содержания домашних животных. Обязать Администрацию <данные изъяты> МО организовать приют для безнадзорных домашних животных и пункт временного содержания домашних животных в течение <данные изъяты> месяцев после передачи Администрации <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Тюменской области соответствующих субвенций Правительством Тюменской области. Требования мотивирует тем, что в силу ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации. Статьями 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены полномочия соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и согласно ст. 6 указанного закона к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, контроль за их исполнением.
В силу ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 14.051993 N 4979-1 "О ветеринарии", а также ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Из положений норм федерального законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым, в том числе относятся и вопросы отлова безнадзорных животных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и не может быть отнесено к вопросам местного значения; к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится принятие мер направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предупреждение возникновения заразных заболеваний, общих для животных и людей, к таковым, в том числе относятся вопросы организации отлова безнадзорных животных, содержание их в специальных приемниках и их регистрация, установление тарифов по содержанию отловленных безнадзорных животных, установление порядка захоронения (утилизации) умерших безнадзорных животных также отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3 (не исключая подпункта 49) вышеуказанного Федерального закона.
Вместе с тем, положениями ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. В соответствии п. 3 ст. 5 Закона Тюменской области от 07.04.2003 N 130 "О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области" к компетенции органов государственной власти Тюменской области в сфере содержания и защиты домашних животных относятся определение компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с п.п. 8, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья граждан. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона органы местного самоуправления вправе определять порядок отлова, методы регулирования численности безнадзорных домашних животных и захоронения их останков, создавать муниципальные организации - приюты для безнадзорных домашних животных, гостиницы для домашних животных, владельцы которых временно отсутствуют, пункты временного содержания домашних животных, а также содействовать созданию в этих же целях иных организаций. В силу требований ч. 1 ст. 15 Закона, отлов безнадзорных домашних животных осуществляется муниципальными и другими организациями либо гражданами, заключающими договор с органами местного самоуправления, в соответствии с настоящим Законом. Согласно положениям пункта 9.1 санитарных правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 г. № 54 мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства.
В соответствии с п. 9.5 Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В нарушение требований действующего законодательства администрацией <данные изъяты> муниципального образования отлов безнадзорных домашних животных не организован, муниципальные организации - приют для безнадзорных домашних животных, пункт временного содержания, не созданы, при этом иные организации либо граждане, с которыми бы администрацией <данные изъяты> муниципального образования был заключен договор на отлов животных не имеется, содействие в организации приюта для безнадзорных домашних животных, пунктов временного содержания домашних животных иными организациями не оказывается. Правительством Тюменской области финансирование на проведение вышеуказанных мероприятий не выделено.
Вследствие указанного бездействия правительства Тюменской области и органа местного самоуправления в населенных пунктах Новотарманского муниципального образования распространены случаи нахождения собак, являющихся источником повышенной опасности, без присмотра в общественных местах, что представляет реальную опасность жизни и здоровью граждан, имуществу жителей поселения (домашней птице и домашним животным), создается угроза нападения собак на граждан, и в первую очередь на наименее защищенных - детей, а также угроза распространения заболеваний.
ДД.ММ.ГГГГ года в судебном заседании прокурор вновь уточнил исковые требования. Просит обязать Правительство Тюменской области передать Администрации <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Тюменской области субвенции для организации приюта, пункта временного содержания безнадзорных животных, а также для осуществления иных полномочий предусмотренных Законом Тюменской области от 07.04.2003 №130 «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области», ст. 9.1, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», связанных с регулированием численности безнадзорных животных на территории <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> муниципального района <адрес> путем их отлова и содержания в приюте, пункте временного содержания безнадзорных животных.
В судебном заседании прокурор Есипова ФИО9 поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> муниципального образования – Сутягина ФИО10 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.94) не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, суду пояснила, что у ответчика отсутствуют средства для организации приюта, пункта временного содержания безнадзорных животных, хотя такая проблема в <данные изъяты> существует и без субвенций Правительства Тюменской области реализация Закона Тюменской области от 07.04.2003 N 130 "О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области" невозможна.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области – Архипова ФИО12 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года №, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.128-131), суду пояснила, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, однако Законом Тюменской области от 01.11.2013 года №86 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» передача полномочий <данные изъяты> МО не предусмотрена, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления субвенций. Кроме того, удовлетворение заявленных требований повлечет вмешательство в компетенцию Правительства в части бюджетного финансирования, что является нарушением ст.28, 31 Бюджетного кодекса РФ. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Администрации <данные изъяты> муниципального района – Балахнина ФИО14 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.112), возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.109-111), суду пояснила, что в соответствии с Законом Тюменской области от 07.04.2003 года №130 «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области» орган местного самоуправления вправе создавать приюты для безнадзорных животных, пункты временного содержания домашних животных. Данным законом такая обязанность на Администрацию <данные изъяты> муниципального образования не возложена, в связи с чем, суд не может обязать ответчика совершить указанные действия. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой <данные изъяты> района проведилась проверка по заявлениям жителей поселка <данные изъяты>, поступивших в Администрацию <данные изъяты> МО по впросам отлова безнадзорных живтоных (л.д.10-12).
Согласно ответа Администрации <данные изъяты> МО от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.8), договор на отлов безнадзорных животных, на регулирвоание их числености на ДД.ММ.ГГГГ год не заключен, т.к. на территории <данные изъяты> муниципального района нет организаций, выполняющих данные услуги.
В соответствии с пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета. Однако такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципа самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
Принимая во внимание, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, суд приходит к выводу о том, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Из положений вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым, в том числе относятся и вопросы отлова безнадзорных животных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и не может быть отнесено к вопросам местного значения, которые составляют компетенцию органов местного самоуправления.
Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
На момент рассмотрения дела, закон Тюменской области, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам регулирования численности безнадзорных животных, не принят.
Согласно ст. 6 Закона Тюменской области от 07.04.2003 N 130 (ред. от 11.10.2013) "О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области" органы местного самоуправления вправе: устанавливать особые правила выгула домашних животных в случаях объявления карантина, возникновения очагов бешенства, массового падежа домашних животных, эпизоотий; определять порядок отлова, методы регулирования численности безнадзорных домашних животных и захоронения их останков; создавать муниципальные организации - приюты для безнадзорных домашних животных, гостиницы для домашних животных, владельцы которых временно отсутствуют, пункты временного содержания домашних животных, а также содействовать созданию в этих же целях иных организаций и др.
Однако, данный Закон Тюменской области не является законом, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам регулирования численности безнадзорных животных, поскольку он не содержит обязательных условий, предусмотренных ст. 19 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанный Закон Тюменской области от 07.04.2003 N 130 не возлагает на органы местного самоуправления обязанностей по вопросам регулирования численности безнадзорных животных.
Поскольку Тюменской областью полномочия по вопросам регулирования численности безнадзорных животных органам местного самоуправления не переданы, субвенции на осуществление данных полномочий не могут быть переданы, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.194-199, ст.55-56 ГПК РФ, ст.19 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тюменской области от 07.04.2003 года №130 «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области»,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Прокурора <данные изъяты> района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Тюменской области, Администрации <данные изъяты> муниципального образования об обязании передать субвенции для организации приюта, пункта временного содержания безнадзорных животных, обязании организовать приют для безнадзорных домашних животных и пункт временного содержания домашних животных, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны вправе ознакомиться 27.01.2015 года.
Федеральный судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 27.01.2015 года.
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-99/2015 в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение вступило в законную силу «____»____________2015 года
Копия верна.
Судья Хромова С.А